Только в Каире и Александрии в 1945 году проживало около 500 тысяч иностранцев: греков, итальянцев, французов, евреев, армян. В стране действовали иностранные театры и сотни школ. Благополучие Египта держалось именно на них. С приходом к власти «арабских социалистов» практически все иностранцы были выдворены, и страна начала строить «национальную демократию».
Каир и Александрия в конце 1930-х – начале 1940-х были наводнены европейцами, бежавшими сюда от ужасов второй мировой войны. Англичане, немцы-диссиденты, греки, французы, даже несколько сотен русских из Югославии – все они рассматривали Египет как свой второй дом.
Но и до приезда сюда этих беженцев, в Египте уже существовали многотысячные иностранные общины.
Так, согласно египетской переписи 1947 года, в Египте проживало около 65,6 тысячи евреев (64% в Каире, 32% в Александрии). Численность армянской общины насчитывала 50 тысяч, христиан из Ливана и Сирии – в 100 тысяч человек. Одна из крупнейших общин была у греков – 71 тысяча, причём из них в самой Греции родились только около 7 тысяч. Итальянская община насчитывала 25 тысяч (в Италии родились 5,7 тысяч).
Французов было около 20 тысяч, мальтийцев – почти 8 тысяч. Около 30 тысяч, проживающих в Египте, считались апатридами (лицами без гражданства). Это были немецкие и прочие европейские беженцы. Присутствовало даже около 200 русских – белоэмигранты, бежавшие сюда от войны с Балкан. Кроме того, в стране были большие общины индусов, персов и даже латиноамериканских подданных (около 1 тысячи только аргентинцев).
Пока на европейском континенте бушевала кровопролитная война, иностранцы делали в Египте бизнес, занимались культурными проектами и просто прожигали жизнь.
До 1950-х годов основная часть банков, промышленных предприятий и сферы внешней торговли находилась в руках иностранцев. Как правило, в Каире или Александрии англичане, французы, греки, итальянцы, армяне и евреи предпочитали сохранять иностранное подданство. Их дети обучались в частных школах, дома они разговаривали на родном языке и крайне мало знали о стране своего пребывания. После англо-франко-израильской агрессии 1956 года в зоне Суэцкого канала большая часть иностранной собственности в Египте была конфискована.
(Греческие скауты идут маршем по Исмаилии, 1951 год)
Но до этой даты было ещё 10-15 лет прекрасной жизни. Подданные европейских держав обладали большими привилегиями: они находились под покровительством своих консульств и подлежали юрисдикции смешанных судов, обладали правом безвизового въезда и выезда, могли свободно передвигаться и жить в стране, не спрашивая разрешения властей. Более того, до 1945-го в Египте фактически действовало многоязычие – даже официальное делопроизводство велось кроме арабского ещё на английском, армянском и итальянском языках.
Постепенная арабизация старны началась в 1946 году – тогда на арабский язык были переведены делопроизводство, названия магазинов и коммерческих учреждений.
Типичную картину того времени рисует в своих воспоминаниях Рахель Маккаби, выросшая в известной александрийской еврейской семье Грин. У девочки были французские и английские гувернантки. Из всей большой семьи и огромного круга родственников и друзей по-арабски мог свободно говорить и читать только отец, поэтому контакты с местным населением почти отсутствовали. Незнание египетских реалий принимало иногда анекдотичные формы. Так, дочь крупного еврейского менеджера, директора Национального банка Египта Дидар Россано вспоминала, что только познакомившись на каком-то приеме со своим будущим мужем – египетским офицером, она узнала о существовании египетской армии. Многие представители сирийских христианских семей ощущали и подчеркивали свою отъединенность от египтян. В богатой еврейской семье Коэн бабушка говорила только по-арабски, мать знала язык, но стремилась не употреблять, а детям просто запрещала. Желая укорить отца, она говорила: «Ты похож на араба». В семье видного деятеля египетского коммунистического движения Х.Шварца, чей отец был майором британской армии, мать часто говорила: «Ты грязный, как араб».
Социальная сегрегация опиралась на систему образования, которая у «предпринимательских меньшинств» считалась образцовой. Выпускников греческих школ, куда ходили почти все дети общины, без экзаменов принимали в Афинский университет. Преподавание в греческих и армянских учебных заведениях велось на национальных языках, много внимания уделялось литературе, истории своих народов, очень хорошо было поставлено изучение европейских языков. Представители других меньшинств предпочитали школы с европейскими программами, языком преподавания, учителями. Уровень подготовки позволял продолжать образование в лучших университетах мира. В 1947 году грамотными была 866 человек из 1000 у греков, 886 -у итальянцев, 823 — у евреев. У арабов Египта это показатель был в 4 раза меньше – 212 человек на 1000.
В 1940 году в Египте было 190 школ с преподаванием на французском языке (35,7 тысяч учащихся), 68 – на итальянским (11,5 тысяч), 61 – на греческом (12,2 тысяч), 49 – на английском (8,3 тысячи).
Основу европейской политической системы Египта также заложили европейцы. Кстати, даже египетский национализм был придуман местными евреями-сефардами (Яков Сануа). Инонациональными квалифицированными рабочими и интеллектуалами были созданы первые в стране профсоюзы, итальянцы и греки основали первые социалистические и анархистские группы Египта. Компартию Египта основал Розенталь. Русский еврей, ювелир, он прибыл в Египет в 1898 году и вскоре стал ключевой фигурой в социалистическом и профсоюзном движении. При основании Египетской компартии 80% ее членов были представителями инонациональных меньшинств (в первую очередь евреи, итальянцы, греки и ливанцы). Один из них — маронит Ф. ал-Шимали, высланный за коммунистическую деятельность из Египта, стал основателем Коммунистической партии Сирии и Ливана. В дальнейшем ключевой фигурой коммунистического движения Египта становится А.Куриэль — представитель одной из самых родовитых и богатых еврейских семей страны.
(Александрия, английский детский сад, 1945 год)
Чёрные времена для иностранцев Египта наступили после 1956 года – когда против страны в ходе Суэцкого кризиса выступили англичане, французы и израильтяне. Арабские национал-социалисты в качестве «наказания» стран-агрессоров решили «прищучить» местную инородческие и иноверческие общины.
С наибольшей силой каток прошёлся по египетским евреям, французам и англичанам. Люди этих наций в подавляющем большинстве были депортированы, а их имущество конфисковано. В 1956-57 годах из Египта были высланы 13 тысяч британцев, 8 тысяч – французов. Также было выслано около 14 тысяч апатридов – греков, русских (ещё с паспортами Нансена), албанцев, югославов, и т.д. Лидер страны Г.А.Насер тогда заявил: «Сейчас у нас есть повод очистить страну от иностранного влияния, и если мы не сделаем этого, то будем жалеть всю жизнь».
Больше всех пострадали евреи Египта. За эти два года было арестовано около 2 тысяч евреев, 21 тысяча депортирована. Их собственность стоимостью примерно 100 млн. тогдашних американских долларов (в нынешних деньгах это примерно 1 млрд. долларов) была конфискована.
В 1957 г. в категорию «враждебных граждан» попали новые группы лиц. Так, египетского гражданства были лишены все евреи, получившие его после 1933 г.; затем «лица, симпатизирующие агрессорам» (в основном это коснулось ливанских маронитов, сирийских христиан и армян). Получившие египетское подданство после 1900 г. должны были подтвердить свою лояльность (эту процедуру к началу 1960-х не прошли 80% египетских граждан-инородцев).
Вначале депортированным разрешалось вывозить чемодан вещей на человека и 200 долларов, затем обмен валюты был и вовсе прекращён. Золотых изделий разрешалось взять с собой не более 5 гр., бриллиантов – не более 1 карата.
Все еврейские служащие были уволены, врачи исключены из Египетской медицинской ассоциации, всех школьных учителей-евреев также лишили работы. Всего к середине 1960-х было выслано 50 тысяч евреев.
К началу 1960-х были выдавлены практически все граждане Египта «инородческого происхождения». Итальянцев осталось к 1960 году всего 12,7 тысяч человек, а к началу 1970-х – и вовсе несколько сотен. Армянская община уменьшилась до 15 тысяч, а евреев – и вовсе до 1-1,5 тысяч.
(Александрия, ученицы Английского колледжа, 1952 год)
К началу 1970-х в Египте из 500 тысяч иностранцев осталось не больше 10-15 тысяч.
Несложно заметить, что Египет в те годы прошёл стадию строительства «национального государства». Во всех государствах догоняющего развития эти процессы были похожи, из которых главный – лишение страны «инородческого элемента». Одна из причин, почему автохтоны поступали так – это желание местных народившихся буржуазии и интеллигенции безо всякой экономической или интеллектуальной конкуренции усесться в кресла изгнанников, отобрав у них ещё и собственность и их высокооплачиваемые и престижные наёмные места (от врачей до профессоров, адвокатов и инженеров).
К примеру, из Чехии во второй половине 1940-х было изгнано около 3 млн. немцев, из Польши в 1950-60-х – практически все евреи, и т.д. Где-то «нацбилдинг» шёл и вовсе жесточайше, к примеру, как в Турции, где были вырезаны около 1 млн. армян и 0,5 млн. греков.
Частично такой «нацбилдинг» шёл и в России. После Гражданской из страны были выгнаны несколько миллионов «европейских русских», а после Переворота 1991-го страну покинули подавляющее большинство немцев, евреев, поляков, и т.д. Несложно спрогнозировать, что вторая стадия «строительства национального государства» в России также начнётся с изгнания «европейских русских» (коих сейчас насчитывается примерно столько же, сколько и в 1917 году – не более 6-7 млн. человек).
Ниже мы представляем фотографии египетского еврея, сефарда Эли Морено, сделанные им на пляжах Александрии в 1959 году. Он вспоминает, что это были последние годы существования «космополитической общины» этого города. В 1961 году семья Морено была выслана из Египта, компания его отца национализирована.
На снимках в основном представлены евреи-сефарды Александрии, а также египетские итальянцы.