![](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting0.jpg)
Из всех художественных сред, доступных художникам сегодня, живопись маслом — одна из старейших. В музеях по всему миру хранятся всевозможные картины маслом, охватывающие эпоху Возрождения и современность. Эти работы демонстрируют, насколько универсальной и популярной продолжает оставаться масляная живопись. К сожалению, даже на сегодняшний день у историков и искусствоведов нет точного ответа, кто же на самом деле написал первую картину маслом. Тем не менее, есть некоторые подсказки, позволяющие проследить хотя бы часть истории многовековой художественной практики, которая живёт и сегодня.
Самые ранние известные картины маслом
![Картины маслом на стенах рядом со скульптурами бамианского Будды в районе Бамиан в Афганистане. Картины маслом на стенах рядом со скульптурами бамианского Будды в районе Бамиан в Афганистане.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting.jpg)
Самые ранние образцы масляной живописи восходят к седьмому веку. Археологи обнаружили их в исторической деревне Бамиан в Афганистане, рядом со скульптурами бамианского Будды, в бывшем месте торговли — шёлковом пути. Художники рисовали прямо на стенах и сохраняли свои работы, покрывая их толстым слоем лака. Несмотря на то, что эти фрески являются самыми ранними известными примерами масляной живописи, они невероятно сложны. Это наводит на мысль о том, что навыки рисования применялись и развивались задолго до этих изображений.
Теофил
![Слева направо: Знаменитый «Псалтырь королевы Ингеборг», около 1195 года, Музей Конде, Шантийи. Средневековый трактат Теофила о различных искусствах, 1125 год нашей эры. Слева направо: Знаменитый «Псалтырь королевы Ингеборг», около 1195 года, Музей Конде, Шантийи. Средневековый трактат Теофила о различных искусствах, 1125 год нашей эры.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting1.jpg)
Несколько столетий спустя немецкий монах, художник и писатель двенадцатого века Теофил включил описание масляной живописи в свою рукопись о различных искусствах, созданную примерно в 1125 году нашей эры. Он писал о процессе, который включал растирание красок с маслом для получения густой и ярко окрашенной пасты для рисования. Его техника относилась скорее к декоративной резьбе, росписям по дереву, скульптурам и фрескам, чем к изобразительному искусству. Вместо этого используется яичная темпера (связующие пигменты с яйцом), которая стала доминирующей техникой живописи для художников на протяжении всего средневековья на большей части западного мира.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как странные картины пионера жестового абстрактного экспрессионизма Ричарда Дибенкорна покорили мир искусскуства >>
Художники разных веков
![Мадонна канцлера Ролена, Ян ван Эйк, 1435 год. Фото: ocdn.eu. Мадонна канцлера Ролена, Ян ван Эйк, 1435 год. Фото: ocdn.eu.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting2.jpg)
Различные художники из Нидерландов популяризировали масляную живопись в эпоху Северного Возрождения пятнадцатого века. Затем их идеи распространились по всей Северной Европе и далее в Италию. Лидерами нидерландской школы были Ян ван Эйк и его брат Хуберт. Оба художника развили понимание того, как цветные пигменты могут смешиваться с маслами для создания сверкающих цветов и ослепительно реалистичных эффектов. Ван Эйк работал с многослойным процессом, подкрашивая поверхность яичной темперой, прежде чем покрыть её прозрачной глазурью из масляной краски. Эта техника позволила ему создавать сияющие, переливающиеся эффекты, когда свет проникал сквозь полупрозрачные слои краски.
![Пир богов Джованни Беллини и Тициана, 1514 год. Фото: blogfiles.naver.net. Пир богов Джованни Беллини и Тициана, 1514 год. Фото: blogfiles.naver.net.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting3.jpg)
Следуя примеру Ван Эйка, итальянский художник Джованни Беллини помог популяризировать масляную живопись в Италии. Как и Ван Эйк, он по-прежнему работал с темперной подкраской, но он также стал пионером таких техник, как импасто (толстые слои) и «мокрым по мокрому» для создания живых, выразительных и живописных результатов. По стопам Беллини пошёл его молодой протеже, художник-первопроходец эпохи Возрождения Тициан, который создавал ещё более свободные и выразительные картины, написанные исключительно маслом, оставляя на холсте видимые мазки и следы краски, тем самым революционизируя новый подход к созданию произведений искусства.
![Сдача Бреды, Диего Веласкес, 1634–1635 годы. Фото: wikipedia.org. Сдача Бреды, Диего Веласкес, 1634–1635 годы. Фото: wikipedia.org.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting4.jpg)
В шестнадцатом веке масляная краска стала основным живописным материалом в Венеции. К концу столетия венецианские художники стали искусными в использовании основных характеристик масляной живописи, особенно в использовании последовательных слоёв глазури. Льняной холст, после длительного периода развития, заменил деревянные панели в качестве самой популярной основы.
Одним из мастеров масляной техники семнадцатого века был Диего Веласкес, испанский художник в венецианской традиции, чьей технике часто подражали, особенно в портретной живописи.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как создатель Изенгеймского алтаря разрушал каноны эпохи Возрождения: Маттиас Грюневальд >>
Фламандский художник Питер Пауль Рубенс оказал влияние на более поздних художников в манере, в которой он использовал свои светлые, непрозрачные цвета в сочетании с тонкими, прозрачными тёмными тонами и тенями.
Третьим великим мастером масляной живописи семнадцатого века был голландский художник Рембрандт ван Рейн. В его работах одним мазком кисти можно эффективно передать форму; совокупные штрихи придают большую текстурную глубину, сочетая грубое и гладкое, толстое и тонкое. Система насыщенных белых и прозрачно-тёмных оттенков дополнительно усиливается эффектами глазировки, смешивания и тщательно контролируемым эффектом импастос.
![Слева направо: Конный портрет герцога Лерма, Питер Пауль Рубенс, 1603 год. Портрет маркизы Спинола-Дориа, Питер Пауль Рубенс, 1606 год. Слева направо: Конный портрет герцога Лерма, Питер Пауль Рубенс, 1603 год. Портрет маркизы Спинола-Дориа, Питер Пауль Рубенс, 1606 год.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting5.jpg)
Другим основным влиянием на технику более поздней станковой живописи являются гладкие, тонко раскрашенные, намеренно спланированные, плотные стили живописи. Очень многие работы, вызывающие восхищение (например, работы Яна Вермеера), были выполнены с плавными градациями и сочетаниями тонов для достижения тонко смоделированных форм и нежных цветовых вариаций.
Технические требования некоторых школ современной живописи не могут быть реализованы традиционными жанрами и техниками, однако, и некоторые художники-абстракционисты, и в некоторой степени современные художники в традиционных стилях, выразили потребность в совершенно иной пластической текучести или вязкости, которых нельзя достичь с помощью масляной краски и её обычных добавок. Для некоторых требуется больший диапазон нанесения толстых и тонких слоёв и более быстрая скорость высыхания. Некоторые художники смешивали крупнозернистые материалы со своими красками для создания новых текстур, некоторые использовали масляные краски гораздо большей плотности, чем раньше, и многие обратились к использованию акриловых красок, которые более универсальны и быстро сохнут.
Наши дни
![Слева направо: Класс, Марлен Дюма. Чтение, Герхард Рихтер. Слева направо: Класс, Марлен Дюма. Чтение, Герхард Рихтер.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2023/02/firstoilpainting6.jpg)
В течение последующих столетий масляная краска становилась всё более доминирующей, поскольку художники осознали весь её потенциал для создания огромного спектра результатов, таких как прозрачность кожи и ткани, явные эффекты света в небе, мельчайшие детали изображения природы и акты импасто-экспрессионизма. Изобретение новых пигментов и, в конечном счёте, портативных тюбиков с краской привело к тому, что в начале-середине девятнадцатого века освоить этот материал стало проще, чем когда-либо. С тех пор она остаётся жизненно важным компонентом художественных практик по всему миру. Даже сегодня художники продолжают экспериментировать с возможностями масляной живописи от картин Герхарда Рихтера до водянистых изобретений Марлен Дюма, доказывая, что в исторической традиции всё ещё скрыто так много жизни.
В продолжение темы читайте также о том, почему в 1960-х годах мир искусства радикально изменился, или как модернизм закончился поп-артом.