Сталин не успел довести начатое до конца. Десяток проектов, на которые уже были потрачены огромные ресурсы, в том числе временные и трудовые, были уничтожены Хрущевской командой. В то время как идеи, которые уже воплощались в жизнь, сделали бы страну Советов просто непобедимой во многих отраслях. Железнодорожные пути, дорожные магистрали, станции и тоннели, в которые уже было вложено миллиарды государственных рублей, оказались заброшенными…
Научный прорыв
Дальновидность вот, что характеризовало генсека ФОТО: www.svoboda.org
На очередном съезде партии, который прошел в конце 1952 года, были поставлены новые задачи, которые встали перед всей страной. Завершение войны и постепенный переход к мирному строительству требовал изменений и в партийной, и в идеологической работе. На съезде был утвержден план ближайшей пятилетки. Уровень промышленного производства должен был подняться на 70%, продукции металлообработки, машиностроения и выработки электростанций должно было стать в два раза больше.
Наработки были и в области сельского хозяйства. В первую очередь, необходимо было усилить механизацию, повысить урожайность и увеличить поголовье скота. Сделать все это Сталин планировал за счет переделки экономики на научной основе. Молодые кадры должны были подготавливаться на серьезной научной основе, как того требовали законы времени. Как только Сталина не стало, все руководители данных направлений были переведены на маловажные должности и направления.
В 1947 году по инициативе первого генсека были созданы суды чести в министерствах и ведомствах. В частности, такой орган был создан в министерстве здравоохранения, министерстве торговли и министерстве финансов. Суды чести создавались с высокой оперативностью, поскольку Сталин считал необходимым привести в чувство чиновников, которые стали «смотреть на запад».
Сталинские суды чести как способ воспитания ФОТО: www.russian7.ru
Первыми представшими перед судом чести стали супруги микробиологи, Клюева и Роскин, которые работали над средством против злокачественных опухолей. Они заявили, что ими изобретен универсальный препарат, который способен стать панацеей при лечении смертельного заболевания. После того как в советских газетах появились заметки про успех отечественных ученых, их разработками заинтересовались за рубежом. Причем настолько, что лабораторию, в которой они работали, посетил посол США. В последующем советским властям было предложено объединить усилия в этом направлении.
В Америку был отправлен академик Парин, при нем была рукопись с научными разработками коллег. С собой у него были и несколько ампул препарата. По возвращению его обвинили в передаче американским ученым советской разработки и приговорили к тюремному заключению. Супругам-разработчикам был объявлен выговор за пособничество. К тому же совсем скоро их проект был закрыт, поскольку они поспешили с оптимистичными выводами. Эта ситуация положила начало так называемым «судам чести».
За 1947 год было проведено 80 судов чести, причем речь идет не о рядовых работниках, а о высших чинах. При Хрущеве высшее руководство вовсе стало оторвано от реалий, ни о каком общественном порицании не шло и речи.
Читайте так же: Любимая дача Сталина в Абхазии: как ее строили и что там происходит в наши дни
Транспортные проекты
Все что осталось от Транспортной магистрали ФОТО: www.pikabu.ru
В 1947 году в СССР было принято решение о необходимости железнодорожной магистрали длиной почти 1,5 километров от Оби и до Енисея. В дальнейшем она должна была выйти к Берингову проливу. На Оби планировалось построить базу подводных лодок. Уже через два года, для ускорения воплощения проекта в жизнь строительное управление Полярной магистрали разделили на два участка. Всего в работе было задействовано 30 тысяч человек.
В 1950 года поезда стали ходить от Москвы до Лабытнанги, через два года заработало движение от Салехарда и Москвы до Надыма, причем по всей магистрали была телефонная связь. К 1953 году в рабочем режиме ездили поезда от Салехарда до реки Турухан. До сдачи объекта в эксплуатацию оставалось 2 года. Но уже спустя пару дней после кончины Сталина проект был закрыт. Почему-то о перспективах магистрали все забыли.
Впрочем, в 70-е, когда шла активная разработка газовых месторождений, участок от Надыма до Нового Уренгоя, был восстановлен.
Хотя в эту магистраль к 1953 году было вложено больше 4 миллиардов государственных рублей. Работники получали двойной оклад, заработная плата увеличивалась на 10% каждые 6 месяцев, имели северные надбавки. Все эти траты должны были с лихвой окупиться благодаря богатствам Ямала.
Документ о прекращении строительства магистрали был подписан спустя лишь три недели после ухода Сталина. О том, как бы выглядел русский Север, если бы грандиозная стройка была закончена, остается только догадываться…
Тоннель на Сахалин
Часть недостроенного тоннеля ФОТО: www.topwar.ru
Еще один проект, который был заброшен после ухода вождя – строительство тоннеля на остров Сахалин по Татарскому проливу. О необходимости строительства тоннеля речь велась еще давно, с конца 19 века. Возвращались к этой теме и в 30-е годы 20 века.
В 1950 году о необходимости соединения острова с материком говорил Сталин. Было несколько вариантов, в том числе паромная переправа, строительство моста или тоннеля. В мае этого же года решение было принято официально: началось строительство тоннеля и резервного парома. Его протяженность должна была составить более десяти километров. Через три года должен был заработать паром, а еще через два года, предполагалось запустить в эксплуатацию сам тоннель.
Строительством железнодорожных путей к тоннелю занимались заключенные. С системы ГУЛАГа были освобождены для исправительно-трудовых работ почти восемь тысяч человек. Работать они были должны до окончания срока заключения. Те, кто был осужден за бандитизм, рецидивисты, заключенные по тяжким преступлениям к исправительным работам, не привлекались.
Увы, но грандиозному проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Миллионы государственных денег были выброшены в воздух. Сахалин и сегодня как отрезанный ломоть, если говорить о его транспортной доступности.
Читайте так же: Как строили легендарные сталинские высотки в Москве: легенды, слухи, реальные факты
Преобразование природы по-Сталински
План строительства каналов ФОТО: www.domarchive.ru
Не успела закончиться Вторая мировая, на страну обрушивается сильная засуха. Для того чтобы в не столкнуться с этим в будущем, было решено провести мероприятия для обеспечения высокой урожайности. И это тоже было проектом Сталина, недаром в памяти потомков оно закрепилось как «Сталинский план преобразования природы».
В современных реалиях принято сокрушаться о том, что погода вновь не позволила вырастить хороший урожай. Сталин же привык действовать по-другому. Началась посадка лесозащитных полос. Стали создавать искусственные пруды и водоемы.
Проект был рассчитан на 15 лет, должно было быть засажено больше 2 млн. гектаров, протяженностью больше 5 тысяч километров. Причем посажены они должны были быть так, чтобы не пропускать на плодородные почвы юго-восточные суховеи.
Помимо этого предполагался комплекс мер по улучшению обработки почвы, использования органических и минеральных удобрений, работа над семенами и строительство систем орошения. Были точные координаты участков, в которых должна была вестись работа.
Увы, но и этот проект был свернут сразу же, как не стало вождя. Кроме того, многие лесополосы даже вырубили. Пруды и водоемы, уже созданные для разведения рыбы были заброшены. Показательно, что события 1962-1963 годов специалисты называют экологической катастрофой, когда произошла массовая эрозия почв. К этому моменту проект Сталина должен был быть уже воплощен в жизнь и работать на благо страны и народа.
Увы, но современникам остается догадываться, какую мощь бы приобрело советское государство, если все эти проекты Сталина он бы успел воплотить в жизнь или они не оказались бы похороненными вместе с ним.
Идей у вождя хватало, чего стоит только способ стимулирования семейных ценностей. За что Сталин штрафовал холостяков. и какой налог советские мужчины называли триумфом матриархата