Кто-нибудь знает, кто такая Мата Хари? Что-то есть восточное в этом сценическом имени, не правда ли? По крайней мере, так считали и верили в те времена поклонники Мата Хари. Её псевдоним имеет далеко не восточные корни: с обычного разговорного малайского языка «Мата Хари» переводится как «око дня» («мата» – глаз, «хари» – день), а проще «солнце».
Какие теперь ассоциации с Востоком? Конечно, восточные танцы. Мата Хари не кто иная как танцовщица восточных танцев, сумевшая покорить своими движениями, красотой и грацией весь Париж. Восточная танцовщица Мата Хари – это не более чем часть сценического образа. На самом деле к Востоку она не имела никакого отношения, да и танцы ее сложно было назвать восточными.
Будущая звезда Мата Хари, дочь Адама Зелле и Антье Зелле (девичья фамилия Ван дер Мёлен) Маргарета Гертруда Зелле (таково настоящее ее имя) появилась на свет 7 августа 1876 г. в Голландии в г. Леуварден (северная нидерландская провинция Фрисланд). Маргарета с детства отличалась большой фантазией, любила переплетать реальность и выдумку. Её прошлое долгие годы оставалось тайной. Будучи признанной Парижем танцовщицей, Мата Хари придумывала себе биографию. Причем в разных интервью были разные биографии: то она родилась в Индии, то на Яве.
Отец Маргареты был владельцем шляпного магазина. Его бизнес процветал. А после выгодного вложения денег в акции нефтяной компании, семья позволила себе купить дом. Маргарета была очень красивым ребенком. Она училась в одной из лучших школ города и была единственной девочкой, которая посещала школу в смелых, откровенных платьях. Училась она неплохо, хорошо знала французский, немецкий и английский языки, испытывала интерес к драматургии. Ей нравилось удивлять своих друзей, одеваться экстравагантно, быть центром внимания и восхищения – она этим жила.
Ее детство производило впечатление вполне безоблачного. Но никогда не бывает все хорошо. После многих лет финансовых успехов семьи Зелле внезапно их материальное положение резко ухудшилось. В 1889 г. отец Маргареты стал банкротом. Вслед за этим последовал полный распад семьи Зелле: развод родителей, смерть матери Маргареты.
Первая любовь в жизни Маргареты была любовь «к мундиру», которая и привела к скорой свадьбе. 11 июля 1895 г. она вышла замуж за офицера колониальной армии Рудольфа МакЛеода и теперь официально стала госпожой МакЛеод. Маргарете в то время еще не было 19 лет, а ее супругу уже было 39 лет. Их совместная жизнь не была гладкой, даже рождение детей (сын Норманн Джон и дочь Жанна Луиза или просто Нон) не смогло сгладить нарастающие с каждым днем конфликты и споры между супругами. Постоянные переезды, сложный характер мужа, его ревность, ведь Маргарета с каждым годом становилась все привлекательнее и вызывала восхищение мужчин – все это нагнетало обстановку в семье. Третья жена МакЛеода описывает своего мужа как «жестокого несентиментального человека, всегда называвшего вещи своими именами, неотесанного, но честного солдата с золотым сердцем».
Рудольф очень любил своего сына, он был хорошим отцом. Смерть Норманна поставила решающую точку в вопросе о разводе супругов. Дочь Нон осталась жить с отцом, а Маргарета поехала покорять Париж. С тех пор она больше и не увидит свою дочь. Как утверждала школьная подруга: «Маргарета была личностью, а не женщиной материнского типа».
Первая попытка устроиться в Париже не увенчалась успехом. Маргарета не умела ничего делать. Ее первая работа натурщицей у художников приносила очень маленький доход, да и студии художников не были столь привлекательными. Поэтому она вернулась обратно на родину в Голландию. Но и там было не все так безупречно, ведь у нее не было здесь друзей, к которым можно было бы обратиться, ни денег на жизнь и никакой финансовой поддержки от мужа. Маргарета опять думает о поездке в Париж.
Вторая попытка была более успешной, чем первая. Маргарета устроилась в школу верховой езды у месье Молье. Еще в Восточной Индии она получила опыт обращения с лошадьми. Однако, месье Молье смог убедить ее, что с такой фигурой как у нее она добьется большего успеха занимаясь танцами, а не работая с лошадьми. В период первой мировой войны Маргарета призналась одному из своих друзей, что она никогда не отличалась умением красиво танцевать, а люди приходили на ее выступления лишь потому, что она решилась показать себя зрителям без одежды.
1905 г. – время «прекрасной эпохи»: были доступны театры, выставки, музеи, концерты, но парижская публика ждала воплощения необузданных желаний, жизни, которая полна легкомыслия и очарования. Перед нами тот самый Париж, в котором мужья вели двойную жизнь: говорили своим женам комплименты и при этом успевали ухаживать за чужими женами. В таких условиях Маргарета просто расцвела.
Ее дебют в качестве восточной танцовщицы состоялся в салоне известной певицы мадам Киреевской, которая в то время еще занималась и благотворительностью. Дебют тут же имел огромный успех.
После этого Маргаретой заинтересовался знаменитый коллекционер Эмиль Гиме, который предложил ей выступить у него в музее восточного искусства, где была размещена его частная коллекция. Эмиль Гиме считался большим специалистом по восточным культурам. Вряд ли он был им на самом деле, но несомненно одно – он был очарован голландской танцовщицей. В музее Гиме Маргарета выступала уже под именем Мата Хари, так как этот псевдоним куда более вписывался в образ восточной танцовщицы. После этого выступления о Мата Хари говорил весь Париж.
В 1905 г. она выступала в общей сложности около 40 раз: это были выступления в фешенебельных салонах, известных театрах Парижа , где для нее специально создавали атмосферу, подобную обстановке музея Гиме, участия в одной программе со звездами того времени – певицей сопрано Линой Кавальери, классической танцовщицей, олицетворяющей Грецию, Айседорой Дункан. В общем, Париж признал Мата Хари.
Хотя некоторые критики были недовольны столь смелыми ее танцами. Конечно по теперешним меркам, ее танцы вообще сложно отнести к откровенным. Да и если верить воспоминаниям тюремного врача Мата Хари Леону Бизару , она не могла похвастаться красотой своей груди, так как во-первых, она была маленького размера, а во-вторых, имела некоторые дефекты. Поэтому не в ее интересах было демонстрировать себя публике полностью голой.
Мата Хари не ограничилась одним Парижем, она завоевала сердца австрийцев, испанцев, немцев. Изображения Мата Хари украшали открытки, пачки сигарет, жестяные банки с голландским печеньем.
Спад славы Мата Хари оказался таким же стремительным, как и ее взлет. Ей так и не удалось покорить ни одну классическую европейскую сцену, за исключением пары выступлений в Монте-Карло и выступления в Милане. Главным ее недостатком оставались ее несерьезный и непостоянный образ жизни, ее жажда перемен и легкомысленное отношение к деньгам, приводящее к вечной их нехватке, которая толкала ее на постоянный поиск богатых и щедрых мужчин, способных профинансировать ее роскошную жизнь. У нее уже были многолетние любовные отношения с богатыми мужчинами в Париже, Амстердаме, Берлине и Мадриде, но ее расточительность и болезненный страх бедности вели к все новым, обычно мимолетным сексуальным связям с мужчинами, щедро платившими за это.
В разгар Первой мировой войны, Мата Хари с очередным любовником-немцем находилась в Берлине. Немецкие службы, принимая ее за русскую шпионку, несколько раз арестовывают ее. Наконец ей удается выехать в нейтральные Нидерланды. Начало войны стало для Мата Хари катастрофой во всех отношениях.
Начиная с первых дней войны происходят массовые волнения, выступления против иностранных граждан и против лиц, рассматривающиеся властями как ненадежные для нации. По всем участвующим в войне странам распространилась так называемая шпиономания. Любое привычное действие расценивалось властями как подозрительное. Особенно в Европе под подозрение попадали женщины.
В декабре 1915 г. Мата Хари вновь вернулась во Францию. Война сильно изменила Париж и людей, живущих в нем. О продолжении карьеры танцовщицы теперь не могло быть и речи. В это время на нее обращает внимание французская полиция.
Далее начинается шпионская деятельность Мата Хари. Она стала двойным агентом. Самые секретные сведения она передавала Франции, а немцев снабжала устаревшей информацией, которую легко можно было найти в газетах. К сожалению, французские власти не оценили важность добытой ею информации и обвинили ее в шпионаже для Германии. Предъявленные ей обвинения были построены на догадках, как таковых фактов не было.
Судебный процесс над Маргаретой Зелле начался 24 июля 1917 г. и проходил в закрытой от публичных глаз атмосфере. Она так и не смогла найти способ развязать противоречия в своих показаниях о кратковременных, но хорошо продуманных и принесших финансовую выгоду встречах, и убедить суд в своей невиновности. Как бы она не уверяла, что ее встречи с немцами носили любовный характер, мнение обвиняемой стороны и присяжных оставалось непоколебимым.
Рано утром 15 октября 1917 г. Мата Хари расстреляли возле крепости Венсен в Париже. Она так до конца и не хотела верить в услышанный ею на суде приговор. Попытки подать апелляцию, а также прошение о помиловании президенту Пуанкаре не увенчались успехом. Прошение о помиловании было отклонено, ведь смерть одной иностранной шпионки на фоне сотен тысяч смертей французских солдат не была большой потерей.
После войны история жизни Мата Хари стала сюжетом множества романов и фильмов (с участием Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Жанны Моро). Голливуд видел в Мата Хари женщину-вамп, до дрожи холодную, эгоистичную, склонную к коварным интригам, расценивающую мужчину как объект эксплуатации, но в то же время очаровывающую мужские сердца невероятной демонической силой. Но в жизни Мата Хари было место настоящей любви – любви к молодому российскому офицеру Вадиму Маслову, который так и не явился на суд в качестве свидетеля.
С исторической личностью надуманный персонаж голливудских фильмов практически не имеет ни чего общего. Большее правдоподобие находит образ «эротической шпионки» Мата Хари, который так умело придумали секретные службы разных стран. Ведь именно предполагаемая шпионская деятельность и, конечно же, танцы сделали Мата Хари известной не только в те времена, но и в наши дни.