Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

 

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Объект который находится среди скал перевала Сен-Готард, сегодня пойдет речь. Встроенные в скалы бункера и бронебашни, замаскированные под камни, привлекли мое внимание еще во время моего самого первого визита в эти места. С тех пор меня не покидало желание проникнуть внутрь этого объекта и однажды мне это удалось. В процессе прогулки по подземным уровням, я собрал уникальный материал, которым спешу поделиться с читателями. Почему уникальный? – Потому что крепость не является музеем и экскурсий внутри не проводят, но если что-то очень захотеть, судьба может этому поспособствовать. (авт.)

  

01. Про перевал Сен-Готард мною написан не один пост. Это самый красивый из перевалов Швейцарии и одно из моих любимых мест в этой маленькой, горной стране.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

02. Куда не бросишь взгляд, на многие километры вокруг простирается величественное царство камня.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

03. Красотами перевала можно любоваться бесконечно, как и разнообразием горных пейзажей на его вершине. В прошлом году я немало побродил по окрестным тропинкам и мне еще есть что рассказать и показать про эти места.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

04. Дикая природа в этих краях немного разбавлена рукотворными объектами, созданными человеком в последние два столетия. Слева видна часть плотины, построенной тут в 1940-е года, а в правой части фотографии можно заметить маленький мост и старую дорогу через перевал, которая, начиная с 13-го века, являлась главным переходом через Альпы.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

05. Плотина Lucendro, построенная в 1947 году, и прилегающее к ней водохранилище представляют собою одну из наиболее ярких достопримечательностей перевала Сен-Готард, к которым можно совершить очень живописную прогулку.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

06. Помимо перечисленных мною рукотворных объектов, внимательный глаз, оказавшийся в этих местах непременно заметит куда более загадочные и любопытные артефакты явно искусственного происхождения, которыми богата эта местность. При ближайшем рассмотрении некоторые камни оказываются не совсем камнями и в мозг закладывается подозрение, что что-то тут не так.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

07. Это подозрение усиливается, если оглянуться вокруг и внимательно вглядеться в окружающие скалы. В некоторых из них обнаруживаются странные сооружения, искусно замаскированные под окружающий ландшафт.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

08. А кое-где встречаются и порталы, уходящие куда-то под землю.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

09. И множество артефактов помельче. Все это в сумме навевает мысли о том, что в толще этих скал скрыт некий подземный объект.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

10. Так и есть. Под этим скалистым ландшафтом расположена артиллерийская крепость времен Второй мировой, которая являлась секретным военным объектом вплоть до 1999 года. Для ближней обороны крепости в скалах были сооружены многочисленные пулеметные точки, одну из которых видно на этом снимке. Возле этой пулеметной точки находится также аварийный выход из крепости.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

11. Артиллерийское сооружение Сан Карло (AW San Carlo) расположено у подножия плотины Lucendro на высоте 2060 метров на северной стороне перевала Сен-Готард.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

12. Входной портал, ведущий внутрь подземного объекта находится прямо возле старой трассы через перевал, которая с 13 века и до 1980 года являлась главным путем через Альпы, соединяющим южную и центральную Европу. На фото площадка перед входным порталом

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Появлению этой крепости предшествовали события в Италии и Германии 1930-х годов, в результате которых Швейцария оказалась между двумя фашистскими государствами, активно наращивающими свои военные машины. Было очевидно, что нейтральный статус Швейцарии вряд ли удержит ее соседей от соблазна иметь контроль над самым коротким путем, соединяющим Германию и Италию, которым и являлся перевал Сен-Готард.

К тому же в 1929 году Италия закончила строительство трассы на вершину перевала San Giacomo, который располагался всего в 12 километрах от южного портала железнодорожного Готардского тоннеля и при надобности могла в самые сжатые сроки захватить контроль над швейцарским перевалом и проходящим под ним тоннелем. Несколько фортов и пехотных заграждений, построенных еще в конце 19-го века на перевале Сен-Готард к тому времени окончательно устарели и не могли обеспечить его надежную защиту, поэтому Федеральный совет Швейцарии принимает решение о строительстве новых крепостей в этом регионе для перекрытия главного транспортного пути через Альпы, первой из которых стала крепость, которой посвящен мой сегодняшний рассказ.

Крепость Сан Карло стала прототипом первой швейцарской крепости нового типа, оборудованной современными 10,5 см артиллерийскими пушками, размещенными в поворотных бронебашнях. Уже после того, как эти орудия были установлены и протестированы на этом объекте, началось их активное внедрение в 1939-1944 годах на остальных крепостях в трех основных укрепрайонах St.Gotthard, St. Maurice и Sargans. Две такие крепости я уже показывал в своих постах, почитать о них можно тут и тут.

13. На снимке видны скрытые среди скал пулеметные точки, для прикрытия подходов к крепости.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

14. Крупным планом. Подземного сообщения с крепостью эти огневые точки не имели.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Строительные работы по сооружению крепости AW San Carlo (объекта A 8390) начались в 1938 году и шли ударными темпами в три смены. Строительство крепости начали с проходки ниш под две бронебашни, для того, чтобы как можно быстрее установить орудия. Ведь внешнеполитическая ситуация в Европе складывалась таким образом, что никто не знал, чего можно было ожидать завтра, а перевал был совершенно незащищен и в случае вторжения противника два старых форта и несколько пулеметных позиций вряд ли смогли бы оказать серьезное сопротивление итальянской армии.

Строительство крепости проходило в четыре этапа. На первом этапе в скалах были пройдены ниши для бронебашень и помещение для склада боеприпасов, а также были установлены бронебашни крепости. Когда 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, обе бронебашни находились еще в процессе монтажа и лишь 14 ноября 1939 года были проведены первые стрельбы из орудий будущей крепости. На втором этапе в скалах были сооружены помещения для размещения личного состава и внутренней электростанции, до этого времени личный состав, приписанный к орудиям размещался в расположенном неподалеку форте Хоспиц. В апреле 1942 года помещения были готовы и гарнизон крепости разместился внутри объекта. На третьем этапе строительства были сооружены несколько бункеров ближней обороны с пулеметными точками для прикрытия крепости (фото 13 – 16), которые не были соединены с крепостью подземными ходами. И на четвертом этапе были пройдены несколько дополнительных хозяйственных помещений крепости а также отлажены различные системы жизнеобеспечения.

15. В центре кадра еще один пулеметный бункер ближней обороны крепости.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

16. Крупным планом.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Строительство крепости было завершено в 1944 году, но на момент завершения строительства крепость была еще очень сырой и имела многочисленные недостатки. Так в первую же зиму после заселения гарнизона в 1942/1943 году не объекте замерзла канализация, что создало существенный трудности для размещенных там 70 человек. В итоге солдаты всю зиму ходили справлять нужду на улицу, прорывая в многометровой толще снега норы, которые называли "Scheissgräben", дословно "дерьмовые окопы". Когда пришла весна и снег растаял, территория вокруг крепости представляла собою очень невеселое зрелище.

В 1946 году были проведены дополнительные работы по санации крепости и улучшению внутренних систем жизнеобеспечения. Была переделана система вентиляции и кондиционирования воздуха, на складе боеприпасов отсеки для снарядов были сделаны из бетона взамен старых деревянных, была улучшена система отвода сточных вод, в бронебашнях было установлено отопление и улучшена система вентиляции, кроме этого были и прочие улучшения.

17. За одним из камней спрятана выхлопная труба дизель-генераторной электростанции объекта.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

18.
Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Главным оружием крепости были две 10,5 см башенные пушки Modell 1939 L52. Для прикрытия крепости на вооружении имелись также четыре тяжелых 12 см "полумобильных" минометов. Почему "полумобильных"? Потому что в наличии у крепости не было транспортных средств для транспортировки этих минометов, и во время учений на позиции эти минометы транспортировались вручную. Предназначение минометов было в прикрытии артиллерийским огнем мертвых секторов обстрела ближней обороны крепости. В 1987 году эти минометы были списаны и их место заняли два 8,1 см миномета. Кроме того для ближней обороны были сооружены пять пулеметных бункеров, два из которых располагали помещениями для долговременного размещения личного состава. Было также несколько зенитных постов с укрытиями, оборудованными 20-мм зенитными установками.

В связи с возможным подрывом плотины во время военных действий, возникала опасность затопления крепости. В связи с этим велись дискуссии о необходимости создания запасного выхода, который выходил бы на высоту 2120 метров и оставался бы таким образом безопасным и сухим в случае наводнения, вызванного подрывом плотины. Но до реализации этой идеи дело так и не дошло.

19. Обнаружить бронебашню среди этого ландшафта можно лишь потому, что часть ее маскировки отсутствует.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

20. Если немного приблизить, то можно разглядеть торчащий из "камня" ствол, а в стороне лежит его маскировочный чехол.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

21. Бронебашни модели 1939 L 52 были произведены швейцарским оборонным предприятием Eidgenössischen Konstruktionswerkstätte (K+W) в городе Тун по лицензии французской фирмы Fa. Schneider Paris. Изначально были заказаны пять бронебашень этой модели и первые две башни этого типа были установлены тут в крепости Сан Карло.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Уже после начала Второй мировой были произведены еще 17 башень этого типа, которые были установлены в 1940-1943 годах на других строящихся крепостях швейцарского Редута в трех главных укрепрайонах: Maurice, Gotthard и Sargans. В общей сумме в крепостях Редута было установлено 22 башни этого типа. Ниже приведен полный список крепостей, оборудованных этими бронебашнями.

Укрепрайон St. Maurice:
– 2 башни: Artilleriewerk Les Planaux

Укпепрайон St. Gotthard:
– 1 башня Artilleriewerk Foppa Grande
– 2 башни Artilleriewerk San Carlo
– 4 башни Artilleriewerk Fuchsegg
– 3 башни Artilleriewerk Gütsch

Укрепрайон Sargans:
– 3 башни Artilleriewerk Magletsch
– 3 башни Artilleriewerk Kastels
– 4 башни Artilleriewerk Furggels

22. Маскировка сделана очень качественно, материал с виду не отличить от камня.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

23. Дальнобойность этого орудия составляет 18-22 км в зависимости от типа снаряда, скорострельность 6-8 выстрелов в минуту, вес одного снаряда 15 кг.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

24. Часть маскировочного покрытия отсутствует, благодаря чему можно рассмотреть саму бронебашню.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

25. Толщина башенной брони составляет от 30 до 35 см, а общий вес поворотной части достигает 60 тонн.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

26. Вращение башни вокруг своей оси было свободным в пределах одного из шести секторов по 60 градусов каждый. Чтобы избежать разрыва кабелей и вентиляционных труб, при достижении границы сектора при помощи шарнирного рычага осуществлялось перемещение вентиляционных труб, связных и электрических кабелей в новое положение, после чего башню можно было свободно вращать в пределах следующего сектора.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

27. Маскировка второй бронебашни в куда более лучшем состоянии, чем той, что мы только что осмотрели.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

28. Пейзажи вокруг завораживают.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

29. Маскировочное покрытие даже вблизи невозможно отличить от камня.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

30. Внутри маскировочного кожуха.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

31. Последние учебные стрельбы из 10,5 см пушек крепости AW San Carlo были произведены 27 мая 1994 года, а в конце 1994 года крепость была упразднена и законсервирована. Гриф секретности с объекта был снят лишь в 1999 году. Примечательно, что даже в то время, когда крепость находилась на боевом дежурстве доступ в эту местность туристам не был ограничен, хотя везде были развешаны таблички о запрете на фотосъемку. Кроме того запрещалось подходить близко к бронебашням.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

32. На этом внешний осмотр орудий крепости окончен и мы перемещаемся к входному порталу в объект. В центре кадра можно заметить две пулеметные точки прикрывающие вход, в противоположной от них стороне находится еще один пулеметный бункер для прикрытия портала. Входной портал сооружен из гранитных блоков и ничем не напоминает военный объект. Деревянный сарайчик наверху со швейцарским флагом – это зимний вход в крепость. Зимой высота снега тут достигает 4-5 метров так что проще проникнуть внутрь через расположенный на крыше вход, чем копать лаз к нижним воротам.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Вот как выглядит крепость AW San Carlo зимой. Вся местность покрыта многометровым слоем снега и на протяжении семи месяцев в году добраться сюда можно лишь на вертолете или снегоходе.
Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.
Фото взято с фейсбук-странички отела "La Claustra", расположенного внутри крепости.

33. Снегоход на площадке перед входным порталом ждет своего времени.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

34. Я был в этих краях в середине сентября и повсюду бурно цвели ромашкообразные горные цветы, внося в окружающий пейзаж позитив и краски.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

35. Еще один аппарат крайне необходимый тут большую часть года – шнеко-роторный снегоочиститель.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

36. Так выгядит входной портал, в котором никогда не распознаешь военный объект. Над входом висит табличка с надписью "La Claustra" – так называется отель, расположенный в бывшей крепости Сан Карло. Ему будет посвящен мой следующий пост.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

37. Сразу за входными дверями начинается длинная потерна, ведущая внутрь крепости. Справа на фото караульный каземат, прикрывающий вход в объект. Амбразура тут закрыта бумажным плакатом.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

38. Если пройти немного дальше, слева по ходу потерны встречается небольшое помещение – тут размещалась комната отдыха караула.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

39. В конце потерны еще один каземат с амбразурой, прикрывающий вход в сектор обеспечения, справа и слева от этого места расходятся потерны, ведущие к бронебашням.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Я обозначил на карте свой путь с поверхности. Там, где заканчивается красная стрелка и находится эта развилка.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.
Источник: 1)*

40. Еще одна фотография для наглядности. Справа на снимке главная потерна, соединяющая подземную крепость с внешним миром – оттуда я только что пришел. Слева дверь, ведущая к бронебашне №1.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

41. За дверью находится еще одна бронедверь, вместе они образуют шлюз, непроницаемый для газов. За этим шлюзом находится нижняя станция бронебашни №1.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

42. С нижней станции к бронебашне ведет наклонная потерна, оборудованная подъемником для подачи наверх снарядов.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

43. На нижнюю станцию со склада доставлялись снаряды, взрыватели, гильзы и заряды, и отсюда они в разобранном виде транспортировались к бронебашне.Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

44. Наклонная штольня впечатляет своей техногенной красотой. Особенно радовало то, что я тут находился один и мне не надо было никуда спешить. Я мог бродить тут сколько захочу, рассматривая механизмы и впитывая неповторимую атмосферу этого подземелья.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

45. Наклон штольни составляет 74 %, чтобы добраться к бронебашне необходимо преодолеть 131 ступеньку или 26 метров высоты. Ко второй башне подъем чуток короче 93 ступени или 18,6 метров.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

46. Красота!

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

47. На входе в бронебашню очередная бронедверь.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Команда, обслуживающая орудие, состояла из 11 человек. Трое находились на верхнем уровне бронебашни: наводчик, заряжающий и подающий. На нижнем ярусе башни располагались командир башни, Tempierer (человек, собирающий готовый снаряд в соответствии с указаниями и целями) и один или два помощника. Еще команда из четырех человек обслуживала подъемник, обеспечивая беспрерывную подачу снарядов в башню.

Командир и наводчик башни получали по телефону из командного центра команду и все необходимые параметры стрельбы, такие как сектор обстрела, дистанция, тип снаряда, тип взрывателя и прочее. Дальше эти параметры сообщались команде и начиналась подготовка к выстрелу.

48. Так выглядит нижний уровень бронебашни.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

49. На верхний уровень ведет лесенка через люк в полу.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

50. В центре кадра виден вход на нижний уровень башни из штольни и лестница ведущая наверх.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

51. Сразу над люком располагается место наводчика. Вращением левого маховика осуществлялся поворот башни, правого изменялся угол наклона ствола.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

В отличии от обширных бронебашень конца 19-го столетия, внутри довольно тесно как в танке.

Так выглядела одна из башень этой модели во время сборки. Тут хорошо видно рабочие места команды. Справа место наводчика, по центру напротив пушки заряжающий, слева возле подъемника подающий.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

Источник: 1)*

52. Оказаться внутри такой башни, конечно, очень круто. Я был в нескольких музейных крепостях, оборудованных подобными башнями, но внутрь башень посетителей не пускают. А тут мне выпала возможность побывать внутри одной из бронебашень к тому же не в музейном объекте. Почувствовал ту же радость, какую испытывал в детстве, когда в нашем танковом полку на День танкиста выгоняли несколько танков из ангаров и запускали внутрь детей. Помню как первый раз оказался внутри танковой бронебашни в царстве рычажков, триплексов и магических механизмов. Это было волшебно. Тут я ощутил своеобразное дежавю.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

53. Спустимся на нижний уровень. Тут собирались снаряды и при помощи этого подъемного механизма подавались на верхний уровень к орудию. При сборке снарядов учитывался тип снаряда и количество взрывчатого вещества, загружаемого в гильзу, от которого зависела дальность стрельбы. Так же было несколько типов капсюлей, как моментально взрывающихся так и с задержками.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

54. Парочка фотографий самого орудия:

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

55.
Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

56. После выстрела гильза сбрасывалась на нижний уровень бронебашни, откуда она доставлялась к подъемнику и спускалась к нижней станции. Там гильза проверялась на целостность специальным аппаратом, снабжалась новым капсюлем и была готова к повторному применению. Во избежание отравления угарным и пороховыми газами, вся команда внутри бронебашни работала в специальных противогазах, подключенных к системе беспрерывной подачи чистого воздуха.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

57. На этом осмотре бронебашни окончен, спускаюсь обратно вниз.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

58. Лишь участок потерны, примыкающий непосредственно к бронебашне, покрыт слоем бетона, дальше идут голые скалы.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

59. Помимо подъемного механизма в потерне находятся кабели электричества, связи и труба для подачи сжатого воздуха в систему коллективной защиты от газов.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

60. Наверняка у вас возник вопрос, зачем в этой потерне рельсы?

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

61. Ствол артиллерийского орудия был рассчитан на 5000 – 8000 выстрелов, после чего следовало произвести его замену. Для этого в наклонной штольне монтировалась лебедка и старый ствол спускался вдоль штольни по рельсам на специальной тележке, таким же образом внутрь бронебашни доставлялся новый ствол. Эта сложная и опасная процедура длилась около 3-4 дней.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

62.
Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

63. И вот я снова на нижней станции, впереди меня ждет осмотр зоны обеспечения форта, в бывших помещениях которой сейчас находится семинарный центр и отель "La Claustra", которому и будет посвящен мой следующий пост.

Крепость перевала Сен-Готард. Artilleriewerk San Carlo.

При подготовке материала использовались иллюстрации и информация из следующей книги:

1)* Hansjakob Burkhardt "Die Gotthardfestung "San Carlo", der Prototyp aller Artilleriewerke mit 10,5 cm Turm-Kanonen Mod 1939 L52", Fischerdörfli-Verlag, Meggen 2003.

Те, кто хочет больше узнать об этом объекте и обладают знанием немецкого языка, могут скачать книгу в pdf-формате по следующей ссылке.

спасибо

Оцените статью
Тайны и Загадки истории