Давняя загадка: кто позировал Леонардо?
Археологи уверены, что останки женщины, которая позировала Леонардо да Винчи, вот-вот будут обнаружены. И продолжают рыть землю под монастырем Святой Урсулы во Флоренции
Да, это она там
Споры о том, что за таинственная незнакомка послужила моделью великому живописцу, сотворившему легендарный портрет, возможно, скоро закончатся. Ученые полагают, что им удалось найти место, где похоронена эта женщина. Теперь надо отыскать ее останки, найти череп, восстановить по нему лицо. И сравнить с портретом. Ожидается, что будет обнаружено убедительное сходство.
По самой правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему Мону Лизу почти 500 лет назад, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо — жена зажиточного купца — торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Якобы он и заказал ее портрет.
Сначала археологи под руководством профессора Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главы итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) нашли свидетельство о смерти купчихи. Далее благодаря архивным записям в так называемой «Книге мертвых, найденной историком Джузеппе Паланти, установили, что похоронили ее в женском монастыре Святой Урсулы во Флоренции, где Лиза провела последние годы жизни. Находилась до самой смерти, наступившей в 1542 году. В то время в этом монастыре служила монахиней одна из дочерей Лизы — Мариэтта, которая и взяла мать к себе. Ныне монастырь заброшен.
Могилу Лизы ищут в монастыре Святой Урсулы
Раскопки в монастыре начали еще в прошлом году. Под алтарем натолкнулись на старинную кирпичную кладку метровой толщины. Из-под нее извлекли женский череп. Потом — скелет.
Находки воодушевили Винчети. Он даже поспешил объявить, что обнаружены именно останки Моны Лизы. Но потом нашелся еще один скелет, потом еще… Ныне их — скелетов — уже четыре. И археологи уже не столь уверены, что среди них есть тот самый — искомый.
Череп — его обнаружили первым
Первый скелет, о котором подумали, что именно он принадлежит Лизе
Венчети полагает, что останки купчихи будут следующими. Прибор (георадар) показал, что ниже есть еще захоронение.
Как сообщил профессор на недавней пресс-конференции, которая состоялась во Флоренции, если скончавшиеся в монастыре не были монахинями, то их хоронили, укладывая одни тела над другими. Так более поздние захоронения оказывались над более ранними. Этим можно объяснить последовательное извлечение четырех скелетов.
Последний — четвертый — принадлежит, предположительно, Марии дель Риччо, скончавшейся в 1609 году. По крайней мере, упоминание об этом захоронении имеется в той самой «Книге мертвых».
В любом случае останки, более всего, по мнению археологов, похожие на останки Моны Лизы, пройдут генетическую экспертизу. Образцы ДНК сравнят с теми, которые будут получены после генетического исследования останков двух детей купчихи, похороненных в флорентийской церкви пресвятого Благовещения. Лишь после этого художники возьмутся за воссоздание лица.
Кстати, второе название портрета — Джоконда. Даже это ориентирует на Лизу.
Более того, еще в 2005 году в архивах нашлась запись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи. из которой следовало, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами. В том числе и над портретом Лизы дель Джокондо.
И тем не менее полно версий, что позировала вовсе не она.
Нет, это совсем не она
Некоторые специалисты уверяли, что художнику вообще никто не позировал. Мол, таинственно улыбающаяся дама представляет собой собирательный образ то ли знатной и богатой флорентийки, то ли, наоборот, женщины легкого поведения.
Весьма популярна гипотеза о том, что в основу портрета лег автопортрет самого да Винчи. Проверить, так ли это, тоже можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Профессор Винчети вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз. Но они отказывают.
По одной из гипотез, Леонардо изобразил на портрете себя — только в виде женщины.
Есть версия, связанная с любимым учеником и подмастерьем Леонардо. Якобы модельюбыл именно он. Отсюда и столь странная улыбка, на самом деле таящая этот секрет — и модели, и взаимоотношений двух мужчин. Подкрепление «ученической» версии пару лет назад предоставил все тот же Винчети.
Сначала в библиотеке французского города Нанта профессор обнаружил написанную зеркально рукопись Леонардо. А в ней — указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что ученый и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.
В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертана букв «S».
Что может значить Салаи (Salai) — дьяволенок. А именно так часто называли того самого ученика, а потом и натурщика Джана Джакомо Капротти да Орено, который поступил в подмастерье к Леонардо в возрасте 10 лет. Самому мастеру было тогда 38.
Салаи был очень хорош собой. Да Винчи писал с него «Иоанна Крестителя», лицо которого весьма похоже на лицо Моны Лизы. Да и улыбка смахивает…
И наконец, есть гипотеза, что Леонардо позировала Бьянка Джованна Сфорца, дочь Людовико Сфорцы, миланского герцога, владевшего городом Боббио. Такое предположение высказала Карла Глори — историк искусств из Италии — после того, как тоже обследовала Мону Лизу с помощью лупы. Нашла в глазу не только букву «S», но и «G» — и решила, что они могут означать Джованна Сфорца. Еще Карла нашла на мосту, который виден на портрете за левым плечом Моны Лизы, число «72».
Как установила исследовательница, Леонардо изобразил мост через реку Треббия, которая протекает через город Боббио. А «72» начертил как намек на то, что мост был смыт наводнением в 1472 году. И все это, мол, указывает на Бьянку — дочку герцога. И на пейзаж, который был виден из окна замка ее отца.
Или все-таки она?
Несколько лет назад французские и канадские ученые просканировали легендарный портрет лазером. И обнаружили, что прежде на Моне Лизе была полупрозрачная вуаль. Которая «исчезла» потому, что краски со временем потускнели. Находка дала право утверждать, что скорее всего позировала все-таки Лиза Джерардини дель Джокондо — жена купца.
В средневековой Италии полупрозрачные накидки носили беременные и только что родившие женщины. А купчиха, как известно, в 1503 году — перед написанием картины — родила своего второго ребенка.
Так кто же на картине? Загадка должна окончательно разрешиться уже в этом году. Одно лишь смущает: Лизе, скончавшейся в 1542 году, исполнилось 63 года. То есть, она была весьма пожилой для того времени. Не исказит ли преклонный возраст черты лица, которые ученые собираются воссоздать по найденному черепу? Если его и в самом деле получится найти.