Как простой кровельщик Александр Покрышкин стал маршалом авиации и трижды Героем Советского Союза

Александр Иванович Покрышкин – советский военачальник, летчик-ас в годы ВОВ, маршал авиации. Он стал первым человеком, которого трижды удостоили звания Героя Советского Союза. Некоторые считали, что ему везло, но только он знал, чего стоило это везение. Во Вторую мировую войну Покрышкиным были совершены 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев, а также сбиты порядка 60 вражеских самолетов, что сделало его вторым по результативности пилотом-истребителем, уступив первенство лишь Ивану Кожедубу. Хотя, возможно, его реальные показатели выше официальных цифр, так как часть его заслуг были записаны на других. Далее в статье собраны факты из жизни и службы этого великого человека.

Отец считал тунеядцем

Александр Покрышкин появился на свет в 1913 году в городе Ново-Николаевске Томской губернии в семье простого рабочего. Помимо него, в семье росло еще 6 детей. Семья жила скромно, тем более что вскоре началась Первая мировая война, а затем тяжелые послевоенные годы и революция. Все пытались выживать как могли и старались поднимать страну, поэтому подрастающему поколению времени уделялось мало, и дети были сами по себе.

Александр был не похож на других детей: он усердно учился, любил читать, старался всесторонне развиваться. В 12 лет, вдохновленный славой советского летчика-испытателя Валерия Чкалова, юноша начал грезить о полетах. Увидев впервые самолет, Александр решил стать летчиком и начал активную подготовку: занялся спортом и изучал профессиональную литературу. Но авиация пока что оставалась лишь в мечтах.

Александр Покрышкин в юные годы

Александр Покрышкин в юные годы

Окончив семилетку, 13-летний юноша начал работать на стройке подмастерьем у своего дяди, считавшегося лучшим кровельщиком в округе. Затем Александр поступил в школу фабрично-заводского ученичества, но отец разозлился на него за то, что его стипендия намного меньше зарплаты кровельщика, и назвал его нахлебником. Поссорившись с отцом, Александр ушел из дома, причем навсегда. Однако он не переставал поддерживать свою семью и регулярно отправлял им деньги.

Длинный путь к мечте

Юноша выучился на слесаря и поступил в вечерний институт сельхозмашиностроения. Причем в первой половине дня Александр работал слесарем на заводе, а во второй – учился. Став в 1931 году членом ВЛКСМ, юноша ушел добровольцем в Красную Армию, где не переставал мечтать о полетах. Не веря своему счастью, Покрышкин начал учиться в Пермской военной авиационно-технической школе, которую он успешно окончил. Там же он получил распределение в Ленинград на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Радио, управляющее мыслями, летающий танк и другие секретные проекты СССР, о которых долго молчали >>

Александр Покрышкин долго и упорно шел к своей мечте

Александр Покрышкин долго и упорно шел к своей мечте

Это обучение молодой человек также окончил на пятерки, после чего его отправили в Краснодар для прохождения службы старшим авиатехником, где он прослужил 4 года. Там Покрышкин получил прозвище «ходячая энциклопедия», так как он постоянно читал различные книги, а также вносил предложения по усовершенствованию систем вооружения. Благодаря обучению Покрышкин превосходно разбирался в устройстве самолетов и обрел технические навыки, что в будущем не единожды спасало его от гибели. Он все еще грезил о полетах, но его так и не принимали в летную школу.

Однако Покрышкин был не из тех, кто отступает, поэтому он продолжал упорно готовиться: прыгал с парашютом, управлял планерами, изучал теорию. И вот наконец-то в 1938 году Покрышкин за несколько недель прошел годовую программу по подготовке пилотов гражданской авиации, благодаря чему его определили в военную авиашколу под Севастополем, в которой он получил диплом «летчика-истребителя».

Александр Иванович Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин

К слову, именно там он впервые оказался за штурвалом У-2. Талантливому студенту предлагали остаться в этой школе инструктором, но он мечтал летать сам, а не учить других, особенно, когда он получил допуск к летной службе и должность младшего летчика. Он стал одним из лучших летчиков-снайперов в своем подразделении. Правда его необычные и смелые маневры, которые не были предусмотрены программой обучения, иногда вызывали гнев среди командного состава.

Прошел всю войну

Александр Иванович прошел всю войну, сбив уже в первые ее дни самолет врага. Летчик участвовал в воздушных боях, хотя небо было одним из уязвимых мест советской армии. Техническая составляющая и тактика нападения были не на высоте, поэтому пилотам приходилось сражаться вслепую. Тогда даже в авиамастерских выпускали танки, а не летательные аппараты, так что защита неба держалась исключительно на патриотизме и героизме летчиков-истребителей.

Неоднократно Александр Иванович был на грани гибели. Однажды вражеская пуля попала прямо в кабину самолета Покрышкина и рикошетом зацепила его самого. Помимо этого, рядом с ним взрывались сброшенные на аэродром бомбы фашистов, но он сумел посадить свой самолет и остаться в живых. Первой наградой Покрышкина стал орден Ленина. Его он получил в 1941 году за добытые важнейшие данные о вражеских войсках, которые помогли нашей армии отвоевать Ростов. В августе 1942 года Александр стал командиром эскадрильи.

«Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий... Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение. Да, это презрение к смерти» - так описывал летчика в своей книге «Покрышкин» Алексей Тимофеев

«Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий… Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение. Да, это презрение к смерти» – так описывал летчика в своей книге «Покрышкин» Алексей Тимофеев

Переломным для летчика стал 1943 год. Александр Иванович, проанализировав все прошедшие бои, разработал методы ведения воздушных атак, а также патрулирования неба. Благодаря его новой методике немецкая эскадрилья начала терять свою боеспособность. В апреле 1943 года летчик-истребитель сбил 10 вражеских самолетов, за что ему присвоили звание Героя Советского Союза. Удивительно, но спустя месяц число сбитых им летательных аппаратов увеличилось еще на 12 самолетов.

В августе того же года была битва за Кубань, и Покрышкин сбил еще 22 фашистских самолета. За доблестные и героические подвиги летчик вновь удостоился почетной награды, получив вторую Звезду героя. Помимо этого, его признали воздушным асом, а его имя узнал каждый гражданин СССР. В дальнейшем он участвовал в боях за Донбасс и Крым. Говорят, когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, по рации нервно объявляли: «Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе». В начале 1944 года Покрышкину предложили стать начальником отдела боевой подготовки истребительной авиации, однако пока длилась война Александр не собирался уходить с фронта и отсиживаться в московских кабинетах.

Покрышкин не собирался отсиживаться в московских кабинетах, когда Родина в опасности

Покрышкин не собирался отсиживаться в московских кабинетах, когда Родина в опасности

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как 13 бойцов получили звание Героев Советского Союза посмертно: Подвиг в битве за безликий хутор >>

В августе 1944 года Александру вновь вручают золотую Звезду, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Героя Советского Союза. В то время в журналах начали выходить статьи о подвигах Покрышкина, где его называли лучшим летчиком всего СССР. За годы войны Покрышкин успел поучаствовать в боях за Молдавию, Украину, Польшу, Чехословакию и даже во взятии Берлина. За 1418 дней войны Покрышкиным были совершены 650 боевых вылетов, 156 воздушных боев и лично сбиты 59 вражеских самолетов, не считая еще 6, сбитых в группе.

Послевоенные годы

По окончании войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию, но он решил отправиться учиться в Военную академию им. Фрунзе. Ему хотелось освоить новые для него общевойсковые дисциплины, в том числе управление пехотой и артиллерией, которые Александр Иванович освоил на отлично. Также Покрышкин продолжил службу. Правда у него были стычки с сыном Иосифа Сталина, Василием, который тогда командовал ВВС Москвы. Несмотря на то, что должность Покрышкина была генеральской, звание генерал-майора ему присвоили только спустя несколько месяцев после кончины вождя.

В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, где он продолжил строить свою карьеру. Стоит заметить, что из-за его ответственности и прямолинейности он был многим неудобен. Но Александр Иванович никогда не шел на сделки со своей совестью и честью ради повышения или личной выгоды. Покрышкин внес значительный вклад в развитие ПВО СССР. Он много времени уделял разработке тактики авиационных действий и подготовке новых кадров. В 1972 году Покрышкину присвоили звание маршала авиации.

Александр Покрышкин с супругой Марией и детьми

Александр Покрышкин с супругой Марией и детьми

Кстати, Покрышкин обожал не только авиацию, но и свою жену, медсестру Марию. С ней летчик познакомился в 1942 году на Каспийском море. Спустя 2 года пара поженилась и стала родителями дочери Светланы. Вскоре у супругов родился второй ребенок – сын Александр. Спустя годы супруги радовались уже появлению троих внуков. В отставку Покрышкин ушел на должности заместителя главнокомандующего войск ПВО СССР.

За годы службы Александр Иванович стал трижды Героем Советского Союза, а также удостоился 17 орденов и множества медалей

За годы службы Александр Иванович стал трижды Героем Советского Союза, а также удостоился 17 орденов и множества медалей

Скончался Александр Иванович в возрасте 72 лет от онкологии, возможно, вызванной его участием в ядерных испытаниях. Но его подвиги навсегда останутся в истории нашей Родины! Как, впрочем, и другие герои Великой Отечественной войны. Узнайте в следующем материале, как советские женщины приближали Победу: От летчицы, совершившей 200 боевых вылетов, до снайпера, которая не оставляла шансов врагам.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250423/56050/

Оцените статью
Тайны и Загадки истории