Из жизни крестьянской семьи XIX века

«Я хочу остаться наедине со своей совестью», — Александр II попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю — Манифест об отмене крепостного права. Его ждали долгие годы, за него сражались лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество добра и справедливости.

3 марта 1861 года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, император Александр II подписал все законоположения и Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

В день отмены крепостного права в России Diletant.ru вспоминает о том, как жили крестьяне до этого великого исторического дня.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

Б. Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года

Судьбы многих крестьянских семей XIX века были похожи друг на друга. Из года в год жили они в одной и той же деревне, выполняли одни и те же работы и повинности. Скромная церковь не поражала ни своими размерами, ни архитектурой, но делала село центром всей округи. Еще младенцем, несколько дней от роду, крестьянин попадал под ее своды во время крестин; сюда же, отошедшего в мир иной, привозили его перед тем, как предать земле. Церковь была почти единственным общественным зданием в округе, а священник — одним из немногих грамотных людей. Как бы ни относились к нему прихожане, он был официальным духовным отцом, к которому Закон Божий обязывал всех приходить на исповедь.

В жизни крестьян было три главных события: рождение, бракосочетание и смерть. Вот так, на три части, и были разделены записи в церковных метрических книгах. Во многих семьях того времени дети появлялись на свет чуть ли не каждый год. Рождение ребенка воспринималось как воля Господа, воспротивиться которой редко кому приходило в голову. Больше детей — больше работников в семье, а значит, и достаток больше. Появление ребенка на свет было праздником в доме, которое освещалось одним из главных христианских таинств — крещением. Родители несли крестить дитя с духовными отцом и матерью. Батюшка, вместе с крестным отцом, читал молитву, затем погружал младенца в купель, одевал крестик. Вернувшись из церкви, семья устраивала крестины — обед, на который собиралась вся родня. Крестили детей обычно в день их рождения или в ближайшие три дня. Имя священник давал чаще всего, используя святцы в честь святого, в день которого родился младенец. Однако правило давать имена по святцам было не обязательным. Крестными обычно были крестьяне из своего прихода.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

Н. Неврев. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого», 1866 год

Выходили замуж и женились крестьяне в основном только в своей общине. Если в XVIII веке в брак вступали в 13 — 14 лет, то с середины XIX века законным возрастом для женитьбы мужчины было 18 лет, а для замужества женщины — 16 лет. Ранние крестьянские браки помещиками поощрялись, так как это способствовало увеличению числа крестьянских душ и, соответственно, доходов помещиков. В крепостное время крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия. После отмены крепостного права постепенно стал устанавливаться обычай выдавать замуж с согласия невесты. К малолетним женихам тоже применялись крутые меры. Если кто жениться не хотел, то батька оглоблей заставлял. Засидевшихся женихов и невест позорили.

Крестьянские свадьбы обычно игрались осенью или зимой, когда заканчивались основные сельскохозяйственные работы. Нередкими из-за тяжелой крестьянской жизни и ранней смерти были повторные браки. Их число резко возрастало после эпидемий.

Смерть настигала крестьянина в любое время года, но в холодные зимние месяцы работы ей заметно прибавлялось. Хоронили покойников на церковном погосте или за пределами деревни. Ни о каком вскрытии и свидетельстве о смерти и речи не было. Все формальности ограничивались записью в метрической книге, где причина смерти указывалась местным священником со слов родственников умершего. Через 40 дней после похорон справлялись поминки с обедом, на которые привозили попа для службы.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

В. Г. Петров. «Похороны крестьянина», 1865 год

Жили крестьяне в хатах или мазанках, которые строились по особой технологии. Основу дома составляли несколько дубовых сох, закапываемых в землю. В них врубались жерди, к которым привязывали солому, лозу или ветки вишни. Получившуюся избу замазывали глиной, убирая трещины и выравнивая стены. После каждого ливня и трижды в течение года: к Троице, Покрову и в зиму, женщины белили избы снаружи. Дома были ограждены частично рвом с пышно разросшимися ясенями или белой акацией, частично плетнем у ворот. Около избы строился скотный сарай, на дворе — амбар с 3 — 4 закромами для хлеба, поодаль от хаты — гумно. Высота входных дверей в дом обычно составляла 2 аршина 6 вершков, а внутренних дверей на 2 вершка выше. Ширина дверей всегда была стандартная — 5 четвертей 2 вершка. Запиралась дверь деревянным крючком и красилась краской. К окнам хаты часто приделывали ставни, окрашенные в красный или зеленый цвет.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

А. Венецианов. «Гумно», 1821 год

Наружная дверь вела в сени, где помещалась часть одежды, упряжь и разная утварь. Здесь же стояла лестница, ведущая на чердак. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Между печью и так называемым «холодным углом», вдоль стены клали несколько досок для ночлега семьи. Сюда же вешалась колыбель. Следующий кут, расположенный между двумя угловыми и боковым окнами, носил название «красного»: здесь на особых дощечках стаяли иконы, украшенные бумажными или засушенными цветами. В этом же углу стоял стол или сундук, вдоль стен располагались лавки.

Обычной пищей крестьян был хлеб, который они сами пекли, борщ и каша, чаще всего пшенная. Еду готовили с утра и на целый день. Прием пищи был следующий: в 7 — 8 часов утра — завтрак, состоящий из капусты, коржей, кулеша или лапши с салом. В постный день сало заменяли маслом, которым также приправляли огурцы, капусту, картофель. За обед садились с 11 часов и позже — в зависимости от работы. На стол подавали борщ, кашу с маслом или молоком, вареники с картофелем. На ужин довольствовались остатками от обеда или юшкой. Мясо курицы или цыпленка бывало в меню только по большим праздникам. К концу лета, когда созревали овощи и фрукты, блюда становились разнообразнее. Вместо каши варили тыкву, горох, фасоль, кукурузу. На полдник к хлебу добавляли огурцы, сливы, груши. Из напитков пили в основном квас и узвар. Из спиртного — водку.

Ели в крестьянских семьях, как правило, из общей посуды, столовых приборов практически не знали, пили из кружек по очереди. Посуду после приема пищи не мыли, а только ополаскивали ее в холодной воде и ставили на место. Настоящим образом утварь мылась не более одного — двух раз в год.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

Ф. Г. Солнцев. «Крестьянская семья перед обедом», 1824 год

Процедуры по наведению красоты у крестьянок были следующими: на первый день светлого праздника они мылись водой, в которую клали окрашенное и обыкновенное яйца, которыми потом растирали щеки для сохранения свежести лица. Брови подводили сажей. По народным поверьям умываться можно было только по утрам. Только в субботу вечером и накануне больших праздников девицы мыли голову и шею. Вымытые волосы расчесывали большим гребнем и заплетали в одну или две косы, вплетая в них разноцветные ленты.

Традиционным средством поддержания чистоты тела в русской деревне являлась баня. Но их было катастрофически мало, поэтому большинство крестьян мылись раз — два в месяц в избе в лотках или просто на соломе. Генеральную чистку дома устраивали перед Пасхой: выбивали сенники-матрасы, на которых спали, пральниками стирали подстилки и дерюги, которыми укрывались вместо одеял. В обычное время такой тщательности не проявляли. От дыма из печей, которые топились «по-черному», стены покрывались сажей. Хорошо, если в избе был деревянный пол, который можно было вымыть, а земляной — только подметали. Зимой в хатах содержался молодняк — телята и ягнята, следовательно, о какой-либо опрятности не могло быть и речи.

Из жизни крестьянской семьи XIX века

Дрова впрок, как сейчас, не заготавливали. Обычно привозили воз валежника из леса, сжигали его, а потом отправлялись за следующей партией. Грелись на печках и лежанках. Двойных рам ни у кого не было, так что окошки покрывались толстым слоем льда. Все эти неудобства были для крестьян привычной повседневностью, об изменении которой у них не возникало и мысли.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории