Как в Россию пришли финские санки, и весь Петербург на санях через реку ездили

Как в Россию пришли финские санки, и весь Петербург на санях через реку ездили

Оттолкнуться ногой и полететь, ощущая восторг от плавного скольжения. Самокат? Нет, вряд ли. Потому что надо добавить сверкающий снег, хрустальный холодный воздух и снежинки, летящие в лицо. Тогда, может быть, коньки или лыжи? Похоже. А вот если соединить все эти вещи, то получится то, что нужно — финские санки. Читайте в материале, как такие санки пришли из Скандинавии, как их использовали предприимчивые перевозчики в России и кто такие катали.

Начало: это вам не волокуши

Как в Россию пришли финские санки, и весь Петербург на санях через реку ездили
Финские санки пришли из Северной Европы.

Сегодня невозможно назвать имя того гениального человека из Северной Европы, которому первому пришло в голову поставить стул на полозья и прикрепить к нему ручки для толкания, создав таким образом удобную конструкцию для перевозки грузов и пассажиров. Или просто использовать ее для того, чтобы не упасть на скользкой дороге.

Если бы Швеция и Финляндия отстаивали авторские права на эти санки, то они могли бы выдвинуть разные аргументы. Швеция вспомнила бы 1882 год, когда в одной из стокгольмских газет появилась статья про такое замечательное средство передвижения. И как через семь лет по инициативе Виктора Балька, члена первого олимпийского комитета, в Стокгольме начал работать первый в мире клуб любителей финских саней. Финляндия бы грустно отметила, что подобный клуб появился в Оулу лишь в 1891 году. Зато у этой страны было бы одно, но очень весомое возражение: весь мир знает такие санки как «финские». Впрочем, не столь важно, кто прав. Главное, что этот девайс до сих пор производится, и миллионы людей с удовольствием пользуются им.

Зато жители Суоми помнят человека, который модернизировал санки. За это можно поблагодарить механика Оскари Терхи, жившего в городке Salo. Именно он в начале XIX века, в 1900 году, поставил финские санки на железные полозья! Они «потеряли» в весе, приобрели более высокую управляемость, и, конечно же, стали лучше скользить. Это закономерно и понятно даже ребенку. А если непонятно, то можно заглянуть в учебник по физике за 9 класс, где рассказывается про силу трения, и в частности, про силу трения скольжения. Она возникает в результате движения одного тела по поверхности другого. А физическую величину, которая характеризует трущиеся поверхности, называют коэффициентом трения скольжения. Посмотрим на санки с этой точки зрения: коэффициент трения скольжения деревянных полозьев по льду составляет 0,035, а если полозья обить железом, то он меняется — 0,02. Разница очевидна! А все потому, что коэффициент зависит от материала. Шероховатость поверхности больше — растет и значение коэффициента и, следовательно, и сила трения. И наоборот.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему убирать дом нужно с утра и другие правила чистоты, которые существовали на Руси.

Через реку? Пожалуйста!

Как в Россию пришли финские санки, и весь Петербург на санях через реку ездили
Каталь в Санкт-Петербурге, перевозящий людей через Неву на финских санках. /Фото: moya-planeta.ru

Когда финские санки пришли в Россию, их удобство было оценено по достоинству. Например, в Санкт-Петербурге начала XX века можно было увидеть, как на таких санках перевозили людей через широкую замерзшую Неву. Чтобы сделать процесс комфортным, организаторы перевозок чистили лед и поливали водой — без изучения научных исследований уменьшали коэффициент скольжения. На берегах строили кассы и залы ожидания. Крепкие мужчины, которых называли каталями, прикрутив к валенкам полозья коньков, за пятак бодро возили пассажиров взад и вперед. Работали такие «рикши» без устали, днем — на хозяина (это мог быть арендатор лодочных перевозов, сообразивший, что и зимой можно подзаработать), а ночью на себя. О предприимчивых катялях рассказывается в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев» Д.А.Засосова и В.И. Пызина. Очень часто санки мастерили из старых кресел или обычных стульев. Главное — прикрепить к ним полозья. Чем не аналог современному такси?

Только перевозками людей и транспортировкой грузов дело не ограничилось. К примеру, в Риге санки стали общественным транспортом. Городские власти пытались взять «толкальные санки» под контроль, раздавая извозчикам лицензии, устанавливая размер оплаты (10 копеек) и обязывая снабжать пассажиров одеялами. Во многих северных регионах России на санках ехали в гости, в лавку, на прогулку.
Ну и конечно же, финские санки начали использовать как приятное развлечение в зимнее время. Катались и в одиночку, и вдвоем. Обычно в роли «толкателя» выступал более развитый физически человек. Впрочем, это не мешало ему получать удовольствие от зимней забавы — санки теперь не нужно было тащить за собой. Веревка не врезалась в руки, а сама конструкция не наезжала с размаху на пятки сбавившему темп «извозчику».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие взрослые тайны остались за кадром популярной детской программы «Спокойной ночи, малыши»
https://kulturologia.ru/blogs/261022/54583/

От мала до велика

Как в Россию пришли финские санки, и весь Петербург на санях через реку ездили
Долгие годы финские санки не теряют популярности.

Годы идут, а популярность финских санок не спадает, а в некоторых странах и растет. Шведы, например, умудряются кататься на них даже летом: просто устанавливают санки на ролики.

Сегодня выпускают удобные высокие санки на металлических полозьях и со специальной ручкой, прикрепленной к сиденью. Ради развлечения можно покататься на финских санках двух видов. Прогулочный вариант — модель с длинными (двухметровыми) полозьями, которые идеальны для передвижения по льду или утоптанному снегу. Если же снег рыхлый, то справиться с ним помогут съемные пластиковые полозья, выполненные в виде лыж.   Второй вариант — санки для зимней рыбалки. Они легче прогулочных и полозья и у них короче.

Катание на финских санках — отличный семейный отдых. Очень приятно в новогодние каникулы выбраться за город, чтобы провести время всем вместе, подышать свежим воздухом и заодно улучшить свою физическую форму. Ведь при управлении таким «экипажем» равномерно нагружаются практически все мышцы тела. Не стоит беспокоиться и по поводу оттепели. Это даже хорошо, потому что тогда санки особенно легко скользят по льду за счет тончайшей водяной пленки.

Не обязательно покупать санки. Хотя сегодня существуют складные модели, которые легко разбираются и собираются, помещаются в багажник автомобиля. Оптимальный вариант для загородного отдыха! Можно взять «финки» напрокат или посетить загородный клуб. Современные санки — это не те неуклюжие, тяжелые деревянные конструкции, которые существовали сто лет назад. Они стали легче, удобнее, и красивее. Полозья изготавливают из оцинкованной пружинной стали, а, чтобы во время катания не произошло несчастных случаев, на них наносится нескользящее покрытие из прорезиненного пластика. Сиденье обычно делают из дерева, оптимально — из карельской березы. Конструкции проектируются с учетом всех мелочей и позволяют развивать скорость до 40 км/ч. Кстати, у спортивных моделей вообще нет сиденья! Они рассчитаны на одного человека.

На финских санях могут кататься дети, люди средних лет и даже старики. Никаких ограничений — только радость от движения и ощущение полета над заснеженной землей. А любимую бабушку можно бережно укутать пледом, посадив на сиденье.

Среди женщин, кто бросил когда-то вызов гендерным стереотипам – летчица Амелия Эрхарт, однажды бесследно пропавшая: Вот что она написала в последнем письме мужу.

Источник

Оцените статью
Тайны и Загадки истории