За границей существует стереотип, что в России все играют на балалайке, а по улицам ходят медведи. А ведь на самом деле не так давно действительно в городах и селах можно было встретить мишек. Так и было вплоть до 1867 года, пока Александр II не издал указ, запрещающий вождение медведей. Кажется, что это просто нелепица, а в действительности царская воля стала настоящим медвежьим геноцидом. Читайте в материале, как боролись с вождением медведей, каким наказаниям подвергали «медведчиков» и какова судьба медвежьего промысла на Руси.
Старинный обычай, умные звери и культ медведя
На Руси медведей водили по улицам с древности. Языческие волхвы, например, почитали этого зверя и называли его священным животным самого бога Велеса. Со временем с медведями стали заниматься скоморохи, а уже позднее появились так называемые «медведники», то есть крестьяне, которые обучали мишек, водили и этим зарабатывали на хлеб.
Дрессированных медведей водили по сёлам и городам. Под звуки бубна или барабана животное показывало интересные трюки, а люди с удовольствием собирались чтобы посмотреть на умных зверей. Правда, этим народ не просто развеивал скуку. Выступления медведей были популярны, так как существовали суеверия, отражающие старинный тотемический культ медведя. Это животное считали концентрацией здоровья, плодовитости, жизненной силы. Собираясь вокруг мохнатого артиста, крестьяне пытались прислониться к нему той частью тела, которая болела. Так люди старались вылечить болезни. Вожакам с мишками поступали просьбы потанцевать у порога или же обойти дом. Таким образом крестьяне защищали свои дома от неприятностей и болезней.
Когда медведи выступали на площадях, восторгу публики не было предела. Умные животные умели забавно пародировать и священников, и чиновников, и врачей, и цыган. В произведении Гоголя «Мертвые души» описан мишка, который показывал парящуюся в бане крестьянку и детей, крадущих горох. Люди щедро подавали артистам, и животные были накормлены, а вожакам и прочим участникам выступлений вполне хватало на жизнь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Как на Руси гадали при помощи столовых приборов: Вилки, ложки и ножи – ну-ка, правду расскажи.
Как «медведчиков» секли батогами и указ Александра II
Православное духовенство считало, что вождение медведей — действо греховное, бесовское, что это скоморошество. Дошло до того что с 1648 года по указу царя Алексея Михайловича, когда в стране были запрещены выступления скоморохов, «медведчики» подвергались порке прутьями и отправлялись на каторжные работы.
Позднее, в шестидесятых годах девятнадцатого века, медвежий промысел опять попал под гнев властей. Особо бурный протест выражало Общество покровительства животным, которое появилось в Петербурге в 1865 году. На самом деле любители животных были возмущены не зря. Ведь звери реально подвергались мучениям: чтобы сделать животное безопасным, ему вырывали когти, а зубы выбивали или же выпиливали. В челюсть мишкам вставляли кольца с цепью, чтобы управлять было проще. Если у медведя был агрессивный характер, его могли ослепить или подрезать сухожилия. Нередко зверя перед выступлением поили брагой, чтобы он был сонным и не доставил неприятностей.
Инициатором запрета на вождение медведей стал член Общества Шестаков, который говорил об обучении мишек как об их бесконечных мучениях. Кроме того, Шестаков утверждал, что таким образом поощряется безнравственное поведение, жестокость и тяга к бродяжничеству. Правление подало прошение в Кабинет министров о запрете жестокой забавы. Защитников поддержал Петр Валуев, в то время он был министром внутренних дел. Он отмечал что дрессура животных в том виде, в каком она есть — это боль, издевательства и страдания. Что бедных мишек лупят палками и таскают на цепи. Когда все эти данные дошли до Александра II, он принял приведенные доводы и издал указ, которым запретил водить медведей. Хотя это был настоящий удар по сложившейся отрасли народного хозяйства. Указ приказывал уничтожить промысел в течение 5 лет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Какую одежду было запрещено стирать на Руси и почему.
Как запрет обернулся отстрелом и судьба медвежьего промысла
Указ царя был настоящим потрясением для людей, водящих медведей. Всю катастрофу происходящего можно увидеть на примере Сергачского уезда (Нижегородская губерния). С древности это место считалось настоящим общероссийским центром, где дрессировали мишек. Даже герб уезда Сергач включал изображение мощного медведя. Зверей, которые выступали, называли «сергацкими баринами». Историки выдвигают гипотезу, что сергаческий медвежий промысел зародился, когда в XVII веке на Волге прятались беглые скоморохи. Говорили, что в местных лесах очень много медведей. Жители деревень ловили медвежат, чтобы передать их на обучение сергачским специалистам, а их было очень много — жители тридцати деревень. После издания указа мужики стали уничтожать дрессированных медведей, а сами «по миру пошли» (так писал Мельников-Печерский).
В России было уничтожено примерно 5000 животных. Хозяева даже при желании не могли отпустить зверей в лес, поскольку они были искалечены и погибли бы в неволе.
Несмотря на это медвежий промысел все равно существовал. Правда, медведей осталось очень мало, но в некоторых деревнях их могли насчитать 50-100. Медведей водили до начала 20 века. В эпоху НЭПа этот обычай постепенно начал сходить на нет. Все реже крестьяне с медведями приходили в крупные города, чтобы показать представление. Окончательно уничтожен промысел был во время коллективизации и в сложный период тридцатых годов. Сегодня медведей можно учитель только в цирке или в зоопарке.
Китай – страна множества сюрпризов. Например, прочтите в другой нашей статье о том, как недавняя находка в Китае перевернула представления учёных о том, как жили люди 40 тысяч лет назад.