Вряд ли какой-то другой памятник, оставшийся нам от Римской империи, расскажет о ней красноречивее, чем Колизей. Пройдя через века величия, сменившиеся тысячелетием позора и разорения, восхваляемый или ненавидимый миллионами людей, он и сейчас воплощает в себе те идеалы, на которых стоял Древний Рим. И несмотря на то, что изучен Колизей вдоль и поперек, многое в нем по-прежнему загадка. Самый большой амфитеатр античности, непревзойденный по многим параметрам и поныне, он не спешит раскрывать нам все свои тайны.
Как вы цирк сей назовете?..
Откуда взялось само слово Колизей – точно никто не знает. Есть этому два объяснения. Во-первых, название величайшего памятника античности могло произойти от слова «колоссальный». Во-вторых, по соседству с ним стоял некогда огромный памятник, воздвигнутый Нероном в честь самого себя и также именуемый колоссом. Тем не менее, поначалу Колизей звался Амфитеатром Флавиев, а нынешнее наименование закрепилось за ним лишь в Средние века.
Воздвигли его в эпоху правления Флавиев. Начал строительство император Веспасиан в 75 году н. э., решив таким образом отметить свои блистательные победы в Иудее (когда Иерусалим был стерт с лица земли, а евреи рассеяны по всей империи). Но увидеть окончание строительства своего детища он не успел. Открывал Колизей в 80 году сын Веспасиана Тит.
Место для столь величественного сооружения выбрали в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами на том месте, где Нерон в свое время воздвиг дворцово-парковый комплекс Золотой дом и искусственное озеро для личных забав. Как раз на месте осушенного водоема и решили построить амфитеатр.
Открытие Колизея стало, пожалуй, одним из крупнейших событий века. Сто дней продолжались праздничные гуляния. На только что открытой арене круглые сутки шли представления. Только в один день там были убиты пять тысяч диких зверей. На потеху публике проводились настоящие войны между гладиаторами – баталии, в которых участвовали по сотне человек с каждой стороны. А затем арену при помощи специальных механизмов заполняли водой и устраивали морское сражение. Сам Тит столь славно погулял на одном из таких мероприятий, что вскоре умер, так и прослыв в народе величайшим организатором развлечений, а потому – благодетелем.
Величие не терпит компромиссов
Колизей состоял из арены эллиптической формы и окружающего ее амфитеатра с местами для зрителей. Безусловно, Амфитеатр Флавиев – самое грандиозное из подобных сооружений: его окружность составляет 524 метра, длина арены – 85,75 метра, ширина – 53,62 метра; высота его стен достигала 50 метров. Он мог вместить около 87000 зрителей.
Основным строительным материалом послужил травертиновый камень (основной строительный материал Древнего Рима), глыбы которого укладывались без раствора и некогда были соединены между собой железными скобами (их в Средние века вынули из кладки). Внутренние сооружения построены из туфа и кирпича.
С внешней стороны здание представляло собой три яруса арок. Между арками расположены полуколонны – на каждом ярусе в своем стиле. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвертый, более высокий этаж, представляющий сплошную стену расчлененную коринфскими пилястрами и имеющую по четырехугольному окну На оконечностях большой и малой осей эллипса арены находились четыре главных входа в виде трехарочных ворот.
Для тысяч зрителей, дабы не создавать давки, предназначались 76 арочных входов. Войдя, люди попадали к своим местам по лестницам. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой. Нижний ряд, или подиум, был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и служительниц богини Весты, причем император имел особое, возвышенное сиденье. От арены подиум был защищен парапетом, который не могли преодолеть ни дикие звери, ни гладиаторское копье. Далее следовали места для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. Чем ниже были места, тем почетнее они считались.
В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели представители городской власти и лица, принадлежащие к сословию всадников. Второй ярус предназначался для римских граждан. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. На последний ярус допускали представителей низших сословий. Над ним нависал портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше во время представлений находились матросы императорского флота, которые натягивали над амфитеатром огромный тент. Он прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены.
Под самой ареной, у фундамента внутренней стены, стояли клетки для зверей. Множество специальных сооружений поддерживали арену и служили для мгновенного появления из-под нее людей, животных, машин и декораций.
От величия – к руинам
Церковь в последующие века не одобряла этот памятник античности. По последним данным, христиан в Колизее не казнили никогда. Хотя гладиаторской и звериной крови было пролито немало. Императоры, сменявшие один другого, устраивали все более пышные представления, после которых здание даже приходилось реставрировать. Особенно пышно прошли в 248 году празднования, посвященные тысячелетию Рима.
Потом история пошла на спад. Император Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как противоречащие духу христианства, ставшего тогда господствующей религией Римской империи; тем не менее, травля зверей на потеху публики продолжалась в Колизее до 526 года. После этого для Амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Варвары, разрушив Рим, нанесли ущерб и Колизею. Впоследствии на протяжении нескольких веков здание служило крепостью, за которую постоянно вели войны знатные итальянские семейства. Разумеется, никто из них не заботился о его реконструкции. А потом и вовсе – сменявшие друг друга папы относились к нему поистине варварски. Скобы, которыми скреплялись камни, были вырваны и пошли на переплавку. А сами стены Колизея несколько веков служили каменоломней. Немало средневековых сооружений в Италии построено из его глыб. А статуи, барельефы и прочие элементы украшения и вовсе были безжалостно уничтожены, поскольку считались символом язычества.
Первым папой, озаботившимся сохранностью этого памятника, был Бенедикт XIV (1740-1758 гг.). Он приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей. Все это убрали лишь в XIX веке.
Пришедший к власти Муссолини мечтал возродить Колизей во всем его первоначальном величии. Но, как и большинству других планов диктатора, этой задумке не суждено было осуществиться. Несмотря на то, что реконструкция ведется, она лишь препятствует дальнейшему разрушению Колизея, но не более того.
Подсчитано, что за почти две тысячи лет разрушения Колизей потерял две трети своей массы. Но даже в таком виде он поражает нас своим величием. Безусловный символ Рима, одно из новых семи чудес света, он по-прежнему поражает своим величием. И хотя его арена уже много веков пустует, сами стены древнего сооружения привлекают к себе сотни тысяч зрителей. А значит, Колизей по-прежнему жив!
Автор: С.Маслаков