Как проходили суды над ведьмами в России: Противостояние европейской тенденции


В эпоху раннего нового времени страны по всей Европе оказывались втянутыми в охоту на ведьм. В Западной Европе это увлечение в подавляющем большинстве было направлено на женщин среднего возраста и в значительной степени утихло к восемнадцатому веку. Однако на востоке суды над ведьмами продолжались десятилетиями дольше. В России люди твёрдо верили в силу магии ещё в 1800-е годы. Мужчины становились жертвами этой охоты на ведьм чаще, чем женщины, в три раза к одному. Руку к этому приложили не только различные общественные структуры, а и Русская православная церковь. Обвинения в колдовстве и последовавшие за ними судебные процессы над ведьмами продолжались в России гораздо дольше, чем в остальной Европе и сильно отличались от своих западноевропейских аналогов как с точки зрения теологии, так и с точки зрения личности их жертв.

Суды над ведьмами в Европе

Слева направо: Гравюра на дереве, изображающая ведьму и дьявола, 1720 год. Жанна д'Арк, около 1864 года.

Слева направо: Гравюра на дереве, изображающая ведьму и дьявола, 1720 год. Жанна д’Арк, около 1864 года.

Европейский страх перед колдовством восходит к средневековому периоду. Однако охота на ведьм по-настоящему вспыхнула в конце пятнадцатого века. Причины этих изменений включают социально-экономические трудности, конфликты как в римско-католических, так и в протестантских странах, климатические катастрофы и изменение теологии вокруг всей концепции колдовства. К шестнадцатому веку европейские священнослужители (как протестантские, так и католические) стали смотреть на колдовство через демоническую призму. Считалось, что ведьмы заключили договор с сатаной, а их миссией было распространять грех на Земле. Существовавшие ранее патриархальные отношения в христианской Европе также означали, что женщины в первую очередь попадали под подозрение в актах чёрной магии. Церковные учения того времени представляли женщин более развращёнными, чем мужчин, и, следовательно, более склонными к подчинению дьяволу.

Иллюстрация к брошюре, изображающая сожжение ведьм на костре в Деренбурге, Германия, 1555 год.

Иллюстрация к брошюре, изображающая сожжение ведьм на костре в Деренбурге, Германия, 1555 год.

Обвинения в колдовстве часто имели религиозную подоплеку. Протестанты и католики в основном не обвиняли друг друга в колдовстве. Вместо этого они нападали на людей в своих собственных общинах. В Западной Европе германские государства были эпицентром увлечения ведьмами раннего нового времени. Суды над ведьмами также проходили в британских североамериканских колониях, особенно в Салеме, штат Массачусетс, в 1692-93 годах.

Колдовство в российском контексте

Баба Яга сражается с крокодилом, лубочная гравюра, 18 век.

Баба Яга сражается с крокодилом, лубочная гравюра, 18 век.

По сравнению с судебными процессами, проходившими в Западной Европе, российские суды над ведьмами были меньшими по масштабу. В судебных процессах обычно участвовало не более двух обвиняемых, за некоторыми редкими исключениями. Массовые судебные процессы, подобные тем, что обрушились на немецкие города, по большей части были неслыханными. Тем не менее русские рассматривали колдовство как моральную и житейскую проблему, как и их западные коллеги.

Большинство набожных русских верили в магию. В русских православных представлениях о колдовстве роли дьявола придавалось меньше значения, чем в западноевропейских представлениях. Некоторые обвинители действительно утверждали, что жертвы были одержимы демоном, но идея широко распространённого дьявольского заговора не доминировала в воображении ортодоксов. Чаще всего суды над ведьмами происходили из-за того, что кого-то подозревали в более приземлённых формах магии.

Колдун приходит на крестьянскую свадьбу, Василий Максимов, 1875 год.

Колдун приходит на крестьянскую свадьбу, Василий Максимов, 1875 год.

Сохранившиеся документы иллюстрируют мирские заботы русского народа. Обычные россияне могли использовать травы и коренья для лечения болезней. Те же самые вещества также могли быть использованы для причинения вреда кому-либо. Другие могли использовать заклинания для достижения завоевания любви другого человека. Более того, женщины могли использовать заклинания, чтобы проклясть мужей тиранов и насильников. Наиболее примечательны личности обвиняемых. Трое из каждых четырех россиян, обвиняемых в колдовстве, были мужчинами. Это было полной противоположностью ситуации на Западе, где число жертв среди женщин превысило восемьдесят процентов от общего числа случаев.

Лишь несколько других европейских стран последовали российской модели. Так почему же мужчины составляли большинство жертв на российских процессах над ведьмами? Ответ прост. Это связано с природой русской культуры раннего нового времени. Несмотря на то, что Россия была в высшей степени патриархальным обществом, ко всему прочему оно было ещё иерархичным. Люди из низших классов должны были во всех вопросах подчиняться своему социальному руководству, даже в своих собственных населённых пунктах. И поскольку мужчины чаще всего публично выступали против «режима» их было гораздо проще и удобнее обвинить в колдовстве.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как в Европе охотились на ведьм: Событие, погубившее тысячи жизней >>

Самая ожесточённая охота на ведьм в России

Слева направо: Портрет царя Алексея Михайловича, 17 или 18 век. Портрет Петра Великого, кисти Жан-Марка Натье, 1717 год.

Слева направо: Портрет царя Алексея Михайловича, 17 или 18 век. Портрет Петра Великого, кисти Жан-Марка Натье, 1717 год.

Между 1656 и 1660 годами русский город Лух был охвачен страхом. Жители утверждали, что их жёны были одержимы и визжали, и стенали. Обеспокоенные жители города написали петиции царским властям, умоляя их вмешаться. Последовавшие за этим судебные процессы в Лухе ознаменовали крупнейшую известную охоту на ведьм в России XVII века.
Градоначальник Назарий Алексеев рассказал о распространении паники в челобитной 1657 года царю Алексею Михайловичу и Москва послала Ивана Романчукова справиться с кризисом. Исходя из записей, сделанных Иваном, стало известно, что применение пыток властями в процессах над ведьмами для получения признаний было обычной вещью. Один из обвиняемых, целитель по имени Терешка Малакуров, после трёх сеансов пыток заявил, что рассыпал соль и использовал заклинания. Его жена, Оленька, также сломалась под пытками, утверждая, что муж научил её магии. Показания Терешки и Оленьки, в которых были замешаны другие горожане, привели к тому, что Романчюков приговорил четырёх человек, включая супружескую пару, к смертной казни в 1658 году за колдовство.

Изменения в судебном преследовании за колдовство

«Ведьма» — рассказ Антона Павловича Чехова, Рисунок А. Апсита к рассказу (1902 год). Фото: wikipedia.org.

«Ведьма» — рассказ Антона Павловича Чехова, Рисунок А. Апсита к рассказу (1902 год). Фото: wikipedia.org.

Суды над русскими ведьмами продолжались на протяжении всей первой половины XVIII века. Однако в то же время подход российского правительства к судебному преследованию за колдовство претерпел некоторые изменения. Сегодня многие помнят Петра Великого как царя, который вестернизировал военное и политическое управление Россией. Возможно, Пётр и не был особенно религиозен, но он беспокоился о людях, которые утверждали, что они духовно одержимы. По мнению царя, так называемые «крикуны» (кликуши) вполне могли быть мошенниками, стремящимися обвинить других в колдовстве. В 1715 году он издал указ, предписывающий местным властям допрашивать крикунов. В следующем году он добавил военный устав, запрещающий магические практики в армии (солдатам, признанным виновными, грозило суровое наказание, вплоть до смертной казни через сожжение).

Спектакль Ведьма. Фото: bing.com.

Спектакль Ведьма. Фото: bing.com.

Преемники Петра продолжали проводить суды над ведьмами. В 1731 году императрица Анна издала новый указ, направленный как против одержимых колдовством, так и против тех, кого подозревали в его продолжении. Императрица поддержала взгляды своих предшественников на мошеннические магические притязания. В 1737 году она приказала русским православным епископам сообщить об обвинениях Священному Синоду церкви.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как на Руси ведьм распознавали, и Каким образом женщины ими становились >>

Чем закончилось повальное увлечение русскими ведьмами

Слева направо: Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем. Работа Анны Розины де Гаск, 1756, Национальный музей Швеции. Портрет Екатерины II, 1780-е годы. Музей истории искусств, Вена.

Слева направо: Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем. Работа Анны Розины де Гаск, 1756, Национальный музей Швеции. Портрет Екатерины II, 1780-е годы. Музей истории искусств, Вена.

Это было во времена правления Екатерины Великой, когда российские власти начали смягчать уголовное преследование за колдовство. К этому времени массовые суды над ведьмами в Западной Европе закончились десятилетия назад, поскольку европейские элиты эпохи Просвещения стали крайне скептически относиться к обвинениям в колдовстве.
В то время как сами суды над ведьмами начали сокращаться, россияне из разных социальных слоёв продолжали верить в силу магии. Мелкие споры, связанные с колдовством, продолжались всю первую половину девятнадцатого века. Российские суды низшей инстанции фактически рассматривали магические дела ещё в течение ста лет после начала правления Екатерины. Только в 1860-х годах эти суды также прекратились. Тем не менее простые граждане продолжали твёрдо придерживаться магических верований вплоть до начала двадцатого века.

Заключение

Приворотное зелье Михаила Нестерова, 1888 год.

Приворотное зелье Михаила Нестерова, 1888 год.

Среди помешательств на ведьмах, охвативших Европу раннего нового времени, суды над ведьмами в России были исключением. Источники указывают, что жертвами охоты на ведьм были преимущественно мужчины, в отличие от западноевропейских стран, которые в подавляющем большинстве преследовали женщин. Число людей, судимых за колдовство в России, также было меньше, а обвинения были больше сосредоточены на земных последствиях магии и вызовах существующим властным структурам. Отчасти из-за богословских различий русские не восприняли идеи о том, что ведьмы заключали сделки с дьяволом, как это делали католики и протестанты.

В следующей статье читайте о том, почему на Руси так сильно боялись полнолуния и что такого особенного было в этом дне.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290423/56058/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории