Кастрация – одно из самых древних и самых загадочных явлений в истории человечества. На протяжении веков отношение к скопцам менялось от ненависти и презрения до обожания и преклонения. Даже в XX веке общество не утратило интереса к этим удивительным людям, наделённым ангельскими голосами, ни лишённым многих биологических функции.
Казнить нельзя – кастрировать!
Сейчас почти невозможно точно определить, когда впервые было произведено оскопление, но известно одно – кастрация явилась одним из самых первых наказаний. Лишение человека способности к воспроизведению потомства становилось для несчастного хуже смерти. Кастрат был предметом насмешек в обществе, его изгоняли из всех жилищ, в итоге преступник сам накладывал на себя руки, избавляя правосудие древности от процедуры казни.
Подобным способом ассирийцы карали вообще всех преступников за любое правонарушение. В Египте же кастрация применялась к мужчинам, обвиненным б супружеской неверности. В стране фризов (Нидерланды) так наказывали воров, ограбивших храм.
Существенный вклад в перемену взглядов на оскопление как вид наказания внесли в I веке н.э. императоры Домициан и Нерва. При их правлении кастрация была запрещена, однако во времена упадка империи вновь восстановлена.
Скопцы и религий
Только языческие религии одобряли и даже поощряли оскопление. Особенно прославился в этом культ богини Артемиды в Эфесе, который требовал службы евнухов и девственниц, и финикийской Ас-тарты в Иераполе. Мужчины, поклоняющиеся Астарте, во время обрядов, взвинтив себя до безумного состояния, оскопляли друг друга, после чего продолжали служить богине, но уже в женской одежде.
Что касается таких религий, как мусульманство и христианство, то здесь хотя и пользовались услугами скопцов, но это мало соответствовало религиозным писаниям. В первом случае сам пророк Мухаммед вполне определенно высказался, что “тот, кто оскопляет сам себя или другого, не является моим последователем”. Однако содержание большого числа жен требовало серьезной и безопасной охраны. А кто лучше евнуха мог справиться с поставленной задачей? Таким образом, сторонникам Мухаммеда все же пришлось нарушить заповедь своего кумира.
С христианством же произошел вообще трагический случай, вызванный следующими словами Иисуса: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”. Эту фразу, сказанную в переносном смысле (речь шла о безбрачии, а не о физическом увечье), богослов Ориген понял буквально. Совершив над собой эту жестокую операцию, он стал одним из первых в христианстве, кто, сам того не желая, невольно возродил культ Астарты.
Только в 325 году н.э. был положен конец распространившейся моде на самокастрацию. Тогда на Никейском соборе постановили не пускать в священство тех, “кто себя оскопил”. Именно там после споров и раздумий пришли к выводу, что кастрация все же присуща языческим обрядам. Однако даже такой важный документ не решил проблемы кастрации среди священников.
Пьер и Элоиза
Он – Пьер Абеляр, студент теологии, подающий большие надежды. Она – Элоиза, племянница каноника Парижского собора. Будущее сулило молодым людям счастливую судьбу. Юношу ждала блестящая карьера философа-проповедника, девушка вскоре должна была стать одной из самых прекрасных светских дам своей эпохи.
Но студенту, как бы умен он ни был и в какой бы век он ни жил, нужны деньги. Красавице тоже, чтобы сиять в обществе, кое-что требуется, а именно – хорошее образование. Дядюшка нанял для Элоизы в качестве учителя студента-отличника.
Молодые люди влюбились друг в друга. Вскоре их разговоры перестали быть только беседами на религиозные темы, а встречи происходили даже ночью. Пьер отказался вступать в монашеский орден, а Элоиза не захотела становиться светской дамой. Они тайно обвенчались, молодая женщина родила сына, их маленькая скромная семья была самой счастливой семьей на свете. Грозный дядя узнал о художествах своей племянницы и ее учителя. Он обвинил Пьера в изнасиловании Элоизы, а после приказал своим людям оскопить несчастного студента…
Музыка
И все же только неправильное понимание Библии или чья-то злая воля делали из священников евнухов. Внезапно, а именно – с 1588 года, на церкви произошло нашествие кастратов, и причиной такого странного явления стало пение. Дело в том, что пению в христианской религии отводится довольно важное место. В том самом 1588 году Папа Сикст V, борясь с проституцией, запретил женщинам выступать на сценах театров, включая и церковный хор.
Впрочем, женщин-певиц католическая церковь и раньше не жаловала, поэтому службы сопровождались пением мальчиков. Однако и здесь были свои трудности, так как мальчиков-хористов в связи с ломкой голоса приходилось часто менять, а это требовало больших расходов. Пытались, правда, детское сопрано заменить фальцетом, но такие замены отрицательно сказывались на звучании. Таким образом оставался один разумный выход – задействовать певцов-кастратов.
Известно, что греческая церковь еще в XIII веке пользовалась услугами певцов-евнухов. С какого же века католическая церковь стала набирать себе кастратов, сказать трудно. В папском хоре в 1562 году пел некий падре Сото, записанный в документах Ватикана как фальцет. Однако, по свидетельствам современников Сото был все же евнухом, следовательно, Ватикан давно использовал кастратов, В 1599 году Папа Сикст V издал буллу, по которой в хор собора Святого Петра были внесены изменения так, чтобы в него вошли четверо певцов-кастратов. Таким образом было узаконено то, что делалось ранее незаконно.
Расцвет и финал
Итак, возник странный парадокс: с одной стороны – разрешение на использование кастратов в хорах, но с другой – сам процесс оскопления считался преступным, и виновных в нем следовало отлучать от церкви. Но, видимо, даже такая мера не смогла победить размах увлечения кастратами, который охватил общество.
Пик расцвета кастратизма пришелся на XVIII век. Сохранились свидетельства о том, что только в Италии было оскоплено более 5 ООО мальчиков. Кастрация превратилась в гарантию надежного обеспеченного будущего для сыновей бедняков. Идя навстречу интересам потребителей, многие лавки и цирюльни организовывали у себя пункты, где делалось оскопление, о чем они и писали на вывесках: “Здесь оскопляются мальчики”.
Певцы-кастраты сколачивали баснословные состояния. Они были желанными гостями в самых богатых домах. Такие композиторы, как Гендель, Глюк, Россини, создавали музыкальные шедевры, предназначенные для голосов кастратов.
И вдруг среди повального увлечения евнухами на свет вновь всплыло древнее постановление Никеиского собора. Папа Бенедикт XIV вел долгие споры с епископами по поводу запрещения оскопления. Но, видимо, придя к выводу, что общество еще недостаточно созрело для принятия столь важного решения, в 1748 году Папа дал отрицательный ответ противникам кастрации.
Лишь XIX век положил конец этому утонченно-жестокому пристрастию. В 1898 году Папа Лев XIII отправил на пенсию всех певцов-кастратов. В 1903 году Папа Пий X издал запрет об использовании евнухов. В 1922 году умер последний профессиональный певец-кастрат Апессандро Иорески, который, как и его давний предшественник падре Сото, числился как сопрано.
И все же даже в XX веке кастрация не исчезла полностью. Она сохранилась до нынешнего времени в религиозной общине хиджров. Хиджры – это секта, состоящая из мусульман и индусов. Объектом их поклонения является Бхарукра Мате, богиня из Гуджрата. Как Астарте или Артемиде, ей тоже служат скопцы. Кастрированные мужчины под руководством старшего, гуру, зарабатывают нищенством и знахарством деньги для общины.
Несколько лет назад власти пытались бороться с сектой, но встретили со стороны простого населения такой мощный отпор, что им пришлось отступить и оставить в покое хиджров. Представители секты знают старинные способы лечения, к ним часто обращаются за советом во многих житейских делах, кроме того, люди верят, что благословение или благодарность хиджра принесут счастье тому, к кому они обращены.
Автор: Н.Гуревич
Источник: Интересная газета. Невероятное №10 2011 г.