Как изображали Первомай художники СССР: Красные флаги над Невой, демонстрации и Ленин


Сегодня «первомай» воспринимается как дополнительный выходной, когда можно выспаться, провести время на природе, пообщаться с друзьями или наконец-то заняться давно отложенными делами (впрочем, тогда никакой это не выходной). Для немалого числа россиян это и вовсе день рабочий (в конце концов, что делать в День Труда? трудиться!). Однако у многих еще сохранились воспоминания о первомайских демонстрациях. А в нашей подборке – самые яркие отражения шествий с флагами в работах советских художников.

Диего Ривера, «Праздник Первого мая в Москве»

Праздник Первого мая в Москве.

Праздник Первого мая в Москве.

Диего Риверу теперь помнят скорее как непутевую любовь всей жизни выдающейся мексиканской художницы Фриды Кало. Однако и сам он был широко известным художником-монументалистом, прославившимся мощными по цвету и содержанию муралами. Ривера принимал в Мексике советских культурных деятелей – в частности, теплые воспоминания о нем оставил Владимир Маяковский. В 1927 году в составе официальной делегации он отправился в Москву для празднования 10-й годовщины Октябрьской революции. И… задержался на полгода. Немного выучил русский язык, перемешивал родную речь с иностранной. Он был влюблен в пестроту массовых парадов на Красной площади, присутствовал на них с блокнотом, не пропускал чутким взором художника ни единой детали. Сорок пять акварелей, множество эскизов и зарисовок должны были стать основанием монументальной росписи где-нибудь в послереволюционной России. Впрочем, не сложилось. Ривера активно включился в общественную дискуссию об искусстве, молодежь с восторгом встречала его идеи, а вот старшее поколение художников клеймило за желание вернуться «к иконам». Тяжело он встретил и новости о том, что многие его друзья, русские и советские модернисты, теряют возможность работать. Омрачало восторги художника и то, что политический курс в стране менялся буквально на его глазах, затрагивая и вопросы искусства, а вожделенной работы он не получил, поэтому в 1928 году покинул Москву с тяжелым сердцем (и обвинениями в симпатии к Троцкому). Его работы, посвященные советским парадам – это история любви и разочарования.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как боль и страдания культовой художницы Фриды Кало превратились в искусство.

Б.М.Кустодиев, «Первомайская демонстрация у Путиловского завода»

Первомайская демонстрация у Путиловского завода.

Первомайская демонстрация у Путиловского завода.

Мрачное и тревожное настроение несет работа Кустодиева, но в ее черно-красной графике – сила, мощь и вера в перемены. Как известно, художник сначала с большим энтузиазмом воспринимал освободительное движение в стране. Эта картина датирована 1906 годом, когда революционные настроения только нарастали. Октябрьскую революцию Кустодиев также поддержал, но вскоре его надежды сменились разочарованием, и в письмах он сетовал на то, что стал привыкать «не только к трагическим, но и сверхтрагическим событиям».

Революционная живопись Исаака Бродского

Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября.

Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября.

Ленин на первомайской демонстрации.

Ленин на первомайской демонстрации.

Бродский был учеником Репина, тонким, лиричным пейзажистом, точным и бережным портретистом, но вошел в историю как автор многочисленных каноничных портретов В.И.Ленина. Писал он их часто по фотографиям, а во многих случаях и не сам – со временем на него трудилась целая художественная артель, а Бродский лишь ставил свою подпись. «Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября» – огромное полотно, наполненное алыми флагами, фигурами людей и архитектурными деталями, кадрированное как фотография. Такое же грандиозное, но в то же время сухое, статичное впечатление производит еще одна узнаваемая картина Бродского – «В.И. Ленин на первомайской демонстрации».

А.А. Дейнека, «Стахановцы»

Стахановцы.

Стахановцы.

Дейнека всегда выбивался из ряда художников соцреализма – динамикой и монументальностью образов, утонченностью колорита, возвышенностью, чувственностью и силой. «Стахановцы» – это сохранившийся эскиз панно для для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. На первом плане шествуют шахтер Алексей Стаханов, летчик Валерий Чкалов и ткачиха Дуся Виноградова. А позади – здание Дворца Советов, увенчанное огромной фигурой Ленина, которое так никогда и не приобрело подобный облик.

П.Н.Старостин, «Первое мая»

Первое мая.

Первое мая.

Павел Старостин – художник из Татарстана, автор пейзажей и жанровых сцен, представитель социалистического реализма. Его взгляд на «первомай» – тот, к которому привыкли и мы, тот, который представлен нам в фильмах и открытках. Радостные люди, музыка, красные флаги и цветы – настроение по-настоящему народного праздника.

Б.Ф. Домашников, «Первомай в Москве»

Первомай в Москве.

Первомай в Москве.

Импрессионистское по технике полотно Бориса Домашникова написано в середине семидесятых. Сам он был уроженцем Ивановской области, почти всю жизнь прожил в Уфе (хотя много путешествовал) и известен в первую очередь как пейзажист, очарованный ритмом, колоритом, атмосферой любого уголка страны – хоть березовой рощи, хоть деревеньки, хоть горной гряды… В том же духе, что вибрирующие, живые, одухотворенные пейзажи пишет он и хрестоматийный облик первомайской Москвы, полной алых всполохов.

А.Н.Самохвалов, «Первомайское утро»

Первомайское утро.

Первомайское утро.

Самохвалов, конечно, любим зрителями за монументальные, величественные, почти античные женские образы. Его крановщицы и строительницы – родственницы древних богинь. Однако раннее утро, пронизанное солнечным светом, он пишет графично, почти абстрактно – свет, ритм зданий и алые пятна флагов. Люди, спешащие куда-то по улице – скоро здесь появится многотысячная демонстрация, но не сейчас, сейчас – минуты спокойного ожидания. Впрочем, не обошлось и без советской богини – ее фигура с приветственно поднятой рукой видна на балконе.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Физкультурницы и метростроевки: «Новые женщины» социализма в работах Александра Самохвалова.

А.С.Бахарев, «Первое мая»

Первое мая.

Первое мая.

«Пейзажный» вариант первомайского утра мы видим и в работе ленинградского пейзажиста Александра Сергеевича Бахарева – алые флаги рдеют над Невой.

Открытки В.Д.Божко

Иллюстрация, посвященная первомаю.

Иллюстрация, посвященная первомаю.

Валентин Демьянович Божко – советский художник-график, иллюстратор. Участвовал в оформлении павильонов на ВДНХ, работал в Большом театре. Им создано немало акварелей, изображающих то самое идиллическое советское детство, о котором – даже выдуманном – тоскуют наши соотечественники. И, конечно, «первомай» во всех его ипостасях там есть – и подготовка к нему, и демонстрации, и ощущение праздника.

И еще немного красных флагов – в живописи, посвященной Октябрьской революции.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010523/56104/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории