Начавшаяся в марте 1971 года война за независимость Бангладеш привела к тому, что Восточный Пакистан стал новым национальным государством. В 50-ю годовщину ее начала четыре эксперта оценивают наследие войны.

‘Национальное государство-это ядовитый дар европейской колонизации’
“Dead Reckoning: Memories of the 1971 Bangladesh War” (Hurst, 2011).
Создание Бангладеш было упущенной возможностью для Индии обратить вспять британский раздел Бенгалии. Это было ошибкой суждения из-за склонности Индии думать в терминах того, как нанести ущерб Пакистану, а не того, что может принести пользу Индии.
В конце войны 1971 года Пакистан был в смятении, и индийская армия контролировала территорию Восточного Пакистана. Если бы Индира Ганди аннексировала его в качестве нового штата Восточная Бенгалия в составе Союза Индии и предложила шейху Муджибу пост главного министра, он, судя по всему, согласился бы. У него было мало вариантов. Индия ответила железным кулаком на любые сепаратистские тенденции в границах, завещанных ей англичанами, удерживая большие участки территории под военной оккупацией, без конституционной защиты. К 1975 году Индира Ганди аннексировала Сикким и разбила “Льва Кашмира” шейха Абдуллу, который согласился стать главным министром Джамму и Кашмира.
Создание Бангладеш также укрепило концепцию “национального государства”, ядовитого дара европейской колонизации, вместо того чтобы стимулировать размышления об альтернативных формах политической организации. Хуже того, это укрепило ошибочное представление о том, что государственность и формирование государства могут основываться на особой идентичности – “бенгальской” в данном случае, а не “мусульманской”, которая была основой для Пакистана. Пакистан прекратил свое существование в 1971 году, когда создание Бангладеш разрушило его смысл существования. Но Бангладеш была для бенгальцев такой же страной, как Пакистан-родиной мусульман Южной Азии. Почти половина бенгальцев в мире не жила в Восточном Пакистане и не желала становиться бангладешцами, да и Бангладеш не хотела их. Продолжающееся шаткое положение индусов в Бангладеш показало, что быть бенгальцем недостаточно.
В 1947 году многие бенгальские индусы поддержали раздел, чтобы избежать правления мусульманского большинства в демократической Индии. Продолжение раздела в форме Бангладеш со стороны якобы светского индийского правительства в конечном счете способствовало политическому пространству для подъема индуистского национализма в Индии.
“Пакистанское правительство никогда не извинялось за геноцид, который оно совершило”
Нахид Афроуз Кабир, профессор истории Университета БРАЧ, Дакка, Бангладеш.
Сейчас, когда мы празднуем 50-летие независимости Бангладеш, я горжусь своей бангладешской идентичностью. Тем не менее, когда я (с моими родителями) жил в Карачи в тогдашнем Западном Пакистане с 1964 по 1970 год, я лично наблюдал, как Западно-пакистанское правительство лишило народ Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) их экономических, культурных и политических прав. Затем с 25 марта по 16 декабря 1971 года пакистанское военное правительство прибегло к геноциду против бангладешцев, в то время как многие бангладешцы присоединились к Освободительной войне. Индия предложила помощь бангладешцам, предоставив им убежище и обучив их борцов за свободу. Индия окончательно разгромила пакистанские войска в начале декабря 1971 года.
Бангладешцы проявили стойкость в деле национального строительства и добились успехов во многих областях. Теперь в Бангладеш есть женщина-премьер-министр Шейх Хасина. Она добилась успехов в области образования и преуспела в крикете и швейной промышленности. Покойный сэр Фазл Абед основал в Бангладеш крупнейшую в мире неправительственную организацию БРАК. Система микрокредитования Грамин-банка профессора Мухаммеда Юнуса, лауреата Нобелевской премии мира, помогает бедным, в основном женщинам, выбраться из нищеты. Бангладеш также приняла около 1,3 миллиона беженцев-рохинджа.








