Как ненавидели Эйфелеву башню

Как ненавидели Эйфелеву башню

15 декабря 1832 года родился Гюстав Эйфель, французский инженер, специалист по проектированию металлических конструкций. «Дилетант» решил вспомнить, как ненавидели один из его самых знаменитых проектов — Эйфелеву башню.

Один из символов Парижа, Эйфелева башня был построен в 1889 году и первоначально задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — пришла эпоха внедрения радио. Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней.

Французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея Французской революции (1789 год). Парижская городская администрация попросила известного инженера Гюстава Эйфеля внести соответствующее предложение. Вначале Эйфель был немного озадачен, но затем, порывшись в своих бумагах, внес на рассмотрение чертежи 300-метровой железной башни, которым он до этого почти не уделял внимания. 18 сентября 1884 года Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право.

Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки.

Как ненавидели Эйфелеву башню

Первый розыгрыш Эйфелевой башни

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 млн посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Как ненавидели Эйфелеву башню

Основы Эйфелевой башни

Однако творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем:

«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор еще нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущенной души, во имя оскорбленного французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории. <…> Неужели Париж… подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадежно обесчестит себя? <…> Для того, чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую черную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой… все эти наши униженные и оскорбленные памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении» (отрывок, цит. по: Милонов Ю. К. Густав Эйфель // Архит. газ. 1936. № 39. С. 2).»

Протест на французском языке

Как ненавидели Эйфелеву башню

Карикатура с Густавом Эйфелем, сравнивающим Эйфелеву башню в пирамидами

Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».

Как ненавидели Эйфелеву башню

Начало возведения металлоконструкций

Гюстав Эйфель ответил на критику, сравнивая башню с египетскими пирамидами: «Моя башня будет самым высоким сооружением, построенным человеком. Разве в таком случае она не может быть и грандиозной? И почему-то, что считается прекрасным в Египте стало вдруг отвратительным и смешным в Париже?». Эти критические замечания были также мастерски обыграны французским политиком Эдуардом Локроем в письме другу: «Судя по величественной зыби рифм, красотой метафор, изяществом стиля, можно сказать, что… это протест стал результатом сотрудничества самых известных писателей и поэтов нашего времени», таким образом отмечая, что протест не имеет никакого отношения, так как проект было принят за месяцы до протеста и был уже на стадии строительства. Действительно, один из подписано, Шарль Гарнье был членом комиссии по башне, которая оценивала различные вариант, однако, Гарнье не высказал отрицательного мнения. Эйфель был так же спокоен, отмечая журналистам, что было бы преждевременно судить о башни исключительно на основе чертежей, и что, например, Марсово поле тоже было далеко от памятников, упомянутых в протестной бумаге, и предложил эстетический аргумент для башни: «Всегда ли законы природы соответствуют законам гармонии?» (перевод редакции)

Некоторые из протестующих изменили свое мнение, когда башня была построена: другие нет.

Сегодня башня широко известна и считается удивительным образцом структурного искусства. Уже к 1918 году она стала символом Парижа и Франции, когда Гийом Аполлинер написал стихотворение в форме башни (calligram), чтобы выразить свои чувства по поводу войны с Германией.

Как ненавидели Эйфелеву башню

Калиграма Гийома Аполлинера

8 самых интересных фактов об Эйфелевой башне

1) В качестве прототипа для постройки башни Густав Эйфель использовал берцовую кость, изучив и применив наработки природы в архитектурных целях.

2) Утверждают, что выражение «гвоздь программы» вошло в обиход именно после той всемирной выстави, к которой было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни.

3) На момент официального открытия Эйфелева башня, имевшая высоту 301 метр, являлась самым высоким строением в мире. Лишь спустя 40 лет это звание присвоили небоскребу «Крайслер». Новая телевизионная антенна, появившаяся на башне в 2010 году, достигает отметки 324 метра.

4) Эйфелева башня кажется однотонной, но на самом деле она выкрашена в три оттенка бронзы. Башню неоднократно перекрашивали в разные цвета, пока наконец не остановились на цвете, который назвали «коричнево-эйфелевым». Его разработали специально для Эйфелевой башни и даже запатентовали. Покрашенный такой краской объект отливает бронзой. Самый тёмный используется у основания башни, самый яркий — на верхушке. Иллюзия однотонности возникает за счет перспективы. Башню покрывают 57 тоннами краски каждые 7 лет для того, чтобы защитить от коррозии и и делают это полностью в ручную.

5) Густав Эйфель выгравировал на башне имена 72 французских ученых математиков и инженеров, которые участвовали в создании Эйфелевой башни. В начале 20-го века имена были закрашены, но в 1987 году полностью восстановлены.

6) Во время Второй мировой войны, перед тем как Гитлер вошел в Париж в 1940 году, неизвестные французы вывели из строя лифты, починить которые нацистам так и не удалось. Нацистские солдаты не смогли добраться до верхушки башни, чтобы водрузить на нее свои флаги и полюбоваться видом павшего города. По Франции разлетелась молва, что «Гитлер завоевал Францию, но не смог покорить Эйфелеву башню». Когда спустя четыре года к столице приблизились войска союзников, Гитлер приказал уничтожить Эйфелеву башню, но военный комендант, ответственный за соответствующий округ, не повиновался. После того, как Париж освободили, лифты починились в считанные часы.

7) Эйфелева башня была продана дважды. Афёру по ее продаже в 1925 году провернул чех Виктор Люстиг. Собрав на секретном совещании нескольких бизнесменов, он объявил, что правительство не может больше содержать башню и вынуждено сдать её на металлолом. Жертвой аферы стал Андре Пуассон, заплативший огромную сумму наличными, а после того, как распознал обман, даже не обратился в полицию, боясь позора в деловых кругах. Через месяц Люстиг вернулся в Париж и продал башню ещё раз. Правда, новый покупатель всё-таки обратился в полицию перед завершением сделки, но аферисту удалось избежать ареста. После эмиграции в США Люстиг продолжил заниматься мошенничеством и закончил дни в тюрьме Алькатрас.

8) Небольшие копии Эйфелевой башни можно увидеть во многих уголках мира: в США (Лас-Вегас), в Дании (Копенгаген), в Болгарии (Варна), в Китае (город Шэньчжэн провинции Гуандун), в Румынии (городе Слобозия), в Казахстане (город Актау).

Оцените статью
Тайны и Загадки истории