Жизнь дают родители… Бог, граждане, в этом вопросе ни при чём. И родители, собственно, несут ответственность за то, каким вырастает их ребёнок. Даже если ребёнок здоров, но проявляет явно нездоровые тенденции, их надо вовремя замечать и пресекать строжайшим образом, чтобы в будущем включалась голова, а не инстинкты. Древнегреческие же законы, которыми до настоящего времени пугают учащихся младших классов некоторые наши учителя, рассказывая о том, что непослушных или неполноценных детей греки бросали в пропасть, попросту являются …мифом.
Исключительная мера
Если мы обратимся к источникам, рассказывающим о Спарте – мощнейшей военной державе Греции, в нашей памяти обязательно останется этот эпизод; людей бросали в пропасть – и это считалось одной из самых позорных и бесчестных смертей. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует отнести на гору Тайгет и сбросить в пропасть, Применялся этот способ казни и в Афинах, Коринфе, в Дельфах, в Фессалии и в друтх местах в отношении пленных, преступников, предателей и еретиков. Помимо очевидных физических мучений, считалось, что сие наказание влекло за собой и метафизические последствия: тело оставалось не погребенным.
Кеадас в Спарте и есть то самое мрачное место, с которым связан известный всем принцип суровой спартанской жизни. В это ущелье 600 метровой глубины спартанцы бросали, как гласит легенда, кроме осужденных на смерть преступников, еще и больных проказой, инвалидов, увечных младенцев. Сейчас это место отождествляется с пропастью возле поселка Трипи (в 10 км ксеверо-запа-ду от Спарты) – если верить описаниям древнего путешественника Павсания, Плутарха и других, а также французского исследователя О.Райе, который посетил ее в 1879 году.
В Кеадас спартанцы сбросили героя Второй Пелопонесской войны Аристомениса Анданиевса, а следом за ним – 50 пленных. Также туда последовал и труп царя Павсания, который был приговорен к казни за государственную измену. То есть, согласно древним источникам, упоминаются в основном осужденные за преступления или военнопленные.
Как же возник миф об убиении слабых детей?
Истребление младенцев
Началось все с Платона. Древнегреческий философ в своем труде “Государство” предложил подобное убийство слабых младенцев в классических Афинах. Однако за кровожадные мечты Платона в результате ответила Спарта. Подхватил Плутарх, который в жизнеописании Ликурга назвал место, куда спартанцы скидывали младенцев. В частности, древний историк пишет, что родители каждого новорожденного приносили его на суд старейшин, которые осматривали младенца и выносили вердикт. Если находили здоровым и трудоспособным – передавали в город на воспитание, если же находили уродства, то оставляли в так называемых апосетас – ямах или колодцах, чтобы погиб сам и не создал проблем в последующей своей жизни для государства. Подобная судьба была уготована только детям с тяжелыми врожденными уродствами или детям от нежелательной беременности. Они всегда и везде были изолированной группой и всегда являлись изгоями общества. Но, согласитесь, само по себе убийство таких детей противоречит врожденным человеческим чувствам, нарушает не только законы природы, но и юридические нормы.
Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Однако это было состязание: мальчики гордо соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. У этого соревнования даже было своё название – “диамастигосис”, и происходило оно каждый год.
Такого рода развлечения были популярны всюду в древние времена – а чем ещё, скажите, было занять народ? Публичных шоу не было, пение песен, изготовление глиняной посуды или шитье хитонов не для всех были радостным занятием. Поэтому кулачные бои на Руси, гладиаторские бои, коррида или рыцарские турниры в просвещенной Европе были теми самыми зрелищами, которые являются вторым требованием нормальной человеческой жизни – после хлеба.
И еще о важном. В древнем праве вследствие полноты родительской власти убийство родителями детей считалось менее наказуемым, чем простое убийство; так, по уложению Алексея Михайловича, предписывалось родителей за убийство детей “посадить в тюрьму на год, а, отсидев в тюрьме год – приходить им к церкви Божией объявлять тот свой грех всем людям вслух, а смертию отца и матери за сына или дочь не казнить”. Это было спустя тысячелетие после Спарты и в России – дикой и византийской.
Не места казни, но могильник казненных?
Если верить Геродоту, казни осужденных и пленных происходили всегда по ночам. Отсюда всевозможные интерпретации; это могли быть ритуалы, связанные с некими предначертаниями богов, и психологические причины, и стремление тайно казнить спартанца и скрыть это от общественности. Кроме того, мы знаем, что казни происходили и в существовавших тюрьмах, в основном через повешение, по крайней мере, ещё до Геродота. Кеадас нигде не упоминается и бросание в пропасть как способ казни тоже. Возможно, Кеадас использовался как место, куда сбрасывали уже мертвые тела после казни?
У нас очень мало свидетельств казней в Спарте, но еще меньше сведений касательно наказаний, которые там практиковались. Древние упоминания об убийствах детей в Спарте не отличаются правдивостью, крайне ограничены и характеризуются неопределенностью как по месту их совершения, так и по возрасту или персональным данным. Однако, несмотря на это, в наше время эти мифы получили широкое признание и распространение вплоть до школьных учебников, не имея под собой никакой доказательной базы. Кстати, а международной историографии такие ссылки оспариваются или полностью игнорируются.
Исследователи и находки
Во время проведения в 1904 году археологических исследований, некоторые найденные артефакты позволили группе иностранных археологов предположить, что древние спартанцы бросали в пропасть детей-инвалидов, потому что те, дескать, были в тягость обществу и не представляли для него пользы. Научная группа базировала свои догадки на размере костей, обнаруженных в ходе раскопок и приписанных маленьким детям. Мир содрогнулся открытию.
В 1956 году, спустя полвека, был проведен углеродный анализ данных находок, в результате которого было установлено: кости принадлежали не детям, а взрослым мужчинам и женщинам. Только 15% найденных могло быть отнесено к несовершеннолетним. В 1980-2000 годах район Спарты испытал настоящий наплыв археологов, спелеологов и альпинистов, которые спускались в ущелье и сообщали миру самые разнообразные данные относительно артефактов, которые там находятся.
Были найдены человеческие кости; они в большинстве принадлежат взрослым и только один скелет ребенка, который, скорее всего, случайно упал в Кеадас, Вместе с костями были обнаружены наконечники стрел и копий, и застрявший на острие стрелы фрагмент черепа. Многие пришли к выводу, что большинство тел, которые были сброшены вниз, были уже мертвы.
В любом случае, не было найдено подтверждений о наличие костей новорожденных или младенцев, биологический возраст которых составлял бы 1-4 года или 5-10 лет. Два найденных черепа соответствовали биологическому возрасту 50 лет, несколько костей принадлежали подросткам 14-17 лет, части лобной кости и верхней челюсти в единичном экземпляре принадлежали подростку 12 лет. Все это, конечно, не может свидетельствовать о системе убиения младенцев в Кеадасе.
Вместо послесловия
Выводы о чистках в военном обществе спартанцев, преувеличенной роли физического идеала в семейных и личных делах, об общежитейском характере спартанского общества идут в основном от Плутарха. Он и является архитектором мифа о Спарте. И, конечно же, его примеры умышленного убийства спартанских младенцев по евгеническим причинам, как мы убедились, вызывают серьезные сомнения. В сказку о красивых идеальных спартанцах и жестоких убийствах ими детей-инвалидов также не вписываются такие известные представители их общества какими были слепой поэт Тиртэос, король Спарты Агесилай (врожденная хромота) и многие другие “неполноценные” известные личности, упоминающиеся в официальной исторической науке и дожившие до глубокой и почетной старости.
Характерно также то, что однажды один хромой спартанец, который отправился на войну, сказал фразу, которая и сегодня может быть признана разумной: “На войне нужны люди, которые будут оставаться на месте, а не те, которые полагаются на свои ноги и бегут”.
Автор: В.Кривушин, доцент