Интиму места на советских экранах 60-х не было, но недетских тем касались. Это сегодня видеоматериалы с пометкой “для взрослых” ассоциируются у обывателя лишь с одним. А в Стране Советов те же мультфильмы отличались подачей, отсутствием развлекательной составляющей, уровнем социально-философских вопросов. И несмотря на то, что анимация с тех пор сделала огромный шаг вперед, советские мультфильмы прошлого века остаются уникальными и признаны классикой «для взрослых».
«Большие неприятности» и взрослая жизнь глазами детей
Известные советские сестры-аниматоры Зинаида и Валентина Брумберг в 1961-м сняли смелый на тот момент сатирический мультфильм «Большие неприятности», где семейная проблематика подавалась глазами наивного ребенка. В семье рассказчика-девочки много нюансов: безответственный брат отказывается работать и сидит на шее у отца. Сестру выгнали из института, потому как вместо учебы ее голова занята шмотками и стремлением успешно выйти замуж. Глава семьи тоже хорош: дает взятки за махинации на рабочем месте, но в итоге его ловят с поличным. И хотя идиомы в видеоработе по-детски смешные, мультфильм юным зрителям не показывали. В 70-е сестры сняли продолжение истории «Новые большие неприятности», где главным бедокуром выступил уже подросший брат с его разгульной жизнью.
В новом мультфильме появляются свежие «фигуранты»: дефицит, сленг стиляг и кумовство. Конечно, с современных позиций мультипликации оба произведения Брумберг смотрятся наивно. Но для своей эпохи это было смело. «Большие неприятности» дожили до хрущевской оттепели, когда творческим людям позволялось критиковать советскую действительность. Это и стало залогом успеха мультфильма. И несмотря на то, что сестер-режиссеров больше помнят по работам «Кот в сапогах», «Храбрый портняжка» и «Красная шапочка», мультфильм для взрослых считается их лучшим произведением.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:5 лучших мультфильмов 2022 года, которые будут интересны детям и помогут снять стресс взрослым.
«Будет ласковый дождь» – о последствиях наращивания вооружений
Писатель Рэй Брэдбери был позволен в советской среде даже с его антитоталитаристским романом «451 градус по Фаренгейту». В разрез с генеральной партийной линией это не шло, а читателя манило. В 1984-м режиссер Назим Туляходжаев решил экранизировать фантастический рассказ «Будет ласковый дождь» и получил благосклонную отмашку. Перед ним поставили задачу как можно доступнее показать, что случится со Штатами в случае дальнейшего наращивания вооружений. И Туляходжаев показал. 31 декабря 2026-го, робот сервирует стол в большом доме, напоминающей металлический сейф. Но домочадцы не торопятся отведать блюд, приготовленных автоматом. Вся семья погибла после ядерного взрыва, оставив после себя лишь горсть серого пепла. Но у робота свои задачи, и к вечеру он в одиночестве встречает Новый год под гимн США.
Холодная машина грустит по погибшему человечеству, к утру взрывая сама себя. Несмотря на множество текстовых отступлений от оригинального произведения, узбекский режиссер точно отразил авторское содержание. Капиталистическая реальность предстала перед советским зрителем причудливо и аморально. Анимированное предупреждение от Гуляходжаева вышло очень страшным для показа детям, а вот у серьезных кинокритиков лента завоевала успех. «Будет ласковый дождь» получил сразу несколько призов не только на советских, но и на международных кинофестивалях. Интересно, что дата из мультфильма все еще не наступила. А события в мире протекают не очень гладко.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:11 советских мультфильмов, которые за рубежом любят не меньше, чем на родине.
Гари Бардин и семейная жизнь двух веревок
Гарри Бардин создал целый ряд глубочайших анимационных произведений. Причем, в качестве раскрытия серьезных тем ему хватало образов из проволоки, спичек и веревок. Он сумел доказать самому избирательному зрителю, что раскрыть сложный характер персонажа можно и путем элементарной картинки. Так, Бардин высказался о мире во всем мире с помощью двух спичек.
Оказывается, одной только проволокой можно показать сложнейший характер главного героя. А при помощи спичек двух цветов можно высказаться о важности мира на Земле и последствиях его потери. Двух кусков веревки в мультфильме «Брак» режиссеру хватило для того, чтобы донести всю серьезность отношений между мужчины и женщиной. Трагикомическая хроника непростого взаимодействия веревочной пары Буся-Мася помнится многим современникам – этот мультфильм транслировался по советскому ТВ гораздо чаще других работ мастера. Но вдумчивый зритель понимал, что подлинная суть мультфильма, упакованного в примитивную сатирическую форму, вряд ли доходила до младшего поколения.
Дети видели только непонятно почему ссорящиеся куски шпагата, смешно коверкавшие русский язык. Без вмешательства в просмотр взрослых юный зритель сумел бы постичь главный посыл «Брака» только достаточно повзрослев и обзаведшись официальным партнером. Что касается здравых взрослых, которые увидели анимацию уже в зрелом возрасте, то они лишь соглашались с Бардиным. Когда рушится брак, из-за несознательных родителей могут страдать дети. Интересно, что веревку-мужа в мультфильме озвучил сам режиссер.
«Непьющий воробей» об алкоголизме
Карикатурный мультфильм «Непьющий воробей» режиссёра Леонида Амальрика снят по мотивам одноименной басни Сергея Михалкова. В центре простого сюжета – воробей-трезвенник, который получил приглашение на большой банкет. Главный персонаж понимает, что на таком мероприятии ему придется выпивать, а если посмеет отказаться — все обидятся.
За двадцать минут анимации Амальрик показал расхожую бытовую картину. Принципы героя, желающего следовать здоровому образу жизни, комично (а скорее трагично) рушатся из-за парадоксального желания потакать обществу. Лента очень ярко передает картинку широкого русского застолья, неизбежно несущегося к неприятной финальной развязке. Милые птички вокруг воробья сначала наперебой стыдят его за предпочтение безалкогольных напитков, после чего в итоге спаивают и винят во всех возможных грехах.
Дженне Ортега – исполнительница главной роли сериал «Уэнсдэй». Ее мрачная, но невероятно харизматичная Уэнсдэй сегодня вызывает сплошной восторг, как у зрителей, так и у критиков.