«Неужели у них не кружится голова?» — этим вопросом задавался каждый, кто хоть однажды видел их странный, ни с чем не сравнимый танец. Этих уникальных людей называют крутящимися дервишами. Их пляска стара как мир… или немного моложе. В разные времена, в разные эпохи и в разных странах дервиши упоенно кружатся сами и кружат головы тысячам зрителей. И сегодня они стали едва ли не главным символом Турции, эдакой необъяснимой диковинкой, посмотреть на которую съезжаются тысячи туристов со всего мира.
Эта «головокружительная» история началась очень давно, в XI веке. В то время мусульмане заняли господствующее положение во многих регионах Среднего Востока и Северной Африки. В награду за успешные походы воины получали власть, земли и золото. Кто-то принимал это как должное, а кто-то — наоборот. И тогда возникла так называемая духовная реакция на богатство и комфорт. Многие обеспеченные люди стали принимать земные блага за искушение, вынуждающее человека забыть о его истинном предназначении. В знак того, что им ничего не нужно и они добровольно отказываются от богатств, эти люди начали носить грубые шерстяные рясы, сшитые вручную. Так появилось новое аскетичное религиозное течение суфизм (в переводе с арабского «суф» — «шерсть»). Его приверженцев называли дервишами, что с персидского переводится как «бедняк», «нищий». Течение не противопоставляло себя общепринятым канонам мусульманства. В суфизме просто появились обряды и церемонии, доселе не свойственные исламу. Одной из таких мистических церемоний был завораживающий головокружительный танец, о котором речь пойдет ниже.
Вечные странники
В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов, каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор — орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены которой — последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе Конья, где существует и по сей день.
Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось ничего своего — ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие дороги и чужие города.
Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное богатство которых — открытая душа. Многие почитали за честь и счастье встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила большую удачу во всех делах.
Основатель ордена
Поэта Мевляну — Джалаледдина Руми, чьими последователями считают себя дервиши, еще называют «Наставник с сияющим сердцем». Он родился в Персии, в городе Балхе (нынешний Афганистан), много странствовал, учился в Ираке, Иране и Сирии, а потом приехал на территорию современной Турции, в Конью, где и прожил до конца своих дней. Отец его был суфием и отдал сына в учение суфийскому мастеру. К концу жизни Руми основал орден крутящихся дервишей Мевлеви. Поэт покинул материальный мир в 1273 году и был похоронен в Конье. Его тело покоится в мавзолее, к которому ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников.
Небольшой город Конья 700 лет назад был прибежищем писателей, философов и поэтов, колыбелью турецкой архитектуры и изящных искусств. Творческие люди, спасаясь от татаро-монголов и крестоносцев, нашли в Конье покой и пристанище. Где, как не здесь, мог зародиться суфизм и где, как не здесь, могли придумать дервиши свой таинственный танец? В легендах описывается, как Руми, услышав ритмичное постукивание молотка о дно починяемой кастрюли, даже на площадях и базарах был способен на секунду замереть, а потом начать кружиться в вихре магической пляски.
Таинственный танец
Завораживающее кружение дервишей (Сема) — один из самых мистических и удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая первый год служению ближнему, второй — монастырю, а третий — заботе о своей душе.
Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка. Гимн написал сам Руми. Существует переведенная версия, которую, как правило, и слушают туристы. Потом под звуки музыки появляются танцоры. Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол — это саван, черная накидка — гроб, конический головной убор — надгробная плита.
Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди скрещенные руки — этим они показывают, что готовы к сближению с Богом. Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее, завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу, а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без остатка.
Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят ладонями или головой никаких движений.
Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются «селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья — в честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем, можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать далекие планеты.
Когда звучит последний музыкальный аккорд, дервиши падают на колени. Этим танцоры показывают, что вновь вернулись к людям из своего удивительного путешествия.
Где увидеть Сема?
Сегодня крутящиеся дервиши — визитная карточка Турции. Каждый год с 10 по 17 декабря в Конье проходит Фестиваль танцующих дервишей. Выбор даты не случаен: так последователи чтят память Руми, отмечая день его смерти этим таинственными представлениями.
В середине декабря в Конью приезжают тысячи паломников и туристов. Во всех магазинах и сувенирных лавках вывешиваются огромные плакаты с символикой фестиваля. На каждом шагу продаются маленькие фигурки танцующих дервишей, которые гости с удовольствием покупают на память. Всю праздничную неделю вход в мавзолей Мевляны (он был преобразован в музей в 1927 году) свободный. Многие мусульмане приезжают к гробнице, чтобы помолиться своему святому, для большинства же туристов это посещение — скорее познавательная экскурсия.
Вообще, на фестивале стараются не раскрывать религиозную подоплеку красочного действа. Представления проходят не только в главном зале музея Мевляны, но и на стадионе. Часть торжеств переносится на обширные площадки, потому что с каждым годом все больше людей приезжает посмотреть магическое шоу, и прежнее место уже не способно вместить всех желающих.
Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей — прежде всего искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы. Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе с танцорами входят в транс.
По инициативе правительства Турции и решению ЮНЕСКО 2007-й год был объявлен годом Руми в честь его 800-летия. И тогда же ЮНЕСКО причислило Сема ордена Мевлеви к мировым шедеврам.
Автор: И.Орлова