Киммерийский народ является одним из древнейших народов Восточной Европы и первым племенем нашего региона название, которого сохранилось, в самых ранних письменных источниках. Загадки Киммерийской цивилизации до сих пор не разгаданы и оставляют массу сложных вопросов для историков и археологов, связанных с их происхождением и историей.
Прародиной киммерийского племени по основной из версий считается Нижнее Поволжье, с которого они 1000 лет до наше эры начали продвижение в Северное Причерноморье. Город Кимры, расположенный в Тверской области современной России, до наших дней хранит название киммерийского народа.
Киммерийцы – кочевые племена, одни из первых заселившие в 8 веке до нашей эры район степей на юге Восточной Европы от Днестра до Дона. Историки не пришли к общему мнению относительно происхождения этого древнего народа. Возможно, они, являются потомками племен относящихся к «срубной культуры», а может – собирательное название ряда кочевников. Одни историки в антропологическом отношении относят киммерийцев к народам региона Прикаспия (то есть, иранский тип). Другие предполагают, что киммерийцы имеют схожие черты с черкесами. Третьи, что они принадлежат этнической группе фракийцев. Интересен и тот факт, что у некоторых царей Боспорского царства были фракийские имена. Но, пожалуй, по самой невероятной версии киммерийцы является прародителями кельтов.
В своей «Одиссее» Гомер рассказывает о стране киммерийцев, которая простилается на берегу океана. В полярную ночь Одиссей приплыл в эту страну и посетил один из ее городов. Одиссей описывает его во тьме без луча солнца. Следуют отметить, что древние греки смутно себе представляли северные страны относительно Греции.
Считается, что наиболее достоверная информация о киммерийцах зафиксирована в ассирийских текстах конца 8 века до нашей эры, там они упоминаются под именем «гимиры». В ассирийских источниках указано об их вторжении в Ассирию, в Египет, в Переднюю и Малую Азию и завоевании Лидии, которою впоследствии они не смогли удержать. Образ воинов киммерийского племени, был увековечен как в текстах, так и в изобразительном искусстве, например, в вазовой живописи. На этрусских вазах киммерийцы изображены как всадники с высокими шапками, которые символизируют Верхний Египет, изгнавший гиксосов. Хотя, скорее всего гиксосов киммерийцы вовсе и не изгнали, а их репутация сильных воинов заставляла мастеров античных времен изображать образ «врага» именно так.
Следует упомянуть и о царе Саргоне II, о котором говорится в Библии. Он завоевал Израиль, Сирию, ряд территорий восточной, Малой Азии и даже в 710 году до нашей эры овладел самой Вавилонией – трон, которой царь Саргон II удерживал четыре года. Его победы множились: захват Кархемиш, нападение на Кипр. Однако его победы нарушили мировое устройство того времени. Появилась угроза торговым пунктам на берегу Черного моря: Таире, Ольвии, Феодосии, Пантикопии и другим. Именно отсюда и пришло противостояние Саргону в виде армии киммерийцев. Они пришли с западных берегов Черного моря и в этой битве в 704 году до нашей эры царь Саргон II был убит. Хроники сохранили до наших времен имена царей киммерийского народа: Лингдамид, Теушпа, Шанда-кшатра. Первое имя Лингдамид имеет греческие корни, второе Теушпа созвучно с именем хеттского бога Грозы, а третье Шанда-кшатра в переводе с языка ариев Индии означает воин. Эти имена оставляют нам загадку: «Кто же эти киммерийцы?»
Видимо, на протяжении некоторого времени киммерийские племена держали подконтролем весь северный берег Черного моря протяженностью от Днестра и до Керченского пролива. Под их контролем к середине 8 столетия до нашей эры находились большие территории: крымский, азовский и кубанский регион. Дальше киммерийцы распространили свое влияние и на транскавказский район, атаковав царство Ван (Урарту).
Во второй половине 7 века до нашей эры киммерийцы завоевали Фригию в Малой Азии, а затем и Лидию. О проникновении киммерийцев в Малую Азию говорят находки археологов – древние наконечники стрел, найденные при раскопках, проводимых на нынешней территории Турции.
Древнегреческий историк Геродот пишет в своих трудах, что в 7 веке до нашей эры киммерийцев из Северного Причерноморья вытеснили скифы и они переселились к южному берегу Черного моря. Геродот также указывает, что видел в районе Днестра захоронения киммерийских царей.
Он рассказывает и о любопытном моменте пути движения киммерийских племен: «Киммерийцы постоянно убегали вдоль моря, а скифские войны гнались, имея по правую руку от себя Кавказ». Другими словами, скифы двигались по побережью Каспийского моря, а племена киммерийцев по черноморскому берегу Кавказа. Под давлением скифов киммерийцы были разделены на две группы. Одна часть осталась в Крыму и в Северокавказском районе, где смешались проживавшими в этой местности племенами — «синдами». Другая часть киммерийцев ушла в Западную Европе, о чем запечатлел в своей «Германии» римский историк Тацит.
Археологи Балканских и Причерноморских стран связывают киммерийцев с эпохой перехода от бронзы к железу. С «киммерийской культурой» связывают многие скорченные погребения, начиная еще с эпохи бронзы и заканчивая первыми веками нашей эры. Данные погребения обнаружены в нижней части скифских курганов, а иногда вместе со скифскими захоронениями, так же и в некрополях городов-колоний Греции: Ольвии, Паннтикопея, Херсонеса. При раскопках в этих погребениях археологии находят: каменное оружие, керамику, части красной охры. К киммерийской бытности могут быть отнесены найденные от Приднепровья до Кубани каменные ящики в виде погребальных сооружений, лучше всего сохранившиеся на территории горного Крыма.
В кургане Солоха был найден скифский колчан для стрел, на котором изображена сцена скифско-киммерийской битвы: два киммерийца сражаются пешими со скифом всадником. Первый из них бьется боевым топором, а второй — кинжалом. Следуют отметить, что на этом изображении внешность киммерийских воинов приближена к арийскому типу, а черты скифов более сходны с алтайским типом.
О верованиях киммерийского народа известно мало, только то, что, как и у скифов, центральное место принадлежало богу войны и поклонялись они Мечу. Особое место у этого народа занимала культура погребения. В могилы возлагали дары, приносили жертвы, хотя встречались простые погребения. В могильники мужчин клали оружие, инструменты, упряжь и пищу. В женскую – посуду, украшения и иголки.
В настоящее время, удается немного приоткрыть загадку киммерийской цивилизации благодаря обнаружению захоронений, которые уверено можно связать с этим древним народом и прояснить некоторые детали их истории.
Летом 2005 г. проводились археологические раскопки кургана Уашхиту (Адыгейская республика). В долине реки Фарс вблизи аула Кабехабль ученые исследовали ранее неизвестный курган Уашхиту-2. Здесь были найдены сорок два погребенных и семь конских ритуальных захоронений, датированных с III века до нашей эры до I века нашей эры. В этих захоронениях были обнаружены: могила майкопского вождя вместе с четверкой лошадей, запряженных в деревянную колесницу, могила большой значимости аристократа того времени и рядом необычное парное захоронение. Остальные захороненные в кургане Уашхиту-2: воин-сармат, женщина с младенцем и дети. Но огромнейший интерес ученых вызвало место тризны по киммерийскому вождю и само его захоронение, а так же то, что осталось от деревянной колесницы-квадриги. За многие годы проводимых археологических исследований на Кавказе таких колесниц было найдено только две. Среди большого числа артефактов, таких как бронзовые иглы, керамические украшения для женщин (колечки, стеклянные бусы), редкий ритуальный нож из кремня, боевой наконечник от стрелы и другие артефакты, одно из самых ярких впечатлений производит бронзовые псалии, представляющих собой пару стержней, прикреплённых к концам удил и конечно кольца и бляхи киммерийской колесницы. На бляхе изображен солнечный знак. По верованиям древних, запряженная колесница после смерти должна была доставить знатного покойного из мира живых в мир мертвых. Курган Уашхит рассказал о большом количестве различных погребальных обрядов, на основании которых можно узнать о культуре, древних племен на протяжении 3-х веков.
Недавнее сенсационное археологическое открытие в районе Кабардино-Балкарии уже назвали открытием мирового значения и даже Кавказским Стоунхенджом. На краю обрыва в районе селения Заюкована установлены огромные валуны выше роста человека, в одном из них есть сиденье. Предположительно это солнечная обсерватория (подобная Стоунхенджу и Аркаиму). Там же обнаружена древняя пещера и некрополь. По мнению экспертов это равнина была ритуальным местом.
Обнаруженный некрополь многоуровневый, его площадь порядка четырехсот квадратных метров. Здесь захоронены жители Кавказа различных эпох: в низу погребены киммерийцы (найденные артефакты датированы 8-7 век до нашей эры), посередине скифы и верхнем ряду аланы. Но нет сомнений, что это некрополь относится именно киммерийскому периоду. Найденные шлемы этого народа полностью совпадают изображенными на этрусских вазах.
Археологическая находка в горах Северного Кавказа станет «исторической жемчужиной», которая способна привлечь в регион, тысячи людей со всего мира.
Киммерийцы до наших времен остаются наизагадочнейшим племенем древней Евразии. Это связано с тем, что археологических находок, открывающих тайны их истории, найдено очень мало. На сегодняшний день любая находка артефакта, принадлежавшего когда-либо людям этого таинственного народа, является самой настоящей сенсацией для историков и археологов.