Керамическая плитка широко использовалась в таких древнейших государствах, как Древняя Греция, Вавилония, Древний Египет, Древний Рим и другие. Здесь её производство зародилось ещё в период II-I тысячелетий до н.э.. Эти страны стали первопроходцами в части освоения технологий изготовления керамической плитки и её аналогов. Их опыт во многом даже до сих пор очень ценен и практически применим, например при изготовлении плитки для ванны керама марацци
Первые образцы керамической плитки для большинства населения древнейших стран были недоступны из-за своей дороговизны. Поэтому они использовались преимущественно для декорирования центральных городских построек: храмов, дворцов и домов знати.
В Вавилонском царстве во времена царя Новуходоносора (605–562 гг. до н.э.) были построены ворота, покрытые полностью прототипом современной керамической плитки – глазурованным кирпичом синего цвета. Посвящалась эта композиция богине Иштар. На поверхности плитки изображались львы и мифические драконы.
Этот пример отделки вовсе не является исключительным. Во многих вавилонских храмах при раскопках обнаруживаются фрагменты кладки из глазурованного кирпича. В виду ритуальности места, существовала необходимость подобрать материал, который смог бы превратить храм в нечто необыкновенно красивое, запоминающееся. Первые прототипы керамической плитки служили для этой цели как нельзя лучше. Они были необыкновенно красивы. Это был первый строительный материал, который смог внести в отделку древних зданий такую широкую палитру цветов наряду с высокой прочностью и долговечностью. Глазурь, наносимая на кирпичи, имела толщину несколько больше 1 см. Такой прочный защитный слой и сумел донести эти образцы древнейшего творчества до наших дней. Ныне реконструкции сохранившихся фрагментов храмов и стен городов представлены вниманию всех желающих в различных музеях мира.
Основными мотивами рисунка на вавилонской плитке являлись изображения животных, растений, письменных символов и человека. Практика нанесения иконных изображений человека на поверхности керамической плитки впервые широко была опробована мастерами именно этого древнего государства.
Глазурованный кирпич также широко использовался и при украшении древнеегипетских сооружений. В эпоху Нового Царства была построена гробница царицы Хатшепсут (II тыс. до н.э.). Помимо прочих элементов для её украшения использовался глазурованный кирпич, на котором были изображены элементы природы, порхающие птицы. Другой найденный при раскопках древнеегипетских гробниц фрагмент плиточной кладки был изготовлен из фаянса. Такая разновидность керамической плитки уже более близка к современной по форме. Она значительно тоньше кирпича, но довольно проста в художественном исполнении, так как не несёт на своей поверхности целостного изображения, а являлась лишь цветовым элементов в общей кладке.
При раскопках древнеперсидского города Сузы, было найдено изображение крылатого сфинкса, выложенного из глазурованного кирпича. Этот рисунок украшал дворец царя Дария, построенный в V веке до н.э.
Однако в этих же Сузах и другом древнеперсидском городе Персеполе была найдена плитка толщиной в 1 см формата 15 × 15 см, очень похожая на образцы современной керамической плитки. Считается, что там и зародилась керамическая плитка в современном её понимании.
В то время технологии были ещё не столь совершенны, знания о производстве материалов имелись разрознённые, которые, к тому же, часто держались в секрете. Поэтому повсеместно на территории древних государств возникают достаточно разные по технологии производства кладки из керамической плитки. Безусловно, древнейшим аналогом керамической плитки по праву считаетсяглазурованный кирпич. Но практически одновременно с ним развивались и такие виды облицовочных покрытий, как мозаика и терракотовая плитка.
Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о появлении мозаики. Она гласит о том, что когда-то в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё, и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу. Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.
Мозаичными полотнами выстилались полы в древнеримских термах (общественных банях). Полы домов зажиточных горожан Древнего Рима и Греции были покрыты мозаикой. Керамическая мозаика находит также массу применений и в античную эпоху. Развитие мозаичной художественной школы шло на протяжении многих веков вплотную с производством традиционной керамической плитки. В некоторых моментах эти направления пересекались. Они и сейчас в дизайне современных помещений воспринимаются, как единое целое. Как два лика одной единой сущности.
Куда ближе по исполнению к современной плитке являются древние терракотовые плиты. «Терракота» в переводе – «обожжённая земля». Такая плитка не отличалась большим разнообразием цвета. На неё не наносилась глазурь. В основном она служила для облицовки зданий, придания фасадам более интересной формы.
Например, при раскопках в городе Сарды, столице некогда могущественного Лидийского царства, были обнаружены фрагменты терракотовой плитки датируемой VI веком до н.э., которая использовалась для отделки стен жилых домов и гражданских зданий. Использование терракотовой плитки было обусловлено тем, что качественно обработанного камня в те времена не было, поэтому наружная отделка зданий завершалась с её помощью.
Древнеримские храмы отделывались разноцветными терракотовыми плитками, мозаикой, резными украшениями и скульптурами.
В Древнем Китае тоже производили терракотовую керамическую плитку. Свидетельством тому является найденный фрагмент терракотовой плитки с изображением стражников Дня и Ночи. Датируется эта плитка I–II в. до н. э.
Древние греки при строительстве своих храмов также использовали терракотовую плитку. Метопы в храме Аполлона в Ферме представляли собой терракотовые плиты с художественной росписью. Построенный в VII веке до н.э., этот храм подвергался реконструкции в более поздние периоды. Однако не остаётся сомнений в том, что отделка терракотовыми плитками осуществлялась непосредственно при его строительстве.
Как раз в этот период технология отделки недостаточно обтёсанных каменных плит терракотовой плиткой достигла своего совершенства. В конце VII – начале VI вв. до н.э. этот приём широко использовался на территории многих древнейших государств. Наиболее часто такая технология применяется на территории Южной Италии и Сицилии. Производились терракотовые архитектурные украшения в основном в городе Коринф. Примеры исполнения облицовки по этим технологиям применяются в архитектуре Афин. Крепостные стены этого города снабжались вдоль защитной крыши декоративным бордюром из терракотовой плитки.
Дальше постепенно находит распространение плитка, близкая по исполнению к современной. Она не такая толстая, как кирпич, и намного красивее терракотовой плитки. Расцвет её производства датируется концом I тысячелетия до н.э.– началом I тысячелетия н.э.. Технологии того времени позволяли создавать плитку с разноцветной глазурью, на которой изображались сложные рисунки различной тематики. Каждая страна вносила в узоры плитки свой местный национальный колорит.
До наших дней дожила, например, окрашенная и глазурованная плитка, найденная в месопотамском городе Нимруд, датируемая приблизительно 880 годом до н.э.
Ещё один образец плитки, имеющий синий цвет с замысловатым фигурным узором, как считается, тоже принадлежит Месопотамии той же эпохи.
Древнеперсидская керамическая плитка была несколько более яркой с замысловатыми узорами. Сейчас похожие черты унаследовала плитка в восточном стиле. На плитке изображались мотивы из жизни этого народа, элементы природы и культовые символы.
Есть образцы глазированной плитки современных пропорций и среди вещей, найденных при раскопках на территории Вавилонского царства. В городе Сузы было найдено панно из керамической плитки, которая датируется I тысячелетием до н.э. На нём изображены мифические животные и элементы природы древнего государства.
Не редко на плоскости керамической плитки встречаются и различные изображения сцен из повседневной жизни жителей древнейших стран.