Как боролись с пожарами в старину

Использование огня первобытным человеком было величайшим от­крытием. Естественно, что тогда не осознавалось, что любое великое от­крытие несет в себе и добро и зло.

Как боролись с пожарами в старину

В прежние времена, когда не было ни огнетушителей, ни пожарных машин, пожары погубили немало поселений и житниц. Но и четыре века назад в России правительство принимало свои «охранительные меры» против огненной стихии. В летнее время запрещали топить избы и бани. А чтобы люди могли готовить еду, велели делать печи на пустых местах — у рек и огородов. У всякого дома должны были стоять кадки и бочки с золой. Ночью на улицах дежурили сторожа да смотрители, чтобы беспечные жильцы не нарушали порядка. Иначе им грозило жестокое наказание, вплоть до лишения жизни.

Во избежание лесных пожаров местному населению запрещали ходить в лес. Петр I своим указом от 17 июня 1719 года надзор за лесами определил за Адмиралтейств-коллегией, президентом которой был назначен генерал-адмирал граф Федор Матвеевич Апраксин. При коллегии была вальд-мейстерская контора — служба лесных сторожей. Первому ее обер-вальдмейстеру Глебовскому Петр I в 1723 году вручил именную инструкцию по охране леса. Виновных в лесных пожарах велел казнить нещадно. Приходилось посылать на тушение пожаров воинские части.


Постепенно развивалась пожарная техника. В настоящее время она включает первичные средства тушения, пожарные машины, стационарные установки пожаротушения и средства пожарной связи. Она создавалась и совершенствовалась на основе технического прогресса. Ее развитие осу­ществлялось на протяжении столетий и прошло большой путь от простого снаряжения до мощных средств тушения пожаров. По мере развития тех­ники создавались новые огнетушащие вещества, средства доставки лично­го состава и огнетушащих веществ на пожар.

Как боролись с пожарами в старину

Русские инженеры и мастера внесли большой вклад в развитие по­жарного дела и пожарной техники. Так, в 1779 г. мастер слесарного дела Петр Дальгерон предложил механическую лестницу и за свое изобретение был награжден медалью Российской Академии Наук. В 1809 г. механик К. В. Соболев изобрел выдвижную лестницу, испытал ее в Петербурге и был награжден медалью «За полезное».

В 80-х гг. член Русского технического общества И. А. Вермишев пред­ложил тушить нефтепродукты диспергированной водой. В 1901—1904 гг. преподаватель физики в Баку инж. А. Г. Лоран предложил тушить нефте­продукты пеной.

Как боролись с пожарами в старину

Повлияло на развитие пожарного дела строительство водопроводов. Они были созданы в Москве в 1805 г., Новгороде — в 1848 г., Киеве — в 1870 г., Харькове — в 1879 г. Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).

Как боролись с пожарами в старину

Мощность паровых насосов была 11−30 кВт. Это по­зволяло при напоре до 15 м обеспечивать по­дачу воды 750−2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

Расходы на содержание механизированных пожарных команд были в среднем на 30% меньше, чем на содержание пожарных команд на конных обозах. В 1922 г. было отпущено 5400 руб. золотом на закупку пожарной техники за границей. Принимались меры к производству пожарной техни­ки в стране.

Как боролись с пожарами в старину

В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926−1932 гг.) в стране начато планомерное произ­водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

Как боролись с пожарами в старину



Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720−940 л/мин воды. Ее за­пас на машине был равен 350 л, боевой расчет составлял 8 человек.

Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся по­жарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно- техническое училище. Такое же училище было открыто в 1928 г. в Харькове. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием для пожарной охраны страны. Для пожарной охраны впервые было разработано специальное шас­си. На его базе был создан автонасос ЗИС-11.

Как боролись с пожарами в старину

Он имел мощность двигателя 55 кВт, грузоподъемность 3 т, запас воды был 340 л, центробежный насос подавал 1340 л/мин воды. Боевой расчет на автонасосе состоял из 12 человек. Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1500−2000 л воды, напор, создаваемый насосами, был 90 м.

Как боролись с пожарами в старину

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практи­чески всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения боевых действий по тушению пожаров.

Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового по­коления. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымо­сосы и т. д.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории