«Разрушай, шокируй, подрывай нравственные устои», — под этими и другими похожими лозунгами происходило зачатие панк-культуры, видимо потому так и названной, от англ. Punk (гниль, отбросы).
Какие образы возникают в сознании при слове «панк»?
Вот одно из распространенных мнений: «Панк — человек, имеющий низкий духовный и интеллектуальный уровень, который рядится в кожаные одежды с шипами, носит на голове ирокез, с большим удовольствием пренебрегает правилами личной гигиены и гнушается норм общественного порядка, но, как правило, не выходя при этом за рамки хулиганства».
На самом же деле, слово «панк» означает нечто большее, чем немытый подросток-бунтарь с бутылкой пива в одной руке и папиросой с марихуаной в другой. Чтобы понять, что именно, посмотрим для начала, как определяют это явление культурологи.
По мнению культурологии, культура панка — это контркультура
А появление контркультуры — закономерный ответ на кризис ценностей традиционной культуры.

В 70-е годы ушедшего века в Англии картина на рынке труда была несколько напряженной, и многие молодые люди, не чувствуя твердой почвы под ногами, впадали в отчаяние. Может быть, пофрустрировала бы молодежь и перестала, если бы на этом фоне не зазвучала музыка, образующихся тогда панк групп, которая вторила отчаянию, царившему тогда в обществе, и выражала протест эпатажно. Агрессивная музыка, основанная на нескольких аккордах, песни продолжительностью не более трех минут.
Вслед за этими группами появились и другие панк-коллективы. Нередкими были выступления, на которых артисты показывали раны, нанесенные самим себе разбитыми бутылками, и плевались в публику. Публика же в ответ забрасывала выступающих пивными бутылками и другими небезопасными предметами. Именно такой образ панка: бунташный, бесшабашный и омерзительный — оказался запечатлен объективами СМИ и в сознании масс, практически не меняясь на протяжении многих лет.

Несмотря на непроницаемость занавеса, панк просочился через границу. Советская молодежь, видя как журналисты жадно набрасываются и пытаются растерзать панк красноречивыми лозунгами, сами того не подозревая, помогли распространению этой контркультуры в СССР. Фотографии зарубежных контркультурных представителей повергали в шок, эпатировали и воодушевляли на создание чего-то подобного. Наряду с освещением в пролетарских СМИ образа панка, через границу стали проникать пластинки различных панк-коллективов.
Распространению контркультуры в СССР, сами того не подозревая, помогли СМИ, пытавшиеся растерзать панк-движение
Со временем же бессмысленный бунт сменили политически сознательные взгляды, однако находящиеся в оппозиции общепринятым. Зарубежные панки протестовали против черствой коммерциализованности корпораций и культа потребления, советские — против сухого образа отечественного пролетария и закрытости границы.

После распада союза панк в России уходит в антракт. Пока бунтовать было не перед чем, старая система, оставляющая штамп в голове каждого, рухнула. Но прошло немного времени, и на бывшего советского пролетария с экранов ТВ посыпались сникерсы, полилось пиво и запестрели магазины на диване, тем самым навязывая культ потребления и давая панкам новую пищу для протеста.
К концу 90-х стали говорить о возрождении гитарной музыки, о возвращении духа чистого панк-рока. Он пришел на смену депрессивному гранжу и декадентскому брит-попу начала 90-х. Грусть-тоска и безысходность новому поколению осточертели. Захотелось веселья безудержного, анархического, вместо вялой депрессии — энергичного бунтарства.
Панк-рок был возвращен к жизни шоу-бизнесом, убившем его на рубеже 70-х — 80-х
Панк-рок был возращен к жизни шоу-бизнесом, убившим его на рубеже 70-х—80- х. Из прежнего, классического, панка в новый перекочевал в первую очередь характерный звук — энергичный, быстрый и тупой рок-н-ролл, очищенный от премудростей и красивостей. Как говорится, всего три аккорда, но зато правильных.
С идеологией дело обстояло сложнее. Самый важный элемент панковского мироощущения — агрессия. В 70-е годы панки пришли с лозунгом «Я ненавижу» в противовес хипповскому «Я люблю». Ненавидели всё: общество потребления, родителей, любые ценности. Себя величали цветами в помойке, белое называли черным, плохое хорошим, чистому предпочитали грязное, пению — вопли, рассудку — безумие, жизни — смерть. Главные принципы настоящих панков:
«Будущего нет», «Живи быстро, умри молодым».
Чтобы панки не представляли угрозы для общества, было придумано их легализовать
Назвали антисистемой, которая нужна для укрепления системы. Беснующейся молодежи была предоставлена законная возможность выпустить пар, а дельцы шоу-бизнеса стали зарабатывать на панк- роке деньги. Впрочем, панк-группы 80-х большой популярностью не пользовались. Мода на них постепенно сходила на нет. Но в 90-е годы панк- рок возродился — на сей раз сразу в коммерциализованном виде.

The Offspring
Коммерчески успешный Offspring прекрасно подходит для приручения экстремистски настроенных панков и вытеснения по-настоящему агрессивных музыкантов на второй план. Существуют, разумеется, и другие панки, бешеные и опасные, пропагандирующие в том числе и фашистские идеи, немыслимые для классических панков 70-х. К нынешним панкам прилипает любая идеология, не только «левая», как было тридцать лет назад. Панковской может показаться какая угодно экстремистская молодежная группировка. Или просто хулиганы, которым нравится колоритный прикид, и не более того. Такие музыканты, как правило, остаются маргиналами.
Антиобщественные выпады Offspring, разумеется, всего лишь антураж. Предполагается, что бунтовать и бить витрины никто не пойдет. Сами кумиры поколения не на шутку испугались бы такой агрессии. Тем не менее какую-то идеологию предъявить они должны. Только тремя аккордами, даже очень заводными, умами не завладеешь.

Холланд и его друзья выбрали учителем не Джонни Роттена, а взяли на вооружение идею более умеренных музыкантов из другой легендарной панк- группы 70-х Clash. Ее участник Джо Стаммер не верил в то, что рок-музыка и панк-движение, в частности, могут что-нибудь изменить. Поэтому он говорил, что отстаивать надо персональную свободу и право выбора. О том же поется и в главных хитах Offspring. Внутренняя свобода превыше всего. Ты можешь делать с собой все, что угодно, не считаясь с тем, чего от тебя ждут родители, учителя, общество. Можешь хулиганить, менять девчонок хоть каждый день, напиваться, гонять на тачке. У тебя есть свой путь, ты должен идти, не обращая внимания на препятствия. Никто не сможет тебе помешать.
Offspring сделали декоративным не только панковский бунт. Они и музыку подвергли радикальному пересмотру. Их стиль описывают совершенно абсурдным на первый взгляд словосочетанием — поп-панк. Когда-то была такая формула: музыка без драйва — это попса, драйв без музыки — панк. Для Offspring этого противоречия не существует. Как показывает практика, возможны бесконечные вариации в пропорциях панка и попсы. Достаточно послушать уже знаменитых Korn, Green Day, Guano Apes, NOFX или входящую в моду группу Strokes.
В настоящее время в России существует не один десяток известных на всю страну панк-коллективов и сотни «гаражных» исполнителей. Их тексты по-прежнему дышат протестами, иногда выраженные несколько грубой лексикой, но, как и раньше, пропитаны несогласием с традиционным образом жизни:
Я прихожу домой и сразу телевизор,
И сразу на диван и больше ничего.
Я книжек не читал,
Я верю всем газетам,
Хоть верю не всегда
Себе я самому.
Пускай расскажут мне,
Как жить на свете этом,
Ведь я своим умом, наверно не пойму.
Тонут лодки, телебашни горят в огне,
Дайте водки — очень страшно сегодня мне.
Я просто обыватель!
В этой песне группа «Наив» бросает вызов конформизму, представляя образ «обывателя» в виде клише человеческой жизни.

Представители панк-культуры на территории бывшего Советского союза
Мир глазами панка
Бунт панков — это месть традициям и рекламе, глумящимися над сознанием. Панк — искусство, которое рождает мировоззрение, или мировоззрение, которое рождает искусство. А искусство, как известно, всегда борется с обветшалыми ценностями. Авангардисты стремились порвать с устоявшимися в искусстве сценариями. Панк стремится порвать с застоявшимися мировоззренческими установками. Панк — это борьба за обновление ороговевших клеток традиционной культуры Панк — это крик свободы, это протест против войн и продажных политиков, стремление покинуть тесную комнатушку общественного сознания, в которой индивидуальное сознание оказалось заперто. Сознание конкретного человека и масс забаррикадировано снаружи этой комнаты десятком предметов. Это груда рекламных роликов, призывающих потреблять без оглядки, это ценности, навязанные господствующей идеологией, это слепой конформизм и многое другое.
Так понимают свою культуру панки.








