Энди Уорхол – человек, сделавший искусство продуктом потребления

Энди Уорхол был первым человеком, который сумел поставить творчество на конвейер производства, превратив его в продукт потребления. Благодаря своим новаторским революционным идеям он стал культовой персоной в истории поп-арта и одной из самых необычных личностей в искусстве.

Энди Уорхол по-настоящему изменил мир вокруг. Он заставил изображение банки супа стоить миллионы долларов, дал старт мощнейшему движению поп-арта, навсегда изменил индустрию рекламы и дизайна и был центром притяжения нью-йоркской художественной тусовки на протяжение десятилетий. Интересные факты о художнике — в подборке Diletant.ru.


Энди Уорхол - человек, сделавший искусство продуктом потребления

Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге четвёртым ребёнком в рабочей семье иммигрантов из Восточной Европы. Отец Уорхола работал в угольной шахте, не владевшая английским мать подрабатывала мытьём окон и уборкой, а также изготавливала и продавала цветы из консервных банок и гофрированной бумаги.

В третьем классе Уорхол заболел так называемыми «Плясками св. Витта», и большую часть времени он был прикован к постели. Он увлекся рисованием, коллекционированием фотографий кинозвёзд, изготовлением коллажей из газетных вырезок. Сам Уорхол позже упоминал этот период как очень важный в становлении его личности, выработавший навыки, художественный вкус и предпочтения.

В 1949 году, после выпуска из института, он переехал в Нью-Йорк, где начал работать оформителем витрин магазинов, рисовать открытки и рекламные плакаты. Позже его принимают на работу художником-иллюстратором в журналы Vogue, Harper’s Bazaar и ещё в несколько менее популярных изданий.

Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании. В середине 1950-х Уорхол проиллюстрировал самоучитель испанского языка Маргариты Мадригаль, положивший начало серии её бестселлеров-самоучителей, многократно переиздававшихся.

В 1960 году Уорхол создаёт дизайн для банок Кока-кола, который принёс ему известность художника с неординарным видением искусства. Позднее появляется цикл произведений с изображением консервных банок супа Кэмпбелл (Campbell’s Soup Can). Эти рисунки стали «визитной карточкой» Уорхола. Показ работ на выставке в галерее «Stabl» вызвал большой резонанс. Хотя, по мнению критиков, эти картины отражали безликость и пошлость культуры массового потребления, менталитет западной цивилизации, после этой выставки Уорхола причислили к представителям поп-арта и концептуального искусства.

Начиная с этого периода Уорхол как фотограф и художник работал с образами звёзд эстрады и кино: Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор, Джима Моррисона, Мика Джаггера и Элвиса Пресли, а также с образами политиков, например, Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Владимира Ильича Ленина («Красный Ленин», «Чёрный Ленин»). После ухода Монро из жизни он создал свой знаменитый «Диптих Мэрилин», ставший аллегорией жизни и смерти актрисы.

В 1963 году Уорхол купил здание на Манхэттене, которое получило название «Фабрика». Там он поставил на поток создание произведений современного искусства. В 1964 году состоялась первая выставка арт-объектов Уорхола, не вписывающихся в рамки понятия живописи. Экспозиция заключалась в демонстрации около сотни копий упаковочной картонной тары, коробок из-под кетчупа и стирального порошка «Brillo». По случаю открытия выставки Уорхол устроил презентацию своей новой необычной студии, «Фабрики», стены которой были выкрашены в серебряный цвет. В студии царила обстановка вседозволенности, проводились вечеринки. Это помещение нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте. «Фабрика» и её хозяин стали часто фигурировать в репортажах светской хроники, о них стали писать в журналах и средствах массовой информации.

«Фабрика» была организованным производством, которое выпускало до 80 печатных произведений в день, то есть несколько тысяч отпечатков в год. Был нанят коллектив рабочих, осуществлявших массовое производство поставленных на поток репродукций с портретами знаменитостей. Героев своих тиражируемых произведений Уорхол фотографировал у себя в мастерской, делая серию моментальных снимков. Из множества кадров выбирался лучший, увеличивался, и методом шелкографии переносился на холст. Поверхность холста покрывалась краской. Обычно делалось несколько вариантов одного произведения. Таким образом Уорхол превратил искусство в «бизнес-арт», руководя исполнителями, которые технически воспроизводили его собственные работы.

Уорхол придерживался мнения, что знаменитости на портретах должны были выглядеть идеально и без изъянов. Он ретушировал морщины и дефекты кожи лица, убирал лишние подбородки, подрисовывал ярче глаза и губы, придавая лицам идеализированные черты. Среди клиентов Уорхола — всё семейство иранского шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, Мик Джаггер, Лайза Миннелли, Джон Леннон, Дайана Росс, Бриджит Бардо и многие другие знаменитости.

Параллельно с созданием объектов поп-арта, Уорхол снимал кинофильмы, однако как режиссёр он добился успеха только в узких кругах. В период с 1963 по 1968 годы Уорхол снял несколько сотен лент, в том числе 472 четырёхминутные черно-белые портретные кинопробы (Screen Tests), десятки короткометражных фильмов и более 150 фильмов с сюжетами, только 60 из которых увидели свет.

В основу сюжетных линий ложились псевдодокументальные съёмки. Основным смыслом фильмов Уорхола было раскрытие сути сексуальной революции. Своими пробами и перформансами в киноискусстве художник хотел открыть новые направления в кинематографе и заинтересовать и удивить ими пресыщенного зрителя.

В 1967 году Уорхол снимал фильм «Одинокие ковбои» в Аризоне. Некоторым туристам не понравилось, как проходили съемки — и они сообщили об этом властям. Власти вызвали ФБР, которое пристально следило за ходом съемок, а после утроило контрольный просмотр картины на фестивале в Сан-Франциско. Однако никто так и не заметил, что один из актеров, Джуллиан Берроуз, был разыскиваемым дезертиром, сбежавшим из армии США.
Именно Энди Уорхол изобрел жанр видео-арта.

Энди Уорхол - человек, сделавший искусство продуктом потребления

3 июня 1968 года радикальная феминистка Валери Соланас, ранее снимавшаяся в фильмах Уорхола, вошла в «Фабрику» и три раза выстрелила Энди в живот. После чего вышла на улицу, подошла к полицейскому и сказала: «Я стреляла в Энди Уорхола». Пострадавший перенёс состояние клинической смерти и 5-часовую операцию, закончившуюся успешно.

После покушения художнику пришлось носить поддерживающий корсет больше года, так как почти все его внутренние органы были повреждены. Уорхол отказался давать обвинительные показания в полиции, в результате чего Соланас получила только три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.

Энди Уорхол - человек, сделавший искусство продуктом потребления

Уорхол был шопоголиком и ежедневно ходил за покупками, чтобы чувствовать себя комфортно. Он накопил огромную коллекцию всевозможных товаров: от банок для печенья и этнических безделушек до ковбойских сапогов и платиновых париков собственной торговой марки.

Энди Уорхол с друзьями закупил 2000 бутылок шампанского Dom Perignon для вечеринки по поводу миллениума. Однако после смерти художника все это таинственно исчезло.

Энди Уорхол - человек, сделавший искусство продуктом потребления
Энди Уорхол на выступлении группы Velvet Underground

Великий основатель поп-арта скончался в 1987 году от внезапной остановки сердца после операции на желчном пузыре. Он был похоронен рядом с матерью и отцом, вместе с номером своего журнала Interview и флаконом любимых духов от Estee Lauder.

В последние годы Энди Уорхол возглавляет список самых продаваемых художников. Так, в 2013 году суммарная стоимость проданных на аукционах работ художника составила 427,1 млн долл. Наиболее высоко ценятся крупноформатные холсты 1962—1964 годов, цены на которые могут доходить до 100 млн долл. За период с 1985 по 2010 средние аукционные цены на работы Уорхола выросли на 3400%, что примерно вдвое превышает средний рост цен на современное искусство за тот же период.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории