Статистика церковных метрических книг: «расстреляна соввластью», «зарублен в Чрезвычайке», «заколот штыком украинскими гайдамаками на Владимирской улице за то, что представился российским черносотенцем»…
Метрические книги в Российской империи выполняли роль своеобразных нотариальных журналов. Здесь можно найти информацию о рождении, браке и смерти. Священник выступал не только в роли пастыря, но и в роли юриста, своей записью подтверждал одно из важнейших событий в жизни каждого человека.
Метрические книги были типизированы и на протяжении многих лет не меняли своей структуры и вида. Священник только заполнял все необходимые колонки и после каждого месяца подводил итоги: сколько родилось (девушек, юношей), сколько пар приняло брак, сколько умерло (мужского и женского пола).
После окончательной победы над армией УНР красные еще довольно долго обращались к метрическим книгам как к единственному источнику, который мог дать информацию о месте и времени рождения конкретного человека. Например о подозреваемом, обвиняемом или казненном. Кстати, если речь уже зашла о казненных…
Год1919-й.В Украине еще идет ожесточенная борьба за независимость, результаты которой никому не известны. На огромных пространствах молодой украинской республики бьются Армия УНР, большевики, белогвардейцы и разнообразные атаманские подразделения.
Каждый день в городах и селах, на кладбищах и в поле священники Русской православной церкви совершают тысячи отправлений над телами тех, для кого эта война стала последней.
В те далекие годы батюшки еще не знали о Быковне и ГУЛАГе, а имя Сталина не говорило могильным холодом. Страх еще не принуждал к молчанию.
Следовательно, записи в метрических книгах были максимально понятными и однозначными. В колонке «причина смерти» читаем буквально следующее: «расстрелян в ЧК», «зарублен в чрезвычайке», «казнен советской властью», «жестоко замучена красноармейцем» и т.д.
Речь идет лишь о тех жертвах, которые нашли свое пристанище на кладбище, а не в засыпанном подвале или в лесу. Сколько тех, кому стреляли в затылок на краю собственноручно вырытой ямы — пока неизвестно. Этих людей не хоронили в гробах, их не отпевал священник, над могилами не ставили крестов.
Следовательно, и записей об их смерти нет в метрических книгах. Однако и захороненных по православным канонам жертв большевиков предостаточно.
Что может оправдать людей, которые оставили после себя такой воспоминание?
Вийт Александра. Имела 43 года. Расстреляна красноармейцами 24 декабря 1919 года. Село Пирогово. [1 — смотрите ссылки на источники внизу текста]
Крестьянин Николай Алексеевич Кульчинский. Имел 28 лет. Уроженец Радомышльского уезда, с. Заболотье. Расстрелян советской властью 15 августа 1919 года. Город Киев.
Крестьянин Иван Корнеевич Попов. Имел 29 лет. Уроженец Киевского уезда, с. Боярка. Расстрелян советской властью 16 августа 1919 года. Город Киев. [2]
В записях об умерших в метрической книге Киево-Подольской Введенской церкви находим десятки «расстрелянных», «порубленных», «замученных», «казненных» красноармейцами. Целые страницы усеяны «списками одного дня». То есть за сутки красные оставляли по себе длиннющий след трупов.
В колонке «причина смерти» вместо привычных пестрых записей о простуде, воспалении легких и возвратном тифе видим размашистую запись: «расстреляны красноармейцами». [3]
Кто-то справедливо спросит: «А разве только красные расстреливали?». Да, есть записи о казни украинских крестьян белогвардейцами. [4]
Как ни странно, а священники не отказывали в таинстве погребения даже погибшим большевикам. Красных стреляли, рубили и вешали. В одной из записей священник Иоанн Молчановский пишет о красноармейце, которого зарубили «зеленые» в Триполье 22 июня 1919 года. Отец тщательно записал описание смертельных ранений, которые получил большевик. Речь идет о полудюжине ударов саблей и огнестрельных ранах, что наталкивает на мысль — большевики попали в мясорубку. [5]
Можно было бы предположить, что священники РПЦ, которые служили в Украине, были преданы идеям украинской государственности и автокефалии православной церкви, поэтому не делали записей о трупах, которые оставляли после себя воины Армии УНР. Однако это утверждение не выдерживает никакой критики, ведь многие из православного духовенства, особенно — высших иерархов, не были украинцами по происхождению, и относились крайне враждебно как к УНР, так и к «любым проявлениям сепаратизма».
Записи в метрических книгах часто позволяют сделать предположение о мировоззрении самого священника. Например, в метрической книге Владимирского собора (теперь Патриарший собор УПЦ КП — Авт.) за 1918 год содержится следующая запись: «Горожанин Киева, который был убит украинцем на Владимирской улице за то, что был русским добровольцем».
Рядом с этой записью еще одна: «Горожанин Киева, заколот штыком украинскими гайдамаками на Владимирской улице за то, что представился российским черносотенцем». [6] Очевидно, что все записи сделаны на русском языке, ведь УАПЦ появится на свет несколькими годами позже. Однако и здесь есть исключения.
Речь идет о столичной Благовещенской церкови при земском приюте «Ясла». Записи в метрической книге этой парафии сделаны на украинском языке, что было невиданной дерзостью для ведения документов строгой отчетности в РПЦ. Тем более, что речь идет о 1918 годе. [7]
Справедливости ради стоит отметить, что среди тысяч записей об умерших, которые мне удалось исследовать, нет упоминаний ни об одном гражданском, которого бы расстреляли или повесили воины Армии УНР. Чего не скажешь о белогвардейцах. О красноармейцах не приходится говорить и подавно. Детальный анализ метрических книг Киева и Киевщины за период1918-1920 ггдает основания утверждать, что Армия Украинской Народной республики не осуществляла расправ над горожанами и крестьянами.
В то же время к таким мерам прибегали русские армии: Добровольческая и Красная, власть которых опиралась на репрессии против местных жителей («сепаратистов» и «контрреволюционеров»). Дальнейшее изучение метрических книг и распространение информации о поведении белых и красных войск на территории УНР позволит окончательно определиться с истоками нашей государственности и переосмыслить значение слова «освободители».
¯
Павел Подобед, координатор благотворительной инициативы «Героика»
Опубликовано в издании «Историческая правда»
Перевод «Аргумент»
ИСТОЧНИКИ:
1 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1079, спр. 296, Арк. 275 н. – 276
2 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1080, спр. 339, Арк. 168 н. – 169
3 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1080, спр. 339
4 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1079, спр. 296, Арк. 271 н. – 272
5 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1080, спр. 339, Арк. 165 н. – 166
6 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1080, спр. 481
7 – Центральный государственный исторический архив. Ф. 127, оп. 1080, спр. 500