Слово «анархизм», как правило, вызывает у людей старшего поколения примерно одни и те же ассоциации: матросы, непременно пьяные, черный флаг с черепом и костями, загадочная и «нелепая» фраза: «Анархия — мать порядка!». У молодежи свои ассоциации: Егор Летов с анархическим значком на груди и с песней: «Убей в себе государство!» и панки, подражающие своим кумирам и рисующие на заборах букву «А» в круге. Да, все это в какой-то мере имеет отношение к анархизму, но…
Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации — подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Феодосия Косого и французского философа конца XVIII века Пьера Сильвена Марешаля. Роднящее упомянутых мыслителей умонастроение уместно обозначить термином «протоанархизм».
Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам
В конце XVIII столетия Европа вступила в эпоху великих революций. Наступил период осознания и утверждения человеческой индивидуальности, крушения основ традиционного общества. Именно в результате этих кардинальных перемен, прежде всего в мировоззрении, и возник анархизм — сначала как философское учение, а затем и как составляющая часть революционного движения. Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830 — 1840-е годы, когда четко обозначились два основных направления анархической мысли — социологически-коммунистическое, делающее упор на построении свободного общества, и философски-индивидуалистическое, подчеркивающее уникальность отдельной личности.
Портрет Уильяма Годвина. Джеймс Норткот, 1802 год
Первым теоретиком современного анархизма по праву считается английский философ и романист Уильям Годвин, который сформулировал такие важнейшие постулаты, как необходимость уничтожения государства, децентрализации общественной жизни и производства, противоположность интересов общества и государства. Исходя из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты, Годвин предлагал анархо-коммунистическую программу социальных преобразований. Будучи приверженцем идей Просвещения, он верил в силу слова, в возможность преобразовать общество путем пропаганды и считал, что благодаря убеждению государство падет, а на смену ему придет конфедерация сообществ.
Макс Штирнер, эскиз Фридриха Энгельса
Основоположником второго, анархо-индивидуалистического направления, был немецкий философ Макс Штирнер. Мыслитель считал существование государства незаконным и противоестественным, поскольку оно является помехой личному счастью каждого человека: «Государство всегда занято тем, чтобы ограничивать, обуздывать, связывать, подчинять себе отдельного человека, делать его «подданным» чего-нибудь всеобщего». По мнению Штирнера, государство, в конечном счете, исчезнет само в результате повсеместного распространения эгоизма.
Воззрения философов во многом дополняют друг друга, и возникшие впоследствии многочисленные анархические течения основывались на различных вариантах сочетания стремлений к индивидуальной свободе и к социальной справедливости.
Пьер Жозеф Прудон и его дети. Гюстав Курбе, 1865 год
«Отцом анархизма» по праву считается французский мыслитель Пьер Жозеф Прудон. Он имел множество сторонников и последователей и открыто называл себя анархистом: «Хотя я большой приверженец порядка, тем не менее, я в полном смысле слова анархист». Ему же принадлежит знаменитая фраза: «Анархия — мать порядка», хотя стоит отметить, что в оригинале она звучала немного по-другому: «Республика есть позитивная анархия… Это взаимная свобода… свобода не дочь, а мать порядка!».
Прудон предлагал заменить государственную власть и социальную иерархию добровольным союзом свободных личностей, общин и местностей. В своих построениях он опирался на общинное самоуправление, противопоставляя его деспотизму государства. Философ считал, что личности и общины, будучи суверенными субъектами, должны заключать между собой договора и согласовывать действия, исходя из своих интересов и сохраняя самоуправление и независимость. В результате на смену централизованному государству должно прийти самоуправляющееся федеративное общество. Прудон признавал только одну правовую норму — соблюдение свободных договоров. Договорной порядок должен заменить порядок государственный, а вместо политического деления общества возникнет экономическое, когда все люди объединятся в некую федерацию ассоциаций на началах взаимопомощи, мютюэлизма — это понятие мыслитель считал ключевым. Компетенции государства, по его мнению, должны быть строго ограниченными: его ведению не принадлежат ни правосудие, ни финансы, ни образование, ни даже оборона страны — все эти функции возлагаются на местные сообщества. Эта федеративная организация со временем должна распространиться на всю Европу, а затем и на человечество в целом.
Французский мыслитель Пьер Жозеф Прудон — первый человек, назвавший себя анархистом
Благодаря Прудону анархизм распространился по всей Европе, найдя целый ряд выдающихся приверженцев. Историк анархизма Макс Неттлау пишет о Прудоне: «К несчастью, он умирал как раз в то время, когда возник Интернационал. Но в то же самое время огромная фигура Бакунина уже появилась, и на каких-нибудь 10 лет анархизм получил мощный толчок от этой замечательной личности».
Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения, а не просто как социологического учения или программы действий. Он считал, что там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода. По его словам, «государство — это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности. Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с цепью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».
Богу и религии Бакунин противопоставлял новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации — федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации — социализм и коллективную собственность трудящихся. Мыслитель видел в свободной федерации самодеятельных общин идеал общественного устройства, он считал государство главным орудием социального угнетения и призывал к его уничтожению революционным путем. На смену классово-государственным институтам должна прийти социалистическая федерация общин, коммун, трудовых коллективов. Движущей силой революции Бакунин считал в Европе пролетариат, а в России эту роль отводил крестьянству.
Таким образом, Бакунин развил и популяризировал идеи Прудона и инициировал появление мощного революционного движения почти по всей Европе, прежде всего в Испании, Италии, Швейцарии, Франции и России. Наиболее заметным проявлением этого процесса явились раскол в Первом интернационале и Парижская Коммуна, в которой анархисты сыграли одну из ведущих ролей.
Государство, по мнению Михаила Бакунина, — «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности”
В конце XIX века после провала ряда восстаний, жестких правительственных репрессий и ухода части рабочих в социал-демократические партии анархическое движение вступило в полосу идейного и организационного кризиса. Однако в эти годы оно продолжало расти вширь: многие эмигранты из Европы вели активную пропаганду анархизма на обоих американских континентах, выходило большое количество разнообразных изданий, брошюр и листовок. Широкую известность получили своеобразные анархические идеи американского писателя Генри Дэвида Торо, который одним из первых выдвинул идею гражданского неповиновения, призывая отказываться от сотрудничества с государством, уплаты налогов и воинской службы. В качестве средства борьбы аболиционист предлагал индивидуальное ненасильственное сопротивление общественному злу.
Конец XIX века ознаменовался широким распространением идей Фридриха Ницше, ставшего популярным среди европейских интеллектуалов и художников, а это, в свою очередь, привело к ренессансу в богемной среде анархо-индивидуалистических идей Штирнера, которого многие считали предтечей Ницше.
Л. Н. Толстой и его помощники составляют списки крестьян, нуждающихся в помощи, 1892 год
Своеобразным — «мирным» и полурелигиозным — вариантом анархизма в России было толстовство. Лев Толстой никогда прямо не называл себя анархистом, однако категорическое отрицание государства, патриотизма, армии и смертной казни самим писателем, а также организация его сторонниками значительного числа изданий и коммун, члены которых проповедовали принципы самоуправления, отказ от соучастия в государственной жизни — все это вносило свой вклад в развитие анархизма в России. Толстовские коммуны просуществовали в России до 1930-х годов и были окончательно разгромлены большевиками.
Своеобразным — «мирным» и полурелигиозным — вариантом анархизма в России было толстовство
К началу ХХ века широкое распространение получило анархо-коммунистическое учение Петра Кропоткина. Вскоре оно заняло господствующее положении в анархическом движении, привлекая многих революционеров детальной разработанностью, наличием как теоретического обоснования, так и конкретной программы действий.
Петр Кропоткин, около 1900 года
В России первые анархистские группы появились в 1903 году. В условиях охватившего страну социально-политического кризиса этот процесс шел по нарастающей, и уже через год в 27 городах и поселках южных и западных губерний действовало 29 групп. Самыми крупными центрами анархистского движения стали Екатеринослав, Одесса и польский Белосток. Однако поражение Первой русской революции и последовавшая реакция нанесли серьезный удар по анархистскому движению в России и на долгое время ослабили его позиции.
Накануне Октябрьской революции центрами анархического движения были сначала Санкт-Петербург и Кронштадт, а затем Москва и Украина, где действовала Конфедерация анархистов Украины «Набат», тесно связанная с повстанческой армией «батьки» Махно.
Нестор Махно, 1921 год
Нестор Махно был личностью незаурядной и противоречивой, и оценка его деятельности в разные годы менялась самым кардинальным образом. Официальная пропаганда в СССР изображала «батьку» и его соратников бандитами, позднее многие стали считать их настоящими народными героями, однако, несомненно одно — это движение действительно имело мощную поддержку в крестьянской среде. В 1918 — 1921 годах Нестор Махно возглавлял анархо-крестьянское движение на Украине, выступавшее под лозунгами «безвластного государства» и «вольных советов». Он вел борьбу против германских интервентов, белогвардейцев, а затем и против советской власти. В 1920 — 1921 годах он потерпел ряд поражений от Красной армии и эмигрировал.
Протесты 1968 года, породившие новые социальные движения, дали новый импульс анархистскому движению во всем мире
В 1920-е годы деятельность анархистов в СССР постепенно сошла на нет: часть из них уехала за рубеж, кто-то вступил в ВКП (б), других репрессировали.
Новый взлет анархического движения связан с мировой революцией второй половины 60-х годов, когда на улицы Нью-Йорка и Парижа, Рима и Берлина вышла бунтующая студенческая и рабочая молодежь, требующая свободы, преодоления отчуждения и гуманизации общества, реформы университетов, прекращения войны во Вьетнаме, равноправия чернокожих, реального, а не формального освобождения женщин, производственного самоуправления, ликвидации ядерного оружия и эмансипации во всех сферах повседневного существования. В этом пестром и неоднородном движении, получившем название «новые левые», анархисты заняли видное место, наряду с другими идейными течениями.








