Кобуксон: судно-черепаха

Идея добиться военного превосходства над противником за счет использования каких-нибудь технических новшеств, столь популярная сегодня, на самом деле отнюдь не нова. Так, Леонардо да Винчи предлагал герцогу Сфорца что-то вроде башни на колесах с приводом мощностью в несколько человеческих сил, Вольтер своими «бронированными колесницами» пытался увлечь Екатерину II, а уж сколько бредовых идей предлагали изобретатели всех мастей Гитлеру и Сталину – и не сосчитать…
А вот корейскому адмиралу Ли Сунсину с одной такой новинкой, можно сказать, повезло. Если он ее и не сам придумал, то, вне всякого сомнения, с успехом применил. Речь идет об уникальном для Средневековья оружии, называвшемся кобуксон, или корабль-черепаха.

Броненосец с головой дракона

 

Кобуксон – первый в мире броненосец?
Кобуксон – первый в мире броненосец?

Первые записи о кобуксонах были сделаны между 1413 и 1415 годом в «Анналах династии Чосон». Эти суда исполняли функции кораблей-таранов и использовались против чжурчжэньских и японских морских пиратов. Однако ввиду затишья в боевых столкновениях на море использовать их вскоре перестали. Положение изменилось, когда японцы в 1592 году начали вторжение в Корею. Поскольку снабжение армии захватчиков осуществлялось по морю, было очевидно, что тот, кто будет властвовать на море, в итоге победит в сухопутной войне.
В своем рапорте, написанном 14 июня 1592 года, Ли Сунсин писал: «Под угрозой возможного вторжения японцев я построил корабль-черепаху с драконьей головой, установленной на носу. Через пасть драконьей головы можно стрелять из орудия. Верхняя палуба усеяна железными шипами (против вражеской абордажной команды). Экипаж корабля может наблюдать за неприятелем, при этом оставаясь невидимым извне».
Ли Бун, племянник Ли Сунсина и очевидец Имджинской войны между Кореей и Японией, кратко упоминал в своей биографии, что верхняя палуба такого корабля была покрыта пластинами с заостренными шипами. И хотя он не привел никаких подробностей о форме, размерах и материале этих пластин, это дает право многим исследователям называть кобуксон первым в мире броненосцем. 

Продуманная конструкция

Известно несколько различных вариантов конструктивного исполнения корабля-черепахи, однако принято считать, что обычно их длина составляла 30-37 метров.
Нос украшала голова дракона. Кобуксон имел две мачты и два паруса. Кроме того, существовала возможность приводить его в движение при помощи весел. Удачная конструкция повышала маневренность – корабль мог развернуться практически на месте. На каждом из бортов располагалось по 10 весел и 11 пушек, а еще одну пушку устанавливали во рту драконьей головы. Кроме того, по две пушки располагалось в передней и задней частях кобуксона, что позволяло вести огонь сразу по всем направлениям. Экипаж состоял обычно из 50-60 бойцов и 70 гребцов. Несовершенство обводов не позволяло судну развивать высокую скорость, однако в то время с этим приходилось мириться, ведь другого-то не было. На картине, найденной в старом японском храме, кобуксоны изображены в виде трехэтажных конструкций, достаточно больших даже по сравнению с современными кораблями. На верхней палубе видны пушки, на средней – лучники, на нижней – гребцы. Впрочем, известно, что у страха глаза велики. А так как не японцы разбили корейцев, а наоборот, то неудивительно, что потерпевшие поражение изобразили корабли-черепахи столь внушительными.

А была ли броня?

 

Еще один вариант корабля-черепахи
Еще один вариант корабля-черепахи

Считается, что броня кобуксона могла состоять из шестиугольных железных пластин, каждая из которых снабжалась острым шипом для защиты от абордажа – излюбленного метода морского боя того времени. Помимо функции защиты от абордажных крюков они выполняли еще одну: предохраняли корабль от стрел и пуль. Впрочем, даже если такие пластины и имелись в наличии, вряд ли можно считать кобуксоны первыми в мире броненосцами. Дело в том, что толщина брони, с учетом уровня развития металлургии средневековой Кореи и прочих соображений, не могла быть значительной; наиболее вероятно, что это были тонкие, от нескольких до десятка миллиметров, листы железа, защищавшие суда от зажигательных средств. А обшитые металлом для предохранения от возгорания гребные и парусные военные корабли были известны еще в римскую эпоху и в средневековой Европе. Кроме того, большинство исследователей сомневаются в наличии брони на кобуксонах, так как нет однозначных свидетельств того, что их действительно покрывали железными пластинами. 

Исторические хроники свидетельствуют…

В одной из японских записей о морских сражениях в Корее приводится описание битвы, датированной 9 июля 1592 года. Там сказано: «Около восьми часов утра флот неприятеля (Ли Сунсина), составленный из 58 больших и 50 малых кораблей, начал атаку. Три корабля были „слепыми” (кобуксонами), покрытыми железом».
Так как нет рисунков корабля-черепахи, сделанных с натуры, первым его изображением считается иллюстрация в «Полном собрании сочинений Ли Сунсина», составленном в 1795 году (то есть спустя два века после смерти адмирала). Она идет вразрез с текстовыми сообщениями: хотя шестиугольная структура палубы и говорит в пользу наличия брони, отсутствие шипов вызывает сомнения в достоверности этого.
Что касается драконьей головы на носу судна, то, по одной из версий, ее использовали для устрашения неприятеля. По другой версии, в ней располагалась трубка, по которой в пасть дракона подавался едкий дым от сжигания смеси серы и селитры. В личных дневниках адмирала Ли Сунсина есть запись о том, что пасть дракона была настолько велика, что в ней устанавливалась пушка.

Вооружение совсем нешуточное

 

Фигуры корейских артиллеристов внутри корабля
Фигуры корейских артиллеристов внутри корабля

Кобуксон мог нести на борту более 30 пушек, что по тем временам было совсем нешуточным вооружением, хотя различные версии корабля могли иметь от 24 до 36 пушек. Благодаря тому что пушки располагались по всему периметру, стрельбу вели в любом направлении. На вооружении кобуксона стояло пять типов пушек, имевших даже собственные имена: Чхон («Небо»), Чи («Земля»), Хен («Черный»), Хван («Коричневый») и Сын («Победа»). Пушка типа Сын – самая легкая и стреляла на 200 метров, а Чхон, сконструированная талантливым корейским инженером Ли Чансоном, – самая мощная (дальнобойность 600 метров). Пушки Хен и Хван были орудиями среднего класса и обычно стреляли не ядрами, а огненными стрелами. 

Тактика применения

Ли Сунсин использовал кобуксон в качестве корабля для ближнего боя, в котором предполагалось таранить (то есть он должен был иметь еще и подводный таран!) и топить вражеские корабли. Во время боя кобуксон направлялся прямо на строй неприятельских кораблей и разрывал его.
Затем корабль-черепаха таранил одно судно противника, а остальные подвергал артиллерийскому обстрелу. Поскольку на палубе кобуксона люди отсутствовали, японцы прозвали его «мэкурабун» – «слепой корабль». Такое использование кораблей-черепах было зафиксировано в битвах у Танпхо, Окпхо и в Сачхонской битве 1592 года. Считается, что кобуксоны сыграли важную роль в победе Кореи в Имджинской войне, однако это явное преувеличение корейских историков. Во время вторжения Хидэеси (верховного правителя Японии) в составе корейского флота – всего от трех до шести кораблей-черепах, и умножить их количество было трудно, так как построить их очень дорого и сложно.

По-прежнему популярны

В XX веке было построено несколько кобуксонов в исследовательских и коммерческих целях. Частная организация под названием «Центр исследований кобуксона» изучила изначальную конструкцию корабля-черепахи и построила несколько образцов, вроде бы максимально приближенных к оригиналу. Они использовались для съемок южнокорейского телевизионного сериала «Бессмертный Ли Сунсин».
Другие макеты кобуксона в натуральную величину находятся в нескольких южнокорейских музеях, а возле города Йосу для туристов на воду спущен настоящий действующий корабль-черепаха. Ну а миниатюрные модели таких судов сегодня являются одним из самых популярных корейских сувениров. В КНДР была выпущена почтовая марка с их изображением. А вот на Западе увидеть кобуксоны можно только в компьютерных играх.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ
Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий