Выжженная земля
Объяснить причины, по которой произошла имигрирация казаков на Восток может одно событие, произошедшее за два десятка лет до прибытия русских в Пекин.
В 1665 году на, до сей поры неизведанную русскими людьми, дальневосточную реку Амур пришла группа казаков, 84 человека с Никифором Черниговским во главе. Они были бунтовщиками, поднявшими восстание в Илимском остроге, убив при этом Лаврентия Обухова, воеводу, который долгое время жестоко притеснял их.
Беглецами было основано поселение на Амуре – Албазин, в котором они хотели жить свободно. Их надеждам было суждено сбыться. Официально Албазино не признавалась властями Российской Империи, однако казакам удалось наладить отношения с местными жителями. И не смотря на то, что они считались преступниками, собранный налог регулярно отправлялся в Москву, с использованием Нерчинского острога. В результате, царь Алексей Михайлович простил бунтовщиков, даже тех, которых приговорил к смертной казни за убийство воеводы. С 1669 году управлять Албазинским острогом начал присланный из Нерчинска приказчик, а поселение официально признали частью России.
Однако на новом месте у казаков завязались весьма натянутые отношения с соседями – маньчжурами. В лето 1670 году острожек был взят в осаду многочисленным конным маньчжурским войском.
Однако нападение удалось отбить, но атаки воинов Поднебесной с той поры стали для казаков обычным делом. Неприязнь маньчжуров к русским имеет достаточно простое объяснение. Причиной стал Ерофей Хабаров, которые прошелся по этой земле огнем и мечом, разграбляя города дауров. Неспроста получил свое название и Албазин, он стоял на месте сожженного дотла города, под управлением местного князя Албазы. Многие из дауров отправились в Китай, чтобы спастись от русского «первопроходца», сохранив в душе, желание отомстить и возвратить свои земли. Свои планы на даурскую территорию были и у правителей Циннской империи.
Албазинское побоище
12 июня 1685 года у Албазина собралось маньчжурское войско в количестве пять тысяч человек. В его составе была тысяча конных, 2800 пехотинцев и 1200 рабочих, призванных возводить сооружения для осады. Кроме луков и различного холодного оружия, они привезли 45 больших и малых пушек, а также около сотни пищалей, отбитых у русских в боях. Осажденные смогли противопоставить нашествию всего 450 человек, в основном служилых, промышленных и торговых людей и крестьян. Вооружены они были лишь тремястами пищалями и тремя пушками. Несмотря на численные перевес, казаки смогли продержаться в обороне десять дней. 16 июня маньчжуры попытались взять крепость штурмом, но не смотря на то, что башни были разрушены пушечным огнем, были сожжены амбар, церковь, у осажденных заканчивался порох и свинец, казаки все же держались. Маньчжурский военачальник Лантань решил обложить стены хворостом и поджечь. Лишь после это Толбузин согласился пойти на переговоры с маньчжурами. Условием капитуляции было позволить выжившим русским уйти с пожитками в Нерчинск. Однако после того, как казаки прекратили обороняться, китайцы забрали все имущество и увели в плен женщин и детей. Однако Лантань, был восхищен бесстрашием, с которым вели оборону казаки и предложил им пойти на службу к императору. Для того, чтобы не потерять свои семьи, согласие дали 45 человек. Остальным пришлось пешком «нагим, босым и голодным» добираться до Нерчинска.
Однако история штурма на этом не завершилась. После истечения пяти дней с момента прихода беженцев, воевода Нерчинска отправил в места сражения разведывательный отряд в количестве 70 казаков. Тем удалось выяснить, что маньчжуры покинули разрушенную крепость. Было решено отправить туда новое войско, и возвести еще один острог на месте уничтоженного. К июню 1688 года строительство завершили, но уже в июле она вновь была осаждена маньчжурами. Однако, не смотря на численный перевес, в этот раз маньчжуры взять ее не смогли. Осада длилась несколько месяцев. В начале декабря в Албазине было всего 150 человек, из которых способных держать оружие было лишь 45. Однако и маньчжуры лишились значительной части своей армии. В лагере свирепствовали различные болезни, страдали они и от голода, так как китайские корабли с провиантом не могли подойти из-за льда, сковавшего реку. Даже после получения приказа о снятии осады 30 ноября, из-за прибытия в Москву посла Федора Головина, маньчжуры не смогли покинуть свои позиции до весны, потеряв еще очень много воинов.
В мае 1687 года в осажденной крепости оставалось всего 67 человек, но все равно казаки не сдавались. Более того, для введения врага в заблуждение об их положении, Бейтон отказался от помощи маньчжурских лекарей, и даже послал им на Пасху пудовый пшеничный пирог, несмотря на царивший в крепости голод. Это мужество сыграло огромную роль в дальнейших переговорах по определению новых дальневосточных границ, так как, на пример Албазина, Циннская империя понимала, что русские не уйдут без боя.
Рота желтого знамени
Все это время «добровольно перешедшие» на службу императора казаки надеялись на освобождение. Но после подписания Нерчинского договора последняя надежда на возращение на родину была утеряна. В документе был прописан пункт о том, что «беглецы, которые до сего мирного постановления как с стороны царского величества, так и с стороны бугдыханова высочества были, и тем перебещикам быть в обоих сторонах безрозменно». Тех же кто все же пересекал границу, следовало возвращать обратно пограничным воеводам. Таким образом, албазинцы оказались в Пекине. Император отнесся к казакам достаточно благосклонно, выделив им для жизни кусок земли во «Внутреннем городе». Русские получили возможность сохранить свою православную веру. Им даже позволили использовать для богослужений буддийский храм, позже превращенный священником Максимом Леонтьевым в часовню Николая Чудотворца. Казаков причислили к воинскому сословию, определив к желтому знамени маньчжурской гвардии, называя их Орос ниру( «Русская рота»).
В России тем временем произошел переворот, приведший к власти Петра I. Узнав о существующем в Китае поселении русских, Петр сразу осознал, что это дает большие перспективы в торговле и политике. 18 июня 1700 года им был издан указ по распространению православия на китайских землях. Правда выполнить волю царя смогли лишь по истечению 16 лет, но уже с 1716 Года в Пекин регулярно отправлялись духовные российские миссии.
С той поры минуло уже более трех столетий. На территории Китая в данный момент живет около 250 человек, которые относят себя к прямым потомках албазинцев. Естественно, что благодаря смешанным бракам они почти полностью утратили черты славян, поменялись и фамилии: бывшие ранее Яковлевыми превратились в Яо, Дубиниными – Ду, Романовыми – Ло. Однако православная вера сохранилась у большинства казаков. И у них до сих пор сохранилась память о событиях в крепости Албазин, благодаря которым они оказались в Китае, память о героизме своих предков.