Как в мире отправляют учиться за рубеж

44-300x248Самым успешным в области господдержки для  получения обучение за рубежом считается опыт Китая. Соответствующее принципиальное решение было принято в 1978 году Дэн Сяопином. В 1992 году ЦК КПК и правительство страны запустили полноценную стимулирующую программу. В настоящее время в Китае по различным подсчетам около 10% членов правительства и ЦК компартии, а также свыше 80% членов Академии наук окончили зарубежные вузы. Всего с 1978 по 2011 год образование за границей получили 2,25 млн китайцев, из которых на родину вернулись 818,4 тыс. человек. Правда, число возвращающихся с каждым годом растет: в 2010 году их было 135 тыс., в 2011 году — 186,2 тыс. В 2011 году за границей продолжали обучение 340 тыс. китайских студентов, из них 157,5 тыс. — в США (1/5 от всех иностранных студентов в Америке).

Как Россия отправляла граждан за знаниями
В 1602 году Борис Годунов стал первым российским правителем, который отправил 18 московских дворян учиться за рубеж — в Англию, Германию и Францию. Этот опыт окончился неудачей — из-за смуты в России о посланных молодых специалистах просто забыли, и в результате никто из них не вернулся обратно.

22 ноября 1696 года Петр I издал указ об обучении дворянской молодежи за границей. Первыми в Италию, Голландию и Англию отправились 28 отпрысков виднейших аристократических фамилий — Голицыных, Куракиных, Долгоруких, Шаховских и других. Согласно царской инструкции, за границей дворяне должны были за свой счет обучаться корабельным, навигационным, математическим и астрономически наукам. Большинство из них заняло впоследствии важные посты на госслужбе. В 1697 году во главе Великого посольства в Европу под именем Петра Михайлова обучаться кораблестроению отправился и сам царь. Всего при Петре I через заграничную школу прошло около тысячи человек, среди которых — первый российский доктор медицинских наук и философии Петр Постников и ученый Михаил Ломоносов.

В XVII веке в годы царствования Екатерины II практика отправки придворной аристократии “на сыскание наук” за границу была возобновлена. Так, например, не имевшие собственного дохода медалисты Санкт-Петербургского кадетского корпуса могли три года путешествовать за границей за казенный счет. В инструкции для них было написано: “Всякое путешествие должно иметь предметом просвещение”. На каждого студента из казны выделялось 800 руб. в год.

С начала 1950-х годов в Советском Союзе программы обмена студентами стали главной возможностью пройти обучение за рубежом. На основе заключенных СССР взаимных соглашений советский студент или аспирант мог по обмену попасть в вузы не только Китая, Венгрии или Болгарии, но и США. Принимающая сторона брала на себя все расходы по обучению приезжающих лиц, в том числе по прохождению ими практики, поездкам внутри страны, связанным с прохождением обучения, обеспечивала их общежитием и бесплатным медицинским обслуживанием. Студентам также выплачивались стипендии в размерах, устанавливаемых направляющей стороной.

В феврале 1988 года Совмин СССР в целях использования “передового мирового опыта” разрешил министерствам, ведомствам и предприятиям проводить обучение и стажировку кадров для внешнеэкономической деятельности за рубежом, в том числе в зарубежных “школах бизнеса”.

В современной России с июля 1997 года действует Президентская программа подготовки управленческих кадров, которая предполагает подготовку и стажировку ее участников за границей. Оплата за обучение складывается из трех источников — 33% оплачивается из федерального бюджета, 33% — из регионального, а оставшиеся 34% платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист. Стажировки по итогам обучения продолжительностью от трех до 12 недель проводятся в Германии, Ирландии, Италии, Голландии, Франции, Японии и ряде других стран.
Подробнее о том, как получить образование за рубежом можно узнать на сайте www.dteducation.com

В Казахстане в 1993 году указом президента Нурсултана Назарбаева учреждена стипендия “Болашак”, позволяющая оплачивать обучение в зарубежных вузах. Жесткие обязательства стипендиатов перед государством появились в программе лишь в 1997 году. До этого примерно треть участников либо выбывали из программы по неуспеваемости, либо оставались в стране обучения. В настоящее время родители стипендиатов должны подписать договор залога недвижимого имущества, а сам студент берет обязательство отработать пять лет на родине после получения образования. В случае нарушения этих условий на заложенное имущество в судебном порядке налагается взыскание. Всего в 1994-2011 годах была присуждена 8131 стипендия, из них 3031 — на обучение в Великобритании, 2287 — в США, 741 — в России.

В Сингапуре действует несколько специальных стипендиальных программ, направленных на отбор и отправку на обучение за рубеж лучших выпускников средних школ. Программы курируются комиссией по государственной службе и носят элитарный характер, то есть они ориентированы на рекрутирование и подготовку новых высших чиновников. В 2003-2010 годах ежегодно выдавалось всего по несколько десятков таких стипендий для получения образования по ограниченному кругу дисциплин в избранных университетах мира. В 2011 году из 2 тыс. желающих лишь 67 получили гранты для обучения в зарубежных вузах. После завершения курса стипендиат должен поступить на госслужбу.

В Азербайджане существует два способа поехать учиться в иностранный университет с помощью государства. Во-первых, Минобразования республики ежегодно распределяет около 200 соответствующих стипендий. По состоянию на 2011 год по этой линии за границей получали образование 798 студентов, из них 487 — в Турции и 270 — в России. Во-вторых, еще 250 стипендий ежегодно предоставляются по госпрограмме образования за рубежом, рассчитанной до 2015 года. Участвующий в программе студент подписывает обязывающий документ, который предусматривает, что начать работать в стране обучения можно только при согласии государства.

В Татарстане с 2006 года действует грантовая программа “Алгарыш”, направленная на подготовку, переподготовку и стажировку в российских и зарубежных университетах. К 2011 году на программу было потрачено 500 млн руб., гранты получило свыше 2 тыс. человек. По условиям участия в программе, грантополучатель обязан по возвращении отработать непрерывно в течение трех лет по полученной специальности на территории Татарстана.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий