Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина

Русский импрессионист Константин Коровин казался, на первый взгляд, баловнем судьбы. Этот самобытный и талантливый представитель богемной дореволюционной среды виделся современникам весельчаком, красавцем и любителем женщин. Но только близкие друзья знали, что художник был глубоко несчастным в личной жизни. Не обошли горести и профессиональную деятельность, из-за чего признанный и почитаемый на родине гений умирал вдали от дома разоренным и разочарованным в жизни.

Божий дар и особая техника

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина
Коровин страстно писал русские пейзажи, а умирал в эмиграции.

Константин Коровин воспитывался в купеческой семье владельца ямского извоза. Отец со временем разорился, и семья переехала в подмосковные Большие Мытищи. В деревенских условиях мальчик и начал засматриваться на красоту природы. Воспитанием занималась мама, которая увлекалась акварелью. Позже Коровин часто вспоминал, как любил рассматривать на ее столе коробочки с красками. Его притягивал процесс разведения акварели на тарелке, а мамины рисунки будто уносили ребенка мысленно в далекие края. В 14-летнем возрасте Константин поступил в столичное училище живописи, где через время попал в класс пейзажа Алексея Саврасова. Передавать ощущения через краски природы будущего художника и научил знаменитый пейзажист. Молодой Коровин четко осознал, что в каждом написанном пейзаже должна скрываться история человеческой души. Просто передавать увиденный кусочек природы Коровину было неинтересно. Живописец Грабарь писал, что Коровин стал автором первой русской весны после саврасовских грачей и именно он начал череду всех последующих снегов и мартов, коими наполнилась русская живопись.

Когда Саврасов из-за болезни оставил училище, Константин поехал учиться в петербургскую Академию художеств. Но прижиться в новом месте не вышло: молодой художник тяготился тамошними условностями и вернулся в родное училище уже к Василию Поленову. Новый учитель и открыл Коровину искусство импрессионистов. Увлекшись новым течением, художник написал в 1883-м «Портрет хористки», который позже назовут «первой ласточкой русского импрессионизма». Но преподаватели-консерваторы не одобряли живописные новшества, и звание классного художника по окончании курса Коровин не получил. Он пользовался живописной техникой «alla prima», что переводится с итальянского, как «в один присест». По этой методике картина пишется одним сеансом до высыхания предыдущего слоя краски. Новые мазки наносились на сырые, что требовало высшего мастерства. Любая ошибка превращала работу в кашу. Его друг художник Серов говорил, что ему очень бы хотелось уметь, как Коровин, но не выходит. А живописец Нестеров подтверждал авторитетное мнение, сетуя: у Коровина само собой получается то, над чем остальным виртуозам приходиться биться. Даже наставник Поленов открыто признавал: «Мне есть чему учиться у Костеньки».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:За что высмеивали званые обеды художника Репина, и Что было не так с его детьми).

Приход советской власти

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина
Парижские работы не принесли Коровину ни денег, на славы. /Фото: i.pinimg.com

Коровин очень много работал. Он находил время и на картины, и на декоративные панно театра, и на оформление промышленных выставок. Занимался даже работами военно-прикладного характера. В Первую мировую к соображениям художника по позиционной маскировке прислушивались в военном министерстве. Константина Алексеевича даже назначили консультантом при Юго-Западном штабе фронта, где он осуществил удачный маскировочный проект и получил благодарность командования. Что касается деятельности Коровина в качестве театрального художника, то он успел оформить для Частной оперы Саввы Мамонтова и Императорских театров 84 оперы и 64 балета.

После революции Коровин продолжал жить в России, занимаясь памятниками искусства, организовывая аукционы и выставки и сотрудничая с театрами. С 1918-го жил в Тверской губернии, преподавал в государственных художественных мастерских. При этом художник никак не мог принять новую реальность. Он считал происходящее безумной деградацией, о чем писал в своих дневниках. Ему было больно видеть, что творят с Россией. Великий живописец своей эпохи считал, что богатую и успешную страну ведут в пропасть, совершая преступление против всего русского народа.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как видели отдых у моря художники прошлого: Шезлонги, шляпки-канотье и белые оборки.

Смерть в нищете и вне признания

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина
Художники в гостях у Саввы Мамонтова. Репин, Суриков, Коровин, Серов, Антокольский. /Фото: static.tildacdn.com

https://i.pinimg.com/736x/6a/c5/78/6ac578aa52f1916c6bfbdc6c4ffa45a3.jpg
Коровин часто бывал в Крыму, где появилось множество работ
В 1922-м Константин Алексеевич решился эмигрировать. Но он не собирался бежать, и получил разрешение на выезд во Францию от наркома Луначарского. Коровину позволили заграничную поездку для лечения сына-инвалида и супруги, у которой обострился туберкулез. Коровину был близок Париж, где он в молодости получал уроки мастерства, формируясь как художник-импрессионист. Но всё пошло не так, как мечталось. Картины, которые он для продажи решил переправить за рубеж, исчезли, протезы для калеки-сына оказались неудачными. Ребенок страдал, озлоблялся и даже пытался свести счеты с жизнью. Супруга ещё больше ослабла, потому что после переезда туберкулёз только обострился. Коровин работал с исступленной одержимостью, не щадя себя.

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина
Коровин, Гурзуф. /Фото: opisanie-kartin.ru

Он выдавал один за другим портреты, готовил сотни театральных декораций, но денег не хватало. В какой-то момент возникли проблемы со зрением, и пришлось переключаться на литературную деятельность. Никогда не бравший до того в долг, он начал одалживать средства, где только было можно. Но дома всегда лежала нетронутой сумма, которую Коровин отложил на возвращение в Россию. Скончался великий живописец после сердечного приступа, упав замертво прямо посреди парижской улицы. Хоронили его как нищего, потому что в чужом городе никому не было дела до русского художника. Эмигрантов там водилось множество, и большая их часть провели оставшуюся жизнь в нищете и безызвестности. Что же погубило Константина Коровина? Друзья-художники в один голос повторяли, что главной ошибкой стал переезд из России. На Родине Коровин был такой один.

Как Европа разорила великого русского импрессиониста «Моцарта живописи» Константина Коровина
Коровин часто бывал в Крыму, где появилось множество работ. /Фото: i.pinimg.com

Париж был не в состоянии оценить его талант. Художник Виноградов рассказывал, что дома Коровина почитали на высочайшем уровне. Он имел личный автомобиль, деньги и крымскую виллу. Во Франции же он оказался в сырой комнате с ветхой кроватью в углу и несколькими стульями. А все потому, что Россия ценила талант художника, а Европа — умение продавать. Коровин не был предпринимателем, а ушлые западные агенты его попросту обворовывали, оставив в итоге ни с чем.

Древнюю Грецию часто считают родиной всей западной цивилизации. Прочтите в другой нашей статье о том,существовал ли лабиринт минотавра и ещё 9 неразгаданных до наших дней тайн Древней Греции.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий