Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

«Разрушай, шокируй, подрывай нравственные устои», — под этими и другими похожими лозунгами происходило зачатие панк-культуры, видимо потому так и названной, от англ. Punk (гниль, отбросы).

Какие образы возникают в сознании при слове «панк»?

Вот одно из распространенных мнений: «Панк — человек, имеющий низкий духовный и интеллектуальный уровень, который рядится в кожаные одежды с шипами, носит на голове ирокез, с большим удовольствием пренебрегает правилами личной гигиены и гнушается норм общественного порядка, но, как правило, не выходя при этом за рамки хулиганства».

На самом же деле, слово «панк» означает нечто большее, чем немытый подросток-бунтарь с бутылкой пива в одной руке и папиросой с марихуаной в другой. Чтобы понять, что именно, посмотрим для начала, как определяют это явление культурологи.

А появление контркультуры — закономерный ответ на кризис ценностей традиционной культуры.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

В 70-е годы ушедшего века в Англии картина на рынке труда была несколько напряженной, и многие молодые люди, не чувствуя твердой почвы под ногами, впадали в отчаяние. Может быть, пофрустрировала бы молодежь и перестала, если бы на этом фоне не зазвучала музыка, образующихся тогда панк групп, которая вторила отчаянию, царившему тогда в обществе, и выражала протест эпатажно. Агрессивная музыка, основанная на нескольких аккордах, песни продолжительностью не более трех минут.

Вслед за этими группами появились и другие панк-коллективы. Нередкими были выступления, на которых артисты показывали раны, нанесенные самим себе разбитыми бутылками, и плевались в публику. Публика же в ответ забрасывала выступающих пивными бутылками и другими небезопасными предметами. Именно такой образ панка: бунташный, бесшабашный и омерзительный — оказался запечатлен объективами СМИ и в сознании масс, практически не меняясь на протяжении многих лет.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

Несмотря на непроницаемость занавеса, панк просочился через границу. Советская молодежь, видя как журналисты жадно набрасываются и пытаются растерзать панк красноречивыми лозунгами, сами того не подозревая, помогли распространению этой контркультуры в СССР. Фотографии зарубежных контркультурных представителей повергали в шок, эпатировали и воодушевляли на создание чего-то подобного. Наряду с освещением в пролетарских СМИ образа панка, через границу стали проникать пластинки различных панк-коллективов.

Со временем же бессмысленный бунт сменили политически сознательные взгляды, однако находящиеся в оппозиции общепринятым. Зарубежные панки протестовали против черствой коммерциализованности корпораций и культа потребления, советские — против сухого образа отечественного пролетария и закрытости границы.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

После распада союза панк в России уходит в антракт. Пока бунтовать было не перед чем, старая система, оставляющая штамп в голове каждого, рухнула. Но прошло немного времени, и на бывшего советского пролетария с экранов ТВ посыпались сникерсы, полилось пиво и запестрели магазины на диване, тем самым навязывая культ потребления и давая панкам новую пищу для протеста.

К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического, вместо вялой депрессии — энергичного бунтарства.

Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х—80- х. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь характерный звук — энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато правильных.

С идеологией дело обстояло сложнее. Самый важный элемент панковского мироощущения — агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке, белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению — вопли, рассудку — безумие, жизни — смерть. Главные принципы настоящих панков:
«Будущего нет», «Живи быстро, умри молодым».

Назвали антисистемой, которая нужна для укрепления системы. Беснующейся молодежи была предоставлена законная возможность выпустить пар, а дельцы шоу-бизнеса стали зарабатывать на панк- роке деньги. Впрочем, панк-группы 80-х большой популярностью не пользовались. Мода на них постепенно сходила на нет. Но в 90-е годы панк- рок возродился — на сей раз сразу в коммерциализованном виде.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

The Offspring


Коммерчески успешный Offspring прекрасно подходит для приручения экстремистски настроенных панков и вытеснения по-настоящему агрессивных музыкантов на второй план. Существуют, разумеется, и другие панки, бешеные и опасные, пропагандирующие в том числе и фашистские идеи, немыслимые для классических панков 70-х. К нынешним панкам прилипает любая идеология, не только «левая», как было тридцать лет назад. Панковской может показаться какая угодно экстремистская молодежная группировка. Или просто хулиганы, которым нравится колоритный прикид, и не более того. Такие музыканты, как правило, остаются маргиналами.

Антиобщественные выпады Offspring, разумеется, всего лишь антураж. Предполагается, что бунтовать и бить витрины никто не пойдет. Сами кумиры поколения не на шутку испугались бы такой агрессии. Тем не менее какую-то идеологию предъявить они должны. Только тремя аккордами, даже очень заводными, умами не завладеешь.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

Холланд и его друзья выбрали учителем не Джонни Роттена, а взяли на вооружение идею более умеренных музыкантов из другой легендарной панк- группы 70-х Clash. Ее участник Джо Стаммер не верил в то, что рок-музыка и панк-движение, в частности, могут что-нибудь изменить. Поэтому он говорил, что отстаивать надо персональную свободу и право выбора. О том же поется и в главных хитах Offspring. Внутренняя свобода превыше всего. Ты можешь делать с собой все, что угодно, не считаясь с тем, чего от тебя ждут родители, учителя, общество. Можешь хулиганить, менять девчонок хоть каждый день, напиваться, гонять на тачке. У тебя есть свой путь, ты должен идти, не обращая внимания на препятствия. Никто не сможет тебе помешать.

Offspring сделали декоративным не только панковский бунт. Они и музыку подвергли радикальному пересмотру. Их стиль описывают совершенно абсурдным на первый взгляд словосочетанием — поп-панк. Когда-то была такая формула: музыка без драйва — это попса, драйв без музыки — панк. Для Offspring этого противоречия не существует. Как показывает практика, возможны бесконечные вариации в пропорциях панка и попсы. Достаточно послушать уже знаменитых Korn, Green Day, Guano Apes, NOFX или входящую в моду группу Strokes.

В настоящее время в России существует не один десяток известных на всю страну панк-коллективов и сотни «гаражных» исполнителей. Их тексты по-прежнему дышат протестами, иногда выраженные несколько грубой лексикой, но, как и раньше, пропитаны несогласием с традиционным образом жизни:

Я прихожу домой и сразу телевизор,
И сразу на диван и больше ничего.
Я книжек не читал,
Я верю всем газетам,
Хоть верю не всегда
Себе я самому.
Пускай расскажут мне,
Как жить на свете этом,
Ведь я своим умом, наверно не пойму.
Тонут лодки, телебашни горят в огне,
Дайте водки — очень страшно сегодня мне.
Я просто обыватель!

В этой песне группа «Наив» бросает вызов конформизму, представляя образ «обывателя» в виде клише человеческой жизни.

Эволюция панк-движения. От незаконных формирований до легализации

Представители панк-культуры на территории бывшего Советского союза


Мир глазами панка

Бунт панков — это месть традициям и рекламе, глумящимися над сознанием. Панк — искусство, которое рождает мировоззрение, или мировоззрение, которое рождает искусство. А искусство, как известно, всегда борется с обветшалыми ценностями. Авангардисты стремились порвать с устоявшимися в искусстве сценариями. Панк стремится порвать с застоявшимися мировоззренческими установками. Панк — это борьба за обновление ороговевших клеток традиционной культуры Панк — это крик свободы, это протест против войн и продажных политиков, стремление покинуть тесную комнатушку общественного сознания, в которой индивидуальное сознание оказалось заперто. Сознание конкретного человека и масс забаррикадировано снаружи этой комнаты десятком предметов. Это груда рекламных роликов, призывающих потреблять без оглядки, это ценности, навязанные господствующей идеологией, это слепой конформизм и многое другое.

Так понимают свою культуру панки.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории