28 января 1906 года в Санкт-Петербурге открылись женские политехнические курсы — первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин. Василий Осипович Ключевский писал: «Чтобы знать, куда мы идем, нужно знать, откуда мы пришли». Для того чтобы наглядно представить развитие женского образования в Российской империи, мы решили вспомнить его историю.

Ассамблея при Петре I
Право на получение образования всегда считалось привилегией мужчин. Стремительная петровская эмансипация статуса русской женщины коснулась только представительниц высших сословий, что же касается крестьянок, то те оставались бесправными. В большинстве семей в XVIII веке дочь считалась «отрезанным ломтем». Более того, она для родителей была еще и бременем, так как именно на них возлагалась непростая забота — выдать ее замуж. Именно брак, выполнение роли супруги, матери, хозяйки дома в то время являлись предназначением и целью жизни подавляющего большинства женщин.
Но уже при Петре I такой вопрос, как замужество, был связан с образованием: своим специальным указом Петр I предписал: неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию, — не венчать. Таким образом, впервые в законодательстве был затронут вопрос женского образования.
Нередко матери препятствовали получению дочерьми образования. В 1716 году ганноверский резидент при русском дворе Фридрих Вебер писал: «Пять лет назад, когда самых молоденьких и красивых русских девиц, по примеру их братьев, отправляли за счет их родителей на житье в Кенигсберг, Берлин, Дрезден и другие города, для обучения иноземным нравам и языкам, а равно и работать, родители возражали против этого, полагая, что эти юные девочки не устоят «перед иноземною галантностью, и честь их может быть подвергнута опасности», и тем отклонили предложение». Скорее всего, родители просто не захотели тратить деньги на образование своих дочерей.
XVIII век положил начало просвещению женщин. 24 января 1724 года Петр I издал указ, в котором говорилось: «Монахиням в служении нищих равное же определение, также и монахам своего пола, также несколько монастырей определить, где всех сирот обоего пола принимать, обоих сортов, то есть без призрения после родителей оставшихся и подкидышей, которых воспитывать мужского до 7 лет, а потом отсылать в школы определенные; а женского пола обучать грамоте, также следующим навыкам: пряжи, шитья, плетению кружев (для чего надлежит выписать из Брабандии сирот, которые выучены в монастырях)». Вплоть до царствования Екатерины II женские монастыри и несколько школ староверов — единственные постоянные учебные заведения, которые были доступны всем.
Реальный прогресс в области женского образования произошел только в царствование Елизаветы Петровны. Указом 1754 года в Москве и Петербурге были учреждены акушерские школы, открыты частные пансионы, которые впоследствии сыграли значительную роль в образовании детей обоих полов.

Портрет И. И. Бецкого работы А. Рослина, 1777 год
Во второй половине XVIII века, при правлении Екатерины II, в деле организации женского образования были предприняты первые серьезные шаги. 1 сентября 1763 года был издан манифест с приложением Высочайше утвержденного проекта генерал-поручика Ивана Ивановича Бецкого «Об учреждении в Москве Воспитательного дома, с особенным госпиталем для неимущих родильниц». В первой главе впервые упоминалось о том, что в Воспитательный дом должны приниматься не только мальчики, но и девочки. Что же касается самого воспитания — «с таким же крайним рачением и порядком, как мужской, так и женский пол воспитывать быть должны. Пренебрежением этого не меньше было бы несправедливо, сколько и не благорассудно и вредно; почему при воспитании этом, наблюдая пристойность пола, обучаемы быть могут таким же образом, по возрасту их лет». В главе второй «О принимаемых в Воспитательный дом младенцах» говорилось о порядке воспитания мальчиков и девочек: «от 7 до 11 года как мальчики, так и девочки ходят по одному часу на каждой день в школу, учатся читать и первым основам веры, для вкоренения в них заблаговременного страха Божьего. В эти же годы мальчики обучаются вязать чулки, колпаки, сети и прочее, также привыкают к садовой работе; а девочки упражняются в пряже, в вязании, в тканье лент и тесем, в плетении кружев и прочего. От 11 до 14 лет мальчики, по силе своей и по состоянию, пеньки, лен, шерсть и прочие чистят, чешут и приготавливают, а взрослые девочки из того делают пряжу и далее вырабатывают, также ткут шелковые и другие ленты, полотна и прочее… Девочки по очереди стряпают, хлеб пекут, моют, гладят, крахмалят, шьют и в прочих домашних работах упражняются. В эти же годы мальчики и девочки по часу на день обучаются писать и цифре, также Катехизису; притом же всем крайнейше наблюдать, чтобы воспитываемое юношество привыкло к трудолюбию и чистоте. По прошествию 14 или 15 лет должны как мужского, так и женского пола дети приготовиться к совершенному окончанию разных мастерств».
В основу правового регулирования и дальнейшего развития не только мужского, но и женского образования был положен Высочайше утвержденный доклад Академии художеств главного директора, генерал-поручика Бецкого «О воспитании юношества обоего пола» от 22 марта 1764 года". В своем докладе Бецкий предлагает «…произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные правила в сердце вселить могли, какие получили они сами… Великое сие намерение исполнить нет совсем иного способа, как завести воспитательные училища для обоего пола детей…».
5 мая 1764 года Екатерина II издала указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре; с приложением Устава и штата сего Воспитательного Общества», в котором говорилось: «Для пользы всего Государства учреждены разные воспитательные училища благородного юношества на казенном иждивении; равное имея попечение и о благородных девицах, восхотели Мы учредить такое же воспитание; и потому назначаю в Санкт-Петербурге новостроящийся Воскресенский монастырь, в коем бы содержалось всегда до двухсот благородных девиц… Повелеваем Сенату напечатать сей Устав, разослать по всем губерниям, провинциям и городам, дабы ведая о сем новом учреждении, которое при освящении монастыря делом самым начнется будущего июня 28 сего года, каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в младенческих летах препоручать сему от Нас учрежденному воспитанию, так, как в Уставе предписано. Начальницею же к сему воспитанию определена уже Нами княжна Анна Долгорукова, а правительницею — умершего статского действительного советника де Лафона вдова — Софья де Лафон».

Галактионов С. Ф. Смольный институт. Литография
Согласно Уставу воспитания благородных девиц, девушки, обучаемые в Смольном, делились на четыре возраста: первый возраст (6 — 9 лет) предполагал изучение Закона Божьего, русского и иностранного языков (французского, немецкого и итальянского), арифметики, рисования, рукоделия и танцев. Во втором возрасте (9 — 12 лет) к перечисленным предметам добавлялись история, география, практическое знакомство с домашним хозяйством. В третьем возрасте (12 — 15 лет) продолжалось изучение тех же предметов, но при этом еще добавлялись словесные науки, опытная физика, архитектура и геральдика (в 1783 году была исключена из программы). Что же касается четвертого возраста (15 — 18 лет), то девушки особое внимание уделяли практическим занятиям по домоводству, рукоделию, счетоводству, а также повторению всего пройденного материала. Впоследствии сюда добавили геометрию. Каждому возрасту соответствовал определенный цвет одежды: девочки первого возраста носили платья кофейного цвета; для девочек второго возраста полагалась форма голубого цвета; для третьего возраста форма была серого цвета, для четвертого — белого.
В 1765 году в Смольном институте была открыта мещанская половина — отделение для 240 девушек. Воспитанницам давали элементарное образование и готовили их к деятельности гувернанток. На мещанской половине также сохранялось деление по возрастам, а по окончании процесса обучения девушкам выделялась денежная сумма за 12 лет обучения. За период правления Екатерины II в Смольном воспиталось 1316 дворянок и мещанок, из них 850 окончили курсы: 440 на благородной половине, 410 — на мещанской.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев, 1889 год
В Москве и Санкт-Петербурге были основаны приюты, воспитывающие сирот и незаконнорожденных детей. Девочек в них обучали рукоделию. Повсюду, в особенности в обеих столицах, возросло количество частных пансионов: в 1784 году в Санкт-Петербурге их насчитывалось 26 и 10 — в Москве. 30% из них составляли подопечные женского пола. На протяжении всего царствования Екатерины II, две самые образованные личности во всей России были женщины — сама императрица и княгиня Дашкова, ставшая первой и единственной женщиной — президентом Российской академии наук. Эти две выдающиеся личности заложили фундамент для дальнейшего развития прав женщин на получение образования в России.

Княгиня Екатерина Дашкова
Вскоре после смерти Екатерины II, в начале XIX века, деятельность пансионов начала приносить свои плоды. Новая руководительница образовательных учреждений — императрица Мария Федоровна свою деятельность на данном посту начала с открытия институтов для благородных девиц в главных губернских городах. До середины XIX века распространением среднего женского образования в России занимались институты Ведомства учреждений императрицы Марии, епархиальные духовные училища, где, помимо частных пансионов, женщины могли получить среднее или профессиональное образование.

Воспитанницы Смольного института катаются с горки, 1889 год
Когда в 50-х годах XIX века стали собирать сведения о женских учебных заведениях, из большинства губерний начальство доносило, что во всей области нет ни одного учебного заведения для дочерей небогатых семейств, а во многих нет и частных женских пансионов. 5 марта 1856 года, в самом начале царствования императора Александра II, министр А. С. Норов выступил с докладом, в котором было, в частности, сказано: «Обширная система народного образования до сих пор имела у нас в виду одну половину народонаселения — население мужского пола. Заведения, обязанные существованием своим и успехам высоким попечителям Августейшего дома, предназначены для дочерей одного сословия — дворян и чиновников. Лица среднего сословия в губернских и уездных городах лишены средств дать дочерям своим необходимое образование. Поэтому учреждение открытых школ для девиц в губернских и уездных городах, даже в больших селениях было бы величайшим благодеянием для отечества». На основании доклада министра Александр II повелел «приступить к соображениям об устройстве на первый раз в губернских городах женских школ, приближенных по курсу преподавания к гимназиям». Однако, несмотря на такую поддержку Министерства и императора, в 1857 году было учреждено только одно открытое женское училище в Костроме.
Следующий этап реформы женского образования начался в 1858 году при министре Е. П. Ковалевском, когда было утверждено Положение «О женских учебных заведениях Министерства народного просвещения». В 1870 году это Положение было заменено новым, по которому училища с шестилетним курсом были дополнены седьмым, педагогическим классом и переименованы в женские гимназии.
К концу правления Александра II в России, помимо 30 институтов, насчитывалось 103 женские гимназии, из которых 76 принадлежали Министерству просвещения и 27 — Ведомству учреждений императрицы Марии. Особое место среди женского среднего образования занимала в то время гимназия С. Н. Фишера — единственное женское учебное заведение в России с полным курсом мужской классической гимназии.
Общественное движение за предоставление женщинам высшего образования началось в 1860 году, с момента, когда на университетских лекциях стали присутствовать «нелегитимные» вольнослушательницы. В 1863 году при разработке нового университетского устава был серьезно поднят вопрос о допуске женщин в ВУЗы, но он так и не получил положительного разрешения.
В 1868 году женщины России добились права на получение высшего образования. При поддержке профессора педагогики И. И. Паульсона в апреле 1869 года открылись первые гимназии у Аларчина моста Екатерининского канала. Они так и назывались — «Аларчинские курсы». В это же время начали работу первые университетские курсы по облегченной программе, и хотя они были смешанными, мужчины вскоре перестали посещать их. В октябре 1869 года в Москве открылись «публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий» — «Лубянские курсы». В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы.
Постепенно гимназии стали открываться и во многих крупных городах России, начиная с Казанского университета в 1876 году, затем в Киеве, Москве, Одессе, Харькове, Варшаве. Самыми знаменитыми и продолжительными были Бестужевские курсы, названные в честь историка К. Н. Бестужева-Рюмина. По существу, они стали первым женским университетом. Курсы открылись осенью 1878 года для женщин всех сословий и четыре года спустя выпустили 99 дипломированных специалисток.

Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов
В 1883 году А. П. Философова, Н. В. Стасова и М. В. Трубникова получили официальное разрешение основать «Общество для поддержания Высших женских курсов» во главе с Исполнительным комитетом, включавшим таких выдающихся женщин, как Софья Ковалевская. Женские организации в других городах последовали их примеру. В конце XIX — начале XX века с помощью усилий этих просветительниц Российская империя превосходила Европу по широте и качеству женского образования.

Билет слушательницы Бестужевских курсов








