Трудно представить, что когда-то на месте знаменитых египетских пирамид было ровное скалистое плато. Но так было. И были люди, решившие сотворить искусственные горы. О чем они думали, мечтали, говорили, что чувствовали? Для чего собрались вместе и вознесли ввысь эти поразительные инженерные сооружения проектировщики, строители и рабочие Древнего Египта? Ответ вроде бы ясен из школьного учебника: примерно пять тысячелетий назад фараоны Хеопс, Хефрен и Микерин, присвоив труд тысяч и тысяч людей, построили столь грандиозные гробницы, чтобы угодить богам и обрести бессмертие.
Да, такова основная версия, разделяемая большинством ученых. Но пирамиды могли быть и чем-то иным: скажем, проектом в натуральную величину плотины через Нил. Или астрономической обсерваторией. А может, в пирамидах был записан сгусток знаний, достигнутых древним миром к тому времени? Вопросов много, но давайте сегодня остановимся лишь на одном: как древние строители поднимали ввысь огромные каменные блоки?
Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени поднять и установить на свое место миллионы блоков? Это не преувеличение: одна только пирамида Хеопса содержит их два миллиона триста тысяч. Напомним ее размеры: первоначальная высота была 146,6 м, каждая сторона квадратного основания – примерно 230 м, площадь основания – 5 га. Каменные блоки известняка весом в две с половиной тонны (но есть и до 15 тонн) настолько плотно пригнаны один к другому, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Вся пирамида была облицована полированными гранитными плитами. Немного меньше пирамида Хефрена, и еще меньше пирамида Микерина, но и они поражают воображение колоссальными размерами и выверенными пропорциями.
С древнейших времен и до наших дней многие искали ответ на наш вопрос, поскольку строители пирамид не оставили нам никаких разъяснений на этот счет. Первым среди таких искателей был неутомимый греческий путешественник и историк Геродот, который еще в середине V в. до н. э. посетил Египет и предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. Как выглядели эти машины, было неизвестно, по-видимому, и ему самому. 400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям. Около 1719 года француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем.
Англичанин Р. Покок в 1745 году высказывает предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. Уже в наше время, всего несколько лет назад, инженер-химик Джозеф Давидовиц возродил гипотезу о цементной облицовке, приведя в ее подтверждение результаты научных исследований. Но вот американский инженер Буш снова вернулся к камню, однако высказал мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек. В 1978 году группа японских энтузиастов пыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось современной технике.
Вот и все из известных на сегодня способов. Причем любой из них вызывает сомнение еще по одной причине. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на пирамиде Хеопса. Как они размещались на площадке всего в 5 га? Ведь на насыпи и на самой площадке одновременно должно было находиться много людей, тянувших волокуши с блоками. Об этом говорят и данные еще одного эксперимента, проведенного в 1954 году британскими археологами. Изучая гигантское древнее сооружение Стоунхендж в Англии, они воспроизвели перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4°.
Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки и понадобилось всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что на 1 т веса блока необходимо 16 человек. Следовательно, египтянам требовалось по 40 человек для перевозки по наклонной плоскости блока весом 2,5 т. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Кроме того, к трудоемкости транспортировки следует добавить трудоемкость изготовления насыпей, объем которых мог достигать четверти объема самой пирамиды!
Вряд ли остальные способы были бы легче: десятки тысяч строителей должны были или дробить десятки тысяч тонн известняка для получения цемента, или катать миллионы огромных каменных цилиндров по наклонной плоскости, ежесекундно рискуя быть раздавленными. И все это под жарким египетским солнцем.
А что они еще могли придумать? Не инопланетяне же, в самом деле, построили великие пирамиды!
Подсказка появилась совершенно неожиданно. Я читаю газетную статью о творчестве замечательного советского грузинского писателя Нодара Думбадзе. И среди рассуждений о таинствах литературы вдруг нахожу такую фразу: “Когда я смотрю – в кино – на египетские пирамиды, у меня такое ощущение, что древние мастера обладали магическим свойством лишать предметы их веса. На какое-то время. А как только каменная глыба ложилась на место, ее снова нельзя было ни поднять, ни сдвинуть…” Нодар Думбадзе, вероятно, хотел лишь образно выразить величие древних строителей. Но, может быть, он тем самым неожиданно приблизился к отгадке?
Космическая невесомость, конечно, отпадает. Тогда остается… гидроневесомость! Вспомним, что космонавты имитируют невесомость в бассейнах с водой. Вспомним также, что гидроневесомость наступает тогда, когда выталкивающая тело сила Архимеда уравновесится весом самого тела. Однако равновесие может наступить или тогда, когда тело легче воды – оно будет плавать наверху, или вес его равен весу воды – тогда оно будет свободно висеть в толще воды, не поднимаясь к поверхности и не опускаясь на дно. Этот второй случай и есть гидроневесомость. Удельный вес тела человека примерно равен удельному весу воды, а с помощью специальной одежды его можно сделать абсолютно равным.
Однако удельный вес камня значительно больше! Как же египтяне могли использовать гидроневесомость?
Примем пока основную идею – использование закона, сформулированного позже Архимедом, для подъема каменных блоков. И зададим себе дополнительный вопрос: а что умели египтяне к тому времени, когда начали строиться пирамиды?
Они успели закончить постройку сетей оросительных каналов и защитных дамб. Они применяют поливное земледелие, научились поднимать воду с помощью водочерпальных сооружений, перекачивать ее с одного уровня на другой. Они давно использовали шадуф – рычажное водоподъемное устройство: на одном плече рычага на длинной палке прикреплено ведро, а на другом плече в качестве противовеса укреплен камень. Они знали водораспределительные сооружения типа щитков и задвижек. Они транспортировали строительные материалы по Нилу и каналам на весельных и парусных судах из папируса или дерева. Они умели рассчитывать грузоподъемность своих судов.
Так что можно предположить, что древним египтянам не нужно было таскать на себе многотонные камни, они вполне могли обойтись системой водяных шлюзов от подножия пирамиды и до непрерывно поднимавшейся строительной площадки.
Да, а как быть с удельным весом камня? Прибегнем к вычислениям. Считая, что 2,5 т известняка занимают чуть более 1м3 и для упрощения приняв размеры каменного блока в кладке пирамиды Хеопса в 2x2x2 египетских локтя (то есть 1,05×1,05×1.05 м), найдем объем блока – он равен 1,16м3. Блок, погруженный в воду полностью, вытеснит 1,16 м3) воды и тем самым, грубо говоря, станет легче на 1,16 т. Что делать с оставшимся весом? Привяжем к блоку хорошо просмоленный герметичный деревянный ящик весом около 200 кг и размерами 1,05х1,05х1,4 м. Поплавок такого размера вытеснит 1,54м3 воды, что будет равно остаточному весу блока и весу самого поплавка. Облегчить работу по соединению и разъединению блока и поплавка можно будет, применив медные крючья, которые египтяне тоже использовали. Цепочка водяных шлюзов могла быть выполнена в виде плотно примыкавших друг к другу квадратных колодцев сечением 3х3 локтя (1,57х1,57 м) и высотой около пяти метров. Приняв определенный археологами в 52° угол наклона боковой плоскости пирамиды Хеопса, найдем, что при такой ширине колодца в каждом цикле подъема система “блок – поплавок” будет перемещаться по горизонтали на 3 локтя (1,57м), а по вертикали на 4 локтя (2,10 м). Чтобы система “блок – поплавок” всплыла в колодце и повисла над дном на высоте 0,3 м (тогда крючья не будут ударяться о дно), в него надо налить 3,3 м3 воды. Но чтобы “блок – поплавок” всплыл еще на 2 м, в колодец следует налить еще 5 м3 воды. Уровни воды в соседних шлюзах сравняются, можно будет поднять стенку и переместить “блок – поплавок” из шлюза в шлюз. После опускания стенки цикл повторяется.
А какова будет нагрузка на рабочих? Расчеты показывают: чтобы построить пирамиду Хеопса за 19 лет и 252 дня, надо перекачивать 5 м3 воды за 15 мин безостановочно десять часов подряд каждый день. Поднимающуюся вместе с грузом воду можно будет сливать по рядом расположенной такой же цепочке шлюзов. Должно быть четыре двойных цепочки шлюзов на каждой стороне пирамиды. На каждом шлюзе должно работать три-четыре человека, черпая в колодце от 2 до 4 м глубиной 20-литровым ведром, причем темп работы – одно ведро за 7,2 сек. Рабочие могли меняться в случае усталости, а общее их количество вряд ли превышало 4000. Есть ли хоть какое-нибудь фактическое подтверждение нашим догадкам?
Вот сказка “Фараон Хеопс и чародеи”. В одной из ее сюжетных линий говорится о верховном жреце, заклинателе, переписчике книг Джаджаманхе, который поднял половину вод озера и положил на другую половину. Затем он вернул воды на их прежнее место. Да ведь это описание работы водяного шлюза!
Вот один из рисунков росписи гробницы в Фивах. Лодка с веслами, в лодке странное ступенчатое сооружение, и все это поддерживается столбом воды. Что зашифровано в рисунке, какая в нем заложена идея? Может быть, подъем лодки по системе шлюзов? Во всяком случае, это сооружение в лодке очень похоже на систему шлюзов с рисунка XVIII в. н.э.
Вот древнеегипетский рисунок “Солнце-Ра переходит с дневной ладьи на ночную”. И опять в ладьях странное сооружение, похожее на лестницу. А может, это не лестница, а схематичное изображение двойной линии водяных шлюзов?
Вот цитата из сочинений об истории сооружения пирамид и их создателях арабского писателя конца XII в. Ибрагима ибн Вазиф-шаха:
“…Тогда царь приказал построить пирамиды и прорыть в них канавы, в которые Нил проникнет до определенного места, а затем повернет и потечет в некоторые западные районы и к Сайду…”
Конечно, какие-то смутные воспоминания сохранились, и нужно искать!