Одна из самых японских в мире вещей, каратэ, родилась вовсе не в Японии, а на Окинаве, в кишевшем пиратами королевстве Рюкю. Позже Окинава была захвачена самураями, которые запретили все, что хотя бы отдаленно напоминало оружие. И это тоже повлияло на развитие боевого искусства. Отвратительные мужики рассказывают о рождении каратэ, в котором отразилась история маленького, но полного партизанами островного государства.
Довольно иронично, что столь японское явление, как каратэ возникло на острове Окинава, в те времена, когда Японию там не любили и сопротивлялись ее экспансии. Есть несколько легенд о происхождении этого боевого искусства, но, скорее всего, у его истоков стоят некие пришедшие с Китая стили цюань-фа — китайского кулачного боя.
Об этом говорит и название, ведь изначально иероглифы, которыми пишется слово «каратэ», обозначали просто руку в китайском языке. И лишь потом, когда его стали популяризировать именно как японское искусство, начали называть «пустая рука», или «Путь пустой руки» — каратэ-до, на японский манер.
Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они впитали такую долю местного неповторимого колорита, что изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения. Они же стали главной причиной его развития и всенародной любви.
Из-за своего очень удачного (или наоборот, это как посмотреть) расположения на перепутье между Китаем, Японией и Юго-Восточной Азией Окинава (как центр островного королевства Рюкю) постоянно подвергалась нападениям различных пиратов. Да и сами окинавцы не видели ничего зазорного в том, чтобы совмещать торговлю с морскими грабежами. Да и междоусобицы, несмотря на малые размеры страны, здесь были нередким делом.
Чтобы пресечь излишние прения и неуемную любовь своего народа к пиратству, король Се Хаси в 1429 г. после объединения под своей властью трех областей Окинавы, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. В интересах усиления централизованной власти была устроена и «охота за мечами» местных правителей при короле Се Сине (1477-1536).
А уж японцы, оккупировавшие Окинаву в 1609 году, довели эту реформу до полного абсурда. В результате каждой деревне позволялось иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Насколько усердно соблюдался этот закон — отдельная история, но именно он задал основное направление развития каратэ.
Естественно в средневековье любой мало-мальски вооруженный дармоед вел себя с безоружными людьми как с бесправными существами. А уж разбойники и пираты (которые все так же продолжали грабить прибрежные деревни) с радостью пользовались такой ситуацией. Это побудило воинственных окинавцев создавать тайные общества, где они обучались бою голыми руками. Важно помнить, что противниками их часто становились профессиональные воины средневековой Японии, вооруженные до зубов. Поэтому основной принцип каратэ — убить/обезвредить одним ударом, кажется вполне логичным, ведь нанести второй удар самурай уже не позволит.
Отсюда же идет вторая особенность каратэ — серьезное отношение к набивке ударных поверхностей. Очень редко противника удавалось застать голым, чаще всего это был противник в доспехах. Пусть они были и не из стали, но, в любом случае, лупить по ним неподготовленным кулаком или ступней — верх неблагоразумия.
Такие специфические явления как ката (оттачивание приемов, которое для непосвященного может выглядеть как простая гимнастика) и тамэсивари (то самое разбивание досок руками) вызваны, опять-таки, жизнью в японской оккупации.
Населению Окинавы было строжайше запрещено практиковать любые боевые искусства, в том числе и кулачный бой. С этой точки зрения проводить спарринги стало довольно опасно. А человек, в одиночестве выполняющий странные телодвижения, всегда может объяснить их простейшей гимнастикой. Как говорится, «машу руками, где захочу, законом не запрещено».
Тамэсивари же — разбивание предметов голой рукой или ногой — применяли для проверки мощи удара и набивки рабочих поверхностей. Прежде чем бить жесткого в своих доспехах самурая, стоило удостовериться, что можешь хотя бы сломать доску.
Ну а уж подручные сельскохозяйственные орудия стали лучшим другом окинавского партизана и простого крестьянина. Короткий шест бо, ручка от мельничных жерновов тонфа, тупой трезубец для разрыхления почвы сай, малый цеп для обмолота риса нунчаку и серп для срезания растений кама — все эти нехитрые инструменты окинавцы были вынуждены использовать как оружие.
Также сметливые окинавцы в качестве оружия использовали эку, то есть, попросту, весло. Причем часть обучения состояла в познании приемов драки на пляже, где с его помощью, к примеру, бросали песок в глаза противника.
Ну а уж Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто вообще как будто позаимствованы из фильмов Джеки Чана. Это парное оружие, щит и копье или щит и дубинка изначально были ничем иным, как крышкой от большой кастрюли (то хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра). Позже эта пара преобразовалась в небольшой щит из тростника или виноградной лозы, иногда усиленный железом, в связке с короткой пикой или мачете. Также щит часто изготавливали из черепашьего панциря — в пору своего зарождения каратэ поражал настоящей экзотикой.
Система поясов также имеет интересную историю появления. Сейчас в боевом искусстве существует множество цветов, и в каждом стиле есть своя, обычно крайне возвышенная, легенда о происхождения каждого из них. Однако по некоторым сведениям изначально цветов было всего пять, и объяснялось их появление они суровым, прозаичным и, надо сказать, весьма брутальным образом.
Белый — всего лишь чистая тряпочка для поддержки штанов и куртки. Желтый — та же самая тряпочка, но пожелтевшая от пота, пролитого при отработке ударов на макиварах и ката. Красный — от обильного смачивания своей и чужой кровью, когда ученика допускали до спаррингов, и он часто пропускал удары. Коричневый — цвет сильно запекшейся крови, знак того, что удары пропускались гораздо реже, и кровь успевала высохнуть. Ну а черный цвет появлялся, когда крови и пота становилось так много и они впитывались так долго, что цвета перемешивались, и получалось темное месиво.
Такова история возникновения каратэ и его стилевой специфики. Но что происходит с ним сейчас? Волна популярности сделала из каратэ приносящий хороший доход бренд, с помощью которого множество хороших и не очень людей стали зарабатывать себе на порцию саке и кусок копченого угря. Появление нескольких спортивных направлений, занимаясь которыми можно становиться чемпионами мира, также добавили популярности этому теперь уже виду спорта.
Осталось ли оно эффективным, или спортивные ограничения и бизнес убили всю жесткость и эффективность каратэ? И да, и нет. С одной стороны, ограничения ударов в голову, как например в киокушине, накладывают свой отпечаток, а уж возникновение малоконтактного или вообще бесконтактного каратэ превратило прежде грозное боевое искусство в нелепую клоунаду.
Но, есть и другая сторона медали: те же ребята из киокушина, нарушившие правила своих стилевых соревнований и поставившие удар руками в голову, отлично выступают на контактных межстилевых соревнованиях. Отличный пример — турниры K-1, где блистали такие каратисты как Энди Хуг, Сэм Греко или Франческо Филио.
Кстати, любопытный факт, который органично вписывается в историю рождения каратэ: основатель этого самого киокушина, мастер Масутацу Ояма, вообще-то родился в Корее, и его настоящее имя — Чхве Ен Ый. Каратэ изначально было восточноазиатским винегретом и продолжает им быть. И это прекрасно.
Самую же жесткую проверку проходят каратисты, попадая в ММА. И там есть свои выдающиеся чемпионы, вышедшие именно из этого боевого искусства, например Жорж Сент-Пьер, представитель киокушинкай каратэ. Кстати, 4 ноября он попытается забрать пояс чемпиона у Майкла Биспинга. Кроме того, 28 октября в Бразилии состоится еще один знаменательный бой, теперь уже в UFC, между Лиото Мачидой и Дереком Брансоном. Что характерно, Мачида — тоже представитель каратэ, но уже в стиле шотокан.
Конечно, для своих побед и Сент-Пьеру и Мачиде пришлось доработать стиль, но их боевая основа — именно каратэ.
Да и вообще, соревнования по тому же шотокану, где бьют голыми или едва закрытыми накладками руками в голову, — зрелище не для слабонервных.
И под конец чуть ли не самый любопытный вопрос: насколько эффективно каратэ на улице? Тут как всегда все зависит от стиля и мастера, у которого вы учитесь. А самое главное, от наличия полноконтактых спаррингов и соревнований. Однако главный плюс классического каратэ именно для улицы — сосредоточенность на одном ударе, чаще всего рукой. Уличные драки редко длятся дольше нескольких десятков секунд. Так что умение сконцентрировать всю мощь в одном нокаутирующем ударе для большинства конфликтов более чем достаточно.
Автор: Павел Зенцов, DISGUSTING MEN