Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка

Популярной песня Go Down Moses в Советском Союзе стала благодаря рекламному ролику «Альфа-банка» в конце 90-х, хотя по историческим данным ей более ста лет. Содержание текста носит религиозный характер, рассказывая о героизме Моисея, но благодаря талантливой аранжировке двух музыкантов она обрела новый характер. Поль Робсон и Луи Армстронг сделали из обычного спиричуэла настоящий хит. Она стала гимном афроамериканских контрабандистов, только не тех, кто нарушает закон, а которые боролись когда-то за свободу.

История духовного текста Go Down Moses

Афроамериканцы долгое время рассматривались как рабы или второсортный народ. Они угнетались и имели мало прав, а иногда их вообще во всем ущемляли. Но они сумели сохранить свою культуру, а религиозные песни стали их национальной чертой. Они их исполняют на проповедях с особым для них ритмичным африканским мотивом.

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Духовные песни в исполнении афроамериканцев.

История возникновения песни Go Down Moses имеет очень далекие корни. В ее тексте нет ничего особенного, и автора тоже нет, потому что это текст, взятый из библейского сюжета – восьмой Исход.

«Сойди, Моисей» – так звучит название песни в афроамериканском исполнении. В ней рассказывается о том, что Господь посылает Моисея с вестью к фараону, чтобы тот отпустил его народ. То есть ему следует освободить израильтян из рабства. Сам Моисей в религиозном историческом тексте – это лидер, который вывел порабощенный народ, поэтому он рассматривался в далеком рабовладельческом времени как противник сложившимся устоям. Для народа он был спасителем, поэтому и пели о его подвиге.

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Go Down Moses – это песня о Моисее и порабощенном народе.

В песне говорится об освобождении, а значит о свободе. Когда песню стали исполнять в 60-х годах XIX века, то многие поработители ее запретили, и она была объявлена вне закона. Песня уже звучала в 1853 году, но широкую огласку приобрела в 60-е, когда появились первые беглые рабы.

Как песня о Моисее стала гимном для контрабандистов в середине XIX века

Спиричуэлом песня стала уже в XX веке, когда у афроамериканцев появились свои поселения и храмы. До этого она была гимном беглых рабов, которые поселились близ форта Монро. Это отдельная история, но именно она проливает свет на происхождение и появление песни.

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Слово «контрабандисты» появилось после того, как три афроамериканца сбежали и нашли приют в форте Монро.

Выражение «контрабанда» появилось в 1861 году, когда три беглых раба попросили убежище у американского командира Бенджамина Батлера. Он был юристом и не принимал рабство, поэтому скрыл беглецов, а потом отказался их отдавать по требованию Вирджинии. Место, где располагался форт Монро, осталось территорией США. Вирджиния вышла из Союза, поэтому она не смогла воспользоваться законом о беглых рабах, которые возвращались своему хозяину по первому требованию.

По поводу появления беглых 10 августа 1861 года Уильямом Баддом был написан отчет ВМС США, где впервые использовалось слово «контрабанда». Беглых не отдали, и выдали даже пояснение, что на время войны силы Союза могут захватывать и использовать любое имущество, в том числе и рабов. С этого времени беглых рабов стало прибавляться.

Территории форта со временем оказалось мало, беглецы перестали вмещаться, поэтому стали строить себе жилье вокруг него. Образовалось поселение, в котором уже насчитывалось 10 тыс. человек. Миссионеры хотели дать им не только еду и убежище, но также небольшое образование. С этой миссией как-то приехал преподобный Льюис К. Локвуд, чтобы спонсировать обучение. Там же он услышал песню Go Down Moses, которую привез домой. Так она и стала называться песней контрабандистов.

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Поселение беглых афроамериканцев расширилось до 10 000 человек.

Текст песни Локвуд положил на ноты и опубликовал в Национальном стандарте борьбы с рабством. Но по странным причинам она не вошла как песня рабов. Также на свое усмотрение написал ноты и изменил аранжировку издатель гимнов Горация Уотерс – «О! Отпусти мой народ: Песня контрабандистов». Но оригинальный текст песни, которую пели рабы, звучал иначе, потому что Льюис Локвуд записывал ее на слух, поэтому могло произойти перекручивание слов.

Как вариант еще одного периода появления песни – 1850 год. Американская активистка по спасению от рабства Харриет Табмен использовала песню как код для общения с другими порабощенными при бегстве из Мэриленда.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Все для “вдохновения” Луи Армстронга: как президент Америки пронес для музыканта контрабандную травку

Поль Робсон и Луи Армстронг: песня Go Down Moses

Считается, что песня Go Down Moses, дошедшая до современного человека XXI века, сильно отличается от той, которая звучала у беглых афроамериканцев. Но смысл остался прежним, и она продолжает звучать.

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Поль Робсон приезжал выступать в СССР.

Первый, кто сделал современную аранжировку песни, после чего она приобрела более понятный мотив, стал певец и актер Поль Робсон. Он провел жизнь, отстаивая интересы своего народа, лишился заграничного паспорта как наказание за поддержку коммунистической партии и пережил много других неурядиц, связанных с политикой. Но это не помешало ему придерживаться своего мнения. Песню о свободе и Моисее он исполнил в Советском Союзе, когда приезжал с концертом. Его бас звучал поистине божественно, как отмечают многие слушатели.
Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Луи Армстронг сделал свою аранжировку на песню Go Down Moses.

Аранжировку песни на свой манер сделал Луи Армстронг – музыкант и певец. У него был яркий стиль исполнения с импровизацией и изобретательностью, поэтому мелодии в его исполнении завораживали. Ближе к 60-м годам он больше стал вокалистом, записывая новые или исполняя на свой манер традиционные песни афроамериканцев госпел. Одной из них была Go Down Moses. Песня, исполненная как джаз, стала популярной. Певца стали узнавать и на территории СССР, куда он так и не попал с гастролями.

Есть версия, что песня Let My People Go в переделанном варианте под джаз была посвящена его приемной еврейской семье Карнофски. С 7 и до 12 лет она его опекала, давала работу, жилье и относилась как к сыну. Именно в ней ему привили любовь к музыке и пению, что помогло раскрыть талант музыканта и певца. Впервые песню о Моисее Луи Армстронг исполнил в синагоге на Хануку как поздравление к юбилею Морриса Карнофски.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Почему известный джазовый трубач Луи Армстронг никогда не расставался со Звездой Давида, хотя не был иудеем

Популярность песни и ее звучание в ролике «Альфа-банка»

Как библейский псалом стал гимном контрабандистов, джазовым хитом Луи Армстронга и рекламой банка
Песня Go Down Moses прозвучала в рекламном ролике «Альфа-банка» в 1995 году.

Песню Let My People Go стали перепевать многие исполнители. В 1965 году французский певец Клод Нугаро написал песню Armstrong как посвящение великому афроамериканскому музыканту и певцу.
Интересен подход к кавер дуэта LONDON BOYS, который сделал электронную аранжировку. В России – «Не стоит прогибаться» группой Андрея Макаревича «Машина Времени», потом был «Аквариум». Песня даже использовалась для рекламного ролика солидного финансового учреждения «Альфа-банк».

Так как реклама – двигатель прогресса, то ее было очень много на телевидении. Ролик снимался в 1995 году, и это тоже было своеобразным новшеством для советского телезрителя. К тому же он получился действительно удачным, хотя, вероятно, не все зрители изначально поняли, какое отношение имеет джазовая музыкальная заставка ко дню рождения сотрудницы. Но все же мотив заставил заинтересоваться людей этой песней. И даже не зная перевода, многие ее узнают по фразе Let My People Go и протяжному звуку трубы.

Новое в искусстве – афрофутуризм, как способ рассмотреть вероятное будущее через культуру афроамериканцев. Можно избавиться от устаревших стереотипов и поистине насладиться необычными африканскими мотивами в современной интерпретации.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий