Вацлав Нижинский блистал на театральной сцене 10 лет, успев стать легендой мирового балета. «Царь воздуха», как называли его поклонники, умел во время прыжка зависать в воздухе и совершать более десятка вращений, что тогда считалось абсолютным рекордом. Несмотря на божественный талант, Нижинский весь активный карьерный период полагался на влиятельных покровителей и не имел твердой жизненной позиции. После изгнания из Мариинского театра неожиданно для всех женился, чем разгневал учителя и любовника Дягилева. А все случившееся дальше в итоге довело танцора до безумия, из-за чего остаток жизни он скитался по психлечебницам.
Прыгучий чертенок
Вацлав Нижинский жил танцами с раннего детства: его родители-артисты держали балетную труппу, гастролируя семьей по городам. В какой-то момент отец ушел, и мама отдала Вацлава и младшую дочь Брониславу в балетное училище. Нижинский ни к каким дисциплинам, кроме танца, интереса не проявлял. От природы Вацлав был выносливым и крепким, безошибочно повторяя за преподавателями самые сложные движения. Вскоре все знали его, как автора фирменных высоких прыжков с зависанием в верхней точке.
Свидетели шептались, что Нижинский прыгает выше своего роста. На сцене легендарного Мариинского театра Вацлав дебютировал в 15-летнем возрасте в балете «Ацис и Галатея». Это был первый новаторский спектакль, поставленный балетмейстером Михаилом Фокиным. Артисты размещались на нескольких уровнях: кто-то сидел, кто-то лежал, что лишало танец привычного симметричного рисунка. И консервативные российские зрители действительно были потрясены. Вот только не оригинальностью постановки, а юным Нижинским. В финале «Браво!» долго не отпускало «прыгучего чертенка» за кулисы.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:3 роковые женщины, которые увели любовников у отца «Русских сезонов» великого импресарио Дягилева.
Богатые покровители и наивный гений
Сергей Дягилев, сыгравший в судьбе Нижинского главную роль, был не первым покровителем юного таланта. Недобрые друзья давно называли Вацлава «гениальным идиотом». Ваца же природно был наивным, как дитя. Не сторонился женщин, равно как и мужчин. Ему покровительствовал могущественный и экстравагантный князь Львов, и вся богема знала, чей подарок в виде перстня с огромным бриллиантом не снимал с руки «бог танца». Вацлав всю жизнь вел дневники, где можно было найти мельчайшие и самые откровенные детали его интимной жизни. Так, он признавался себе, что пошел на связь с князем, чтоб добывать средства к существованию после ухода из семьи отца. А после искренне привязался к авторитетному и властному Львову. Вот только ветреный любовник очень быстро наигрался юношей, став открыто предлагать его друзьям своего же круга.
В тот период Нижинского и заметил на сцене Мариинки велики «продюсер» Дягилев. Он хоть и не кичился, подобно Львову, своей сексуальной ориентацией, но и не скрывал ее. Высшее общество было в курсе скандальной истории о его связи со своим же двоюродным братом. Увлекшись молодым танцором, влиятельный в творческих кругах Дягилев бросил все силы и средства на развитие Нижинского. Он быстро поместил Вацлава в золотую клетку, контролируя его, как ребенка. Тогда Дягилев продюсировал знаменитые на весь мир «Русские сезоны» в Европе, куда и силился перетащить нового ученика. Вацлав, хоть был и лишен традиционной мужской воли, но свой родной театр бросать не хотел, до тех пор, пока его не выгнали с позором. Тогда шептались, что случившееся – дело рук интригана-Дягилева.
Как бы там ни было, одна из постановок «Жизели» стала для молодого танцора последней. По задумке режиссера Александра Бенуа Нижинский вышел на сцену в излишне откровенном костюме без традиционной для мужчины-артиста повязки на бедрах. В тот день на представлении присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, известная своими консервативными взглядами. Балет в какой-то момент даже попытались остановить, но по-детски упрямый Нижинский отказался переодеться и доиграл свою партию, в чем был. Вскоре руководителю Мариинки пришел приказ об увольнении Вацлава Нижинского.
Тайная женитьба и разъяренный маэстро
После того скандала Сергей Дягилев, пользуясь ситуацией, сразу же пригласил Нижинского выступить в Русских сезонах. В 1911-м Нижинский и вышел впервые на парижскую сцену с балетом «Призрак розы», моментально прославившим гениального танцора. Публика смотрела на русского кумира с вожделением, а Дягилев стал полноправным хозяином красивой куклы. Нижинскому отныне запрещались встречи с женщинами, что в России он себе периодически позволял. Эти тягостные отношения продолжались 5 лет, пока, пребывая на заграничных гастролях, Вацлав не удивил всех и даже себя. Он неожиданно сделал предложение влюбленной в него балерине Ромоле Пульске, а та, конечно, согласилась.
Эта новость привела Сергея Дягилева в бешенство, и в первом порыве он даже лишил Нижинского всех заработанных за гастроли денег. И, надо сказать, денег больших. Это был сокрушительный удар по репутации маэстро, а Вацлаву оставалось искать работу, чтоб кормить новую семью. При этом Дягилев умело вставлял палки в колеса. Сотрудничать с другими театрами не получалось, а деловая хватка для создания собственного коллектива отсутствовала. Нижинский стал жить за счет молодой супруги. Через несколько лет, после рождения у пары дочери, Дягилев позволил бедствующему воспитаннику явиться к себе на поклон. И в 1916-м Вацлав снова вышел на сцену. Тогда-то у потерянной и униженной звезды и стала развиваться душевная болезнь.
Поначалу Нижинского стала одолевать бессонница, следом подключились мания преследования и галлюцинации. Сконцентрировавшись уже больным мозгом на религии, он возомнил себя чуть ли не богом. В 1919-м ему поставили официальный диагноз – шизофрения. Гениальный танцор Нижинский погрузился в безумную тьму, в которой и прожил следующие 30 лет. Случались редкие моменты просветлений, но потом все усугублялось еще больше. Ромола родила вторую дочь, просила бывших коллег устраивать для Вацлава представления, надеясь хоть как-то расшевелить безнадежно больного супруга. Умер Нижинский в 1950-м в Лондоне, пережив своего личного дьявола Дягилева на 21 год.
Военные песни входят в репертуар некоторых современных исполнителей. Например, знаменитая песня группы “Любэ” “Комбат” и другие.