Коллекция испанской короны: музей Прадо

Сыграем в игру. Париж — Лувр, Нью-Йорк — Метрополитен музей, Москва — Третьяковская галерея, Амстердам — Рейксмузеум, Санкт-Петербург — Эрмитаж, Флоренция — Галерея Уффици. Мадрид? Конечно, музей Прадо. В конце XIX века Хосе Мария Салаверрия в своей книге «Привидения музея Прадо» писал: «Испанская история — тяжкий груз в памяти человечества… Будь у Испании только история, она бы канула в Лету. Но у Испании есть замечательный музей, и мир о ней помнит». О величайшем сокровище Испании расскажет сегодня Diletant.ru


Все дело в реконкисте

Художественный музей Прадо в Мадриде был основан в 1819 году. Но прежде, чем стать одной из знаменитейших галерей мира, ему пришлось пройти огромный и сложный путь. Развитие живописи в Испании шло по догоняющему пути, а все из-за реконкисты. Пока во Франции и Италии совершенствовалось искусство фрески и витража, там уже начали появляться первые настоящие портреты, испанцы, облаченные в рыцарские доспехи, скакали по полям и рубили сарацинов направо и налево.



Конечно, это были не варвары какие-нибудь, но, например, переход от романского стиля к готическому произошел в Испании лишь к началу XIV века, в то время как в Англии, Франции и Германии этот процесс завершился в начале-первой половине XIII.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

Музей Прадо


Фанат Тициана

В раздробленной на небольшие королевства будущей Испании не существовало по-настоящему крупных заказчиков произведений искусства. А о каком-нибудь системном коллекционировании живописи не могло быть и речи. Этим занимались только католическая церковь и монархи, да и то каждый на свой вкус. А со вкусом иногда были проблемы. К тому же, после смерти монарха коллекция распродавалась, и наследнику приходилось собирать новую. Первым, кто решил оставить свое собрание для потомков, был знаменитый испанский король Карлос I, более известный как император Священной Римской империи Карл V Габсбург. Страстный поклонник Тициана, он передал своему сыну, Филипу II, основательное собрание живописи.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

Картина Тициана «Вакханалия», хранится в музее Прадо (1523−1526)


Непобедимая армада живописи

Филипп II запомнился благодаря тому, что присоединил Португалию, отправил против флота Англии печально известную «Непобедимую армаду», поделился именем с Филиппинами и был таким же любителем искусства, как и отец. Оба они старались собрать лучшие полотна со всех подвластных земель в Испании.

В Италии, например, они покупали работы Мантеньи и Беллини, заказывали картины Тициана, Тинторетто и Веронезе. Отличился Филипп IIи тем, что не ограничивал свою коллекцию лишь религиозной живописью, с разнообразил ее портретами и жанровыми картинами.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

Картина Филиппа Якоба Лутербурга «Разгром испанской армады» (1796)


В то время собрание было расположено в загородном королевском дворце Эль Прадо, правда, доступ к нему был ограничен. Широкой публике дозволялось посещать лишь монастырь Эскориал, где была выставлена только религиозная живопись. Испанская корона уважала чувства верующих и яро блюла их благочестие, в то время наслаждаясь в своих покоях красотками с полотен Тициана.

Кто продал Караваджо?

Взошедший на престол после Филиппа II Филипп III ничего не смыслил в искусстве и даже умудрился подарить императору Священной Римской империи картины Караваджо. Но в это время коллекция пополнилась несколькими полотнами Рубенса, и королю простили его оплошность. А вот его наследник, Филипп IV, продолжил дело своего деда и внимательно следил за рынком живописи в Европе. После смерти Рубенса король приобрел множество знаменитых работ этого мастера, а также пополнил коллекцию живописью Иорданса и Ван Дейка.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

Картина Пауля Рубенса «Сад любви», хранится в музее Прадо (1632)

Затем на трон пришли Бурбоны, сменились вкусы правителей. Карл III был поклонником Антона Рафаэля Менгса, немецкого художника, дальновидный Карл IV поддерживал Гойю, работы которого принесли всемирную славу музею.

К концу XVIII века появилась идея преобразовать разросшуюся королевскую коллекцию в отдельную галерею. Под руководством архитектора Хуана де Вильянуэва началось строительство. Но не суждено было задуманному сбыться — начались наполеоновский войны, и в здании музея расквартировали войска, а часть собрания была вывезена.

Открытие музея

Дальше началась неразбериха. Луис де Мариано Уркихо, советник Жозефа Бонапарта, взял на себя руководство музея, но доверился сомнительным личностям, и некоторые шедевры были утрачены. В 1814 за дело взялся Фернандо VII, считавший себя знатоком Лувра и решивший учредить публичный музей. Но идею удалось воплотить в жизнь лишь в 1819 году, когда состоялось открытие музея Науки и искусства.

Коллекция испанской короны: музей Прадо

В музее Прадо хранится знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» (1500−1510)

Весь XIX век собрание активно пополнялось, то получая картины из Академии Сан Фернандо, то принимая конфискованные полотна из монастырей и церковных учебных заведений.

В 1868 году музей перестает быть королевским и получает статус городского. Но на этом неприятности музея не кончились. В 1936 грянула гражданская война, картины спешно эвакуировали в Швейцарию и вернули обратно лишь в начале Второй мировой войны. Сейчас из более чем 8600 полотен выставляется лишь 2000 — остальные шедевры из-за недостатка места хранятся в запасниках.

Екатерина Астафьева

Оцените статью
Тайны и Загадки истории