До сих пор не ясно как «Тигры» смогли так нагло проникнуть в зону максимальной безопасности в самом сердце провинции Синхала, основной западной провинции, и посеять такой хаос.
В начале девяностых годов ТОТИ провели два нападения, проникнув на территорию объектов. Одно нападение было совершено на авиабазу China Bay, а другое на базовый комплекс Palaly. В Тринкомали были повреждены два самолета и три вертолета, а также в Джафна был уничтожен один вертолет.
Уязвимость
В то же время, наверное, это уникальный случай, характерный только для Шри-Ланки, когда международный аэропорт в Катунаяке примыкает к базе ВВС. Это очень необычно и создает повышенную уязвимость объекта. Как правило, для снижения этого фактора угрозы, особенно во время войны, сохраняется четкое разграничение между гражданскими и военными объектам, прежде всего в интересах гражданского населения. Размещение воинского контингента на территории аэропорта для его защиты является приемлемой практикой, однако непосредственная близость полноценного комплекса военно-воздушных сил с активно действующим гражданским аэродромом — явление исключительное в практике международных перевозок.
Любое нападение на авиабазу, несомненно, ставит под угрозу и аэропорт, поскольку в результате гражданские пассажиры или туристы могут быть убиты или получить ранения.
Сдерживающий фактор?
Руководство базы ВВС и аэропорта Катунаяке не могли не учитывать фактор гражданской уязвимости. Однако в данной ситуации они скорее рассматривали его как сдерживающий фактор, прекрасно зная о том, что ТОТИ тщательно избегали причинения вреда иностранцам, насколько это только возможно. Именно поэтому считалось, что «Тигры» не посмеют напасть на Катунаяке. Кроме того, в последнее время ТОТИ пытались изменить свой международный имидж и предстать в роли национальной организации освобождения, а не террористической организацией, как их изображает пресса. Они принимали активное участие в мирном процессе, который в настоящее время зашел в тупик.
Несмотря на все эти факты, «Тигры освобождения Тамил-Илама» имели причины и даже были вынуждены выбрать скорее Катунаяке, вместо Ратмалана, Анурадхапура, Тринкомали, Вавунии или Палали (Palaly). В первую очередь запланированное нападение должно было произойти в международном аэропорту Шри-Ланки и поэтому нападение на любой другой объект не могло бы получить широкую огласку. Во-вторых, нападение было запланировано в самом центре Западной провинции, где проживает сингальское большинство. Этот факт также стимулировал принятие этого решения. Успешная атака на авиабазу должна была сыграть решающее военное и политическое значение и нанести ощутимый удар по режиму.
План нападения
Замысел нападения на Катунаяке принадлежит лидеру ТОТИ Велупиллаи Прабакхарану. План нападения и программа для подготовки к нападению были разработаны Прабакхараном совместно с начальником разведки Потту Амманом, командиром крыла ПВО и ВВС Шанкаром, а также заместителем военного командующего Балрейем. Прабакхаран руководил проектом на начальном этапе, уделяя внимание малейшим деталям. Такое внимание объясняется тем, что лидер «Тигров» осознал важность этой задачи на фоне укрепления военно-воздушных сил Шри-Ланки.
После того как усилия армии и флота страны, направленные на борьбу с «Тиграми», зашли в тупик, лидер повстанцев решил теперь акцентировать усилия на районе вокруг города Коломбо. Успешное нападение на Катунаяке должно было привести к значительному сокращению военно-воздушных сил. Это должно было произойти, даже если бы база не была уничтожена полностью.
Несмотря на то, что «Тигры» обладают ПЗРК, а также зенитными пушками и пулеметами, для успешного противодействия правительственой авиации такого арсенала было недостаточно. И прежде всего потому, что все они были неэффективны против ультрасовременных самолетов, приобретенных в последнее время режимом Кумаратунга. В частности, закупленные бомбардировщики K-fir израильского производства и реактивные истребители МиГ-27, приобретенные на Украине, имели сложные системы противоракетной обороны. Кроме того, они были слишком быстры для операторов зенитных средств.
«Десятая эскадрилья» и конец перемирия
Наиболее важным фактом было то, что в Катунаяке находилась основная часть бомбардировщиков ВВС, которые недавно были сведены в так называемую «Десятую эскадрилью». Это быстро растущее подразделение состояло из тринадцати бомбардировщиков K-firs и восьми МиГ-27. Основная часть из них находилась в ангарах Катунаяке, поскольку здесь была развитая инфраструктура, а также асфальтовые взлетно-посадочные полосы, а рулежные дорожки позволяли выруливать для осуществления взлета в различных направлениях. ВПП позволяла садиться и взлетать всем указанным выше самолетам, в частности, сверхзвуковым МиГам.
Режим Кумаратунга планировал наращивать эскалацию конфликта в прямом и переносном смысле, усиливая интенсивность воздушных налетов на северо-восток, чтобы создать «военную лихорадку» на юге и таким образом преодолеть свои политические трудности. В этой связи Прабакхаран решил, что нападение на Катунаяке будет своевременным и уместным.
Однако исполнение проекта Катунаяке было приостановлено под давлением Осло, способствовавшего развитию мирного процесса. «Тигры» согласились на это в связи с обещанием, которое дал Эрик Солхейм, о введении моратория на насильственные действия на юге страны. Соблюдая договоренности, ТОТИ отказались от подобных нападений и соблюдали это в течение нескольких месяцев.
Поворотный момент наступил 30 июня, когда правительство отдало приказ командиру «Десятой эскадрильи» начать массовые бомбардировки на севере, под предлогом нанесения упреждающего удара в целях срыва запланированного наступления «Тигров» с целью возврата Джафны. В тот же день Прабакхаран дал зеленый свет проекту Катунаяке.
«Леопард» ТОТИ
ТОТИ собрали и подготовили команду, состоящую главным образом из элитного подразделения коммандос известного как «Chiruthaigal» (Леопард), некоторых бойцов крыла ВВС и ПВО, а также оперативников разведки. Все они приняли присягу «черный тигр», и поэтому были готовы принять смерть. Команда прошла серьезную специальную подготовку. Была разработана модель, повторяющая комплекс Катунаяке, и были построены макеты его объектов, которые использовались для отработки нападения по элементам и в целом.
«Тигры» собрали достаточное количество разведывательной информации, которая позволила им разработать эффективный план налета. Разведчиками был арендован дом в районе Катунаяке, откуда в течение длительного времени велось наблюдение за объектом. Оно позволило составить точную схему объекта. Бывшие военнослужащие ВВС, а также сотрудники авиакомпании Air Lanka тоже предоставили некоторую полезную информацию об авиабазе и об аэропорте Катунаяке. Кадровые сотрудники ТОТИ провели тщательную разведку, используя разнообразные легенды и образы для маскировки своей деятельности, которые позволили организовать скрытый контроль внутренней и внешней деятельности аэропорта.
Самым неожиданным и непредвиденным событием для разведывательного бюро Потту Аммана стала покупка карты и чертежей объекта, которую продал офицер ВВС среднего ранга за кругленькую сумму. Также, используя подкуп, «Тигры» попытались завербовать нескольких летчиков, работавших Катунаяке, и сделать их своими агентами. В настоящее время как минимум двое летчиков, которые попали под подозрение, арестованы по обвинению в сотрудничестве с ТОТИ.
Примечательно, что ни один из этих офицеров ВВС и летчиков не является тамилом.
«Тайная вечеря»
Прошло более двух недель, необходимых для организации нападения. Рассказывают, что когда Прабакхаран проводил свою обычную для подобных случаев «Тайную вечерю» с бойцами «Тигров», принявшими «черную присягу» смертника, он внушал им необходимость предотвращения жертв среди гражданского населения.
Здание аэропорта не должно было быть атаковано любой ценой. Кроме того, база военно-воздушных сил должна была быть атакована так, чтобы на начальном этапе акции гражданское население в аэропорту имело достаточно времени, чтобы выйти в безопасное место. Поэтому одновременное нападение на обе цели было исключено.
Это очень удивительно, но в результате нападения такого колоссального масштаба ни один гражданский не был убит, а лишь несколько ранены. Это произошло в основном благодаря удачному стечению обстоятельств и мерам предосторожности, предпринятым «Тиграми», направленным на избежание причинения какого-либо вреда гражданским лицам, в строгом соответствии с директивой «thalaiver», которую издал их высший руководитель. Как бы то ни было, мирные жители все же подверглись риску.
Инфильтрация
Большая часть штурмовой группы была доставлена морем на западное побережье. Для того, чтобы переправить группу морем с необходимым арсеналом и поселиться в конспиративном доме у западного побережья, потребовался вовсе не рядовой комплект необходимых документов и отработанных легенд. Некоторые боевики прибыли в Коломбо на автомобилях.
В день «D» большинство членов штурмовой группы собрались на конспиративной квартире в районе Гампаха. Необходимое оружие и боеприпасы были собраны. Двадцать один боевик штурмовой группы во главе с командиром, которого назвали Амман, сели в 36-местный автобус люкс с задачей взять сильно укрепленную авиабазу в самом сердце сингальского анклава.
Оперативники и передовые разведчики прибыли раньше штурмовой группы. Эти «Тигры» были без оружия и скорее всего прошли по одному или парами, чтобы не привлекать внимания.
После того как оборудование было доставлено и проверены все вероятные факторы риска, по мобильному телефону поступил сигнал на начало проведения операции.
Роскошный автобус с тонированными стеклами и шторами на окнах носил имя «Роза». Верхняя часть имела коричневатый, а нижняя часть сероватый цвет. На борту значился пункт назначения «Матара». После наступления темноты автобус был замечен вблизи железнодорожной станции в районах Кадхирана и Курана.
Вызывает недоумение, как автобусу удалось преодолеть так называемую систему безопасности в регионе, особенно учитывая наличие на борту смертельного груза и довольно опасных пассажиров. Было ли это счастливой случайностью? Или боевики обладали безупречными документами и легендой? Или, может быть, это произошло благодаря подкупу служб безопасности при проверке на проверочных постах?
Пикник на игровой площадке
В 20.30 роскошный автобус припарковался в Курана, вблизи игровой площадки Раджа Фернандо. Пассажиры вышли, сняли обувь, вытянули и размяли ноги, а потом приступили к обильному ужину.
Большинство из них знали, что это будет их последний прием пищи на земле. Они ели прямо из продуктовых посылок, где лежали плитки шоколада и пакеты с печеньем. Мужчины доставали банки с безалкогольными напитками, чтобы запить печенье с шоколадом.
Район, где находилась игровая площадка, не был плотно заселен, тем не менее некоторые прохожие обратили внимание на автобус и его пассажиров. Некоторые приняли их за сотрудников безопасности в гражданском платье, поскольку кассетный магнитофон издавал ритмичную сингальскую музыку. Нашлись очень немногие, кто решил задать им вопрос о цели их прибытия. В ответ на идеальном сингальском им было сказано, что они приехали к Катунаяке проститься с друзьями, отправляющимися на Ближний Восток, и сейчас хотят разместиться в палатках на игровой площадке на ночь. На следующий день они планируют совершить экскурсию, а затем отправиться в Матару. Многих такое объяснение устроило. Но некоторые сообщили военнослужащим ВВС о своих подозрениях, но никакой реакции с их стороны не последовало.
Обычно в целях экономии отключение электричества в этом районе осуществлялось с 21.45. до 23.15. В этот раз оно произошло несколько ранее, тем не менее, когда это случилось, на улице было уже совсем темно. Бойцы штурмовой группы поспешно закончили прием пищи и стали переодеваться в униформу. В основном это была форма военнослужащих ВВС. Закончив переодевание, они сели в автобус, чтобы выдвинуться на исходные позиции и далее действовать согласно своим задачам, определенным планом штурма. В спешке не менее двенадцати пар обуви остались на месте.
Автобус высадил команду на железнодорожных путях в районе Кадирана и уехал. После этого, используя темноту в качестве прикрытия, «Тигры» начали выдвижение по железнодорожным путям в направлении аэропорта. Они несли несколько тяжелых мешков с оружием и необходимой техникой.
В мешках были тщательно упакованы автоматические винтовки G-3, штурмовые винтовки Т-56, 40-мм гранатометы, реактивные гранаты РПГ и стартовые заряды для них, одноразовые реактивные противотанковые гранаты (LAW), легкие ручные пулеметы (LMG), пакеты с пластиковыми взрывчатыми веществами, магнитные мины и заряды с часовыми взрывателями, детонаторы, минометы, снаряды, гранаты, боеприпасы и приборы ночного видения.
Видеосъемка предусмотрена
Через некоторое время Тигры отклонились от железнодорожного пути и через кокосовую рощу вышли в район Кимбулапития (Kimbulapitiya), который находится за авиабазой. В составе группы находилось два видеооператора с необходимым оборудованием, основной задачей которых было запечатлеть работу ТОТИ. «Тигры» постоянно снимают свои операции на северо-востоке, а затем делают пропагандистские фильмы для последующей демонстрации и пропаганды своей активности. Но за долгие годы ведения борьбы съемку на юге было решено проводить впервые. Один из бойцов был лицензированным пилотом. Другой являлся авиаинженером. Они были завербованы конкретно для этой миссии.
После того как электричество было включено, несколько военнослужащих ВВС прибыли на игровую площадку, чтобы проверить участников «пикника». Но там уже никого не было.
Выход на исходные
А тем временем штурмовая группа «Тигров» остановилась на расстоянии около 400 метров до внешнего ограждения авиабазы. Далее следовал открытый участок местности между забором и кокосовой рощей на окраине. Он являлся заминированным участком запретной зоны. Кроме того, забор тоже был серьезным препятствием, поскольку через проволоку был пропущен электрический ток. Однако несмотря на столь суровые технические меры безопасности, проникнуть на объект все-таки было возможно, поскольку под забором проходила дренажная канава, выполненная для того, чтобы в сезон дождей вода не затапливала взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Вода во время дождя уходила в соседнюю заболоченную лагуну. Сейчас дренажная канава имела сухое каменистое дно, и «Тигры» использовали ее для проникновения на объект. Передовая группа беспрепятственно проникла на территорию базы и отключила электричество, питавшее ограждение. После этого проволока была перерезана, и вся команда с оружием, боеприпасами, необходимым оборудованием и техникой беспрепятственно проникла на охраняемый объект. Дальнейшим шагом была установка зарядов взрывчатых веществ на три трансформатора. С этим не было проблем. «Тигры» располагали точными схемами и картами и знали, где какие элементы авиабазы располагаются.
Часть боевиков выдвинулась к ангарам с тем, чтобы подготовить заряды для минирования самолетов.
Сигнал для сонных
В 3.15 утра раздался приглушенный выстрел, который произвел один из «Тигров». Часовые, охранявшие авиабазу, услышали его, но не отреагировали на него оперативно. Предполагается, что этот выстрел послужил сигналом для штурмовой группы, которая разделилась на три основные команды. Электрические трансформаторы были взорваны один за другим в течение 5 минут начиная с 3.30.
Авиабаза погрузилась во тьму. В это время командование базы ВВС и дежурные силы не предполагали, что же произошло на самом деле. Дежурные специалисты выдвинулись, чтобы установить причину прекращения подачи электроэнергии и восстановить электроснабжение.
В момент штурма авиабазы на ее территории работали 350 военнослужащих ВВС самых разных специальностей. По неподтвержденным данным, 250 человек были переведены с базы для обеспечения безопасности на треугольнике полетов между Шри-Ланкой, Индией и Новой Зеландией.
Под покровом темноты команды «Тигров» выдвинулись в трех направлениях. Одна команда скрытно направилась к зданию аэропорта и поднялась на крышу башни управления. Другая команда проникла в помещение ангара и приступили к установке зарядов взрывчатых веществ. Третья команда вышла на ВПП и начала ее минирование.
Взрывы
Первый взрыв на аэродроме произошел в 3.50 утра. По неподтвержденной информации, это произошло на стоянке вертолетов. После первого взрыва «Тигры» начали активную фазу штурма. Часовые на постах были сняты. Знания о том, где были расположены посты, помогали ТОТИ двигаться планомерно. «Тигры» сосредоточились в первую очередь на авиабазе, а затем перешли к пассажирским самолетам, стоящим в аэропорту. После этого команды «Тигров» разделились на две подгруппы: одна была подгруппой минирования самолетов, а вторая подгруппой огневого прикрытия.
Три бойца, находившиеся на верхней площадке диспетчерской башни, использовали эту стратегически выгодную позицию для обзора всего комплекса и приняли участие в ведении огня для прикрытия работающих внизу подгрупп. Подразделения военно-воздушных сил были скованы огнем снайперов. Позже силы безопасности попытались прорваться под огнем. На заключительном этапе операции эти стрелки начали обстреливать самолеты на взлетной полосе, используя тяжелое вооружение.
Реакция властей
Когда начались боевые действия, гражданские власти получили сообщение о нападении. Двадцать два запланированных рейса должны были совершить посадку в аэропорту в период с полуночи до полудня во вторник 24-го. Только пять из них смогли завершить рейс к моменту, когда началась атака. Пассажиры были высажены из готовящихся к вылету самолетов, а рейсы были отменены. Несмотря ни на что, не удалось избежать массовой паники и столпотворения. Сотрудники и должностные лица, которые должны были их предотвратить, сбежали из здания аэропорта. Пассажиры и туристы были очень испуганы и растеряны.
Бой с террористами шел с 3. 50 до 8. 30 утра. Ситуация начала изменяться и оборачиваться против «Тигров» только после прибытия на место происшествия специализированного подразделения коммандос из состава сил быстрого реагирования.
Силы безопасности, которые были в аэропорту, совершенно потеряли контроль над ситуацией в темноте. Им удалось скоординировать усилия только на рассвете. «Тигры» к этому времени стоящую задачу уже выполнили, кроме того, боеприпасы были на исходе.
Зачистка
Часть боевиков отошла с объекта по команде, в соответствии с планом операции, остальные были убиты. Как минимум один «Тигр» взорвал самолет вместе с собой, часть других была застрелена при оказании сопротивления. Несколько боевиков покончили жизнь самоубийством, оказавшись в окружении, другие – после того, как им удалось выйти из-под огня.
Коммандос применили слезоточивый газ для того, чтобы обезвредить двух из троих «Тигров», которые продолжали оказывать сопротивление, находясь в диспетчерской башне. Один из боевиков был найден рядом с холодильной установкой на крыше, а другой в секции сортировки багажа. Третьего обнаружить не удалось. Предполагается, что он вел видеосъемку с этой высокой площадки, а затем смог скрытно покинуть место боя.
Конечный результат
Когда бой закончился, было обнаружено четырнадцать убитых террористов. Один в результате взрыва был разорван на куски. Пятеро из них покончили жизнь самоубийством, остальные были застрелены силами безопасности в ходе боя. Удалось обнаружить большое количество огнестрельного оружия, гранатометов без боеприпасов и пусковых контейнеров от реактивных противотанковых гранат. Десять сотрудников безопасности были убиты: двое из состава армейских подразделений и восемь из военно-воздушных сил. Девятнадцать летчиков и пятеро солдат получили ранения. Несколько мирных жителей также получили ранения. По непроверенным данным, по меньшей мере семь террористов смогли скрытно выйти в безопасное место, среди них видеооператор, который запечатлел всю акцию на камеру.
Для уничтожения боевиков ТОТИ, которые, по некоторым данным, скрывались в районе Курана, там были организованы интенсивные поисковые действия. Перед началом «охоты на «Тигров» по острову ездил автобус-люкс который подавал звуковой сигнал тревоги. Было арестовано более 50 тамилов в качестве подозреваемых. В целях акции возмездия правительство распорядилось провести ответные бомбардировки на северо-востоке страны силами четырех бомбардировщиков: двух K-fir и двух МиГ — 27.
Для расследования инцидента, определения размера причиненного ущерба и выявления нарушений в организации и обеспечении безопасности авиабазы и аэропорта была создана специальная комиссия из четырех человек.
Правительство оценило первоначальную стоимость ущерба в 539 миллионов долларов США. В рупиях эта сумма составляет около 50 миллиардов. При этом не учитывались потери из-за негативного воздействия этого события на развитие туризма, иностранных инвестиций и возможности привлечения иностранных специалистов. Что касается масштабов разрушений, то этот вопрос не имеет до сих пор однозначного ответа.
В поисках истины
Правительство предоставило определенные цифры, но источники ТОТИ оспаривают их.
По данным правительства, одиннадцать самолетов были уничтожены и три повреждены. Согласно официальным данным, было уничтожено три аэробуса, три учебных самолета К-8, два бомбардировщика K- fir, один реактивный истребитель МиГ-27 и два боевых вертолета Ми-17. Еще три аэробуса были повреждены. Ущерб, нанесенный ВВС, сократил их возможности нанесения бомбовых ударов на 45%. Вновь образованная «Десятая эскадрилья», предназначенная для нанесения бомбовых ударов, потеряла два из восьми МиГов-27 и четыре из тринадцати K’fir. Кроме того, четыре K’firs были списаны из-за полученных повреждений.
Инфраструктуре бомбардировочной эскадрильи тоже был нанесен серьезный ущерб. Специальное хранилище, используемое для хранения фугасных бомб, было взорвано вместе с содержимым. Склад боеприпасов вместе с авиабазой был также полностью разрушен. Кроме того, емкость для хранения топлива авиабазы, а также три топливозаправщика были уничтожены.
Предположительно президент поручил правительству постараться на распростронять реальные факты о нападении с целью предотвращения подрыва международного доверия к власти, а также из-за опасений, что сингальская общественность возобновит агитацию против правительства, обвинив его в колоссальных убытках.
Краткий разбор
Не столько подводя итог нанесенному ущербу, сколько оценивая действия сторон, хочется сказать следующее.
Что касается качества планирования налета на авиабазу и четкости исполнения замысла руководства боевиков, то ничего кроме похвалы в их адрес в голову не приходит. Действительно тщательно спланированная и блестяще исполненная акция.
Она выглядит еще более выигрышно на фоне халатности служб безопасности, охраны и других структур, отвечавших за охрану и оборону крупнейшей авиабазы Шри Ланки и национального аэропорта. Видимо, такой халатности от них не ожидали даже сами боевики, поэтому отряд и состоял из смертников. Как видно из описанных событий, силы безопасности до рассвета не могли разобраться в происходящем. Если бы боевикам была поставлена задача не умереть после выполнения задачи, а отойти, полагаю, что они смогли бы это сделать беспрепятственно под покровом ночи.