Лабиринт в Кноссе и миф о Минотавре

imagesМесторасположение Кносса было обнаружено в 1878 г. критским торговцем и антикваром Миносом Калокэриносом, который раскопал несколько секций западного крыла дворца. Однако систематические раскопки здесь не проводились вплоть до 1900 г., когда эти земли приобрел директор оксфордского музея Ашмола сэр Артур Эванс и начал исследования, которые продолжались до 1931 г. Во время работ в Кноссе Эванс и его команда среди прочего обнаружили главный дворец, большой минойский город и несколько некрополей. Эванс провел немало реставрационных работ во дворце Миноса (впрочем, с названием, данным ему исследователем, можно не согласиться). Некоторые археологи даже считают, что сегодняшний вид дворца в большей степени результат бурного воображения Эванса, а не памятник древней минойской культуры. После Эванса расходы по проведению раскопок в Кноссе взяла на себя Британская школа археологии в Афинах и Совет по археологии министерства культуры Греции.

На вершине холма, где был расположен Кносс, люди жили давно: с эпохи неолита (7000—3000 гг. до н. э.) до римского периода. Название города Кносс происходит от слова «ko-no-so», написанного линейным письмом В — самым древним из сохранившихся видов греческого письма, которым пользов лисьна Крите и в материковой Греции в XIV —XIII вв. дон. Образцы линейного письма В были найдены в Кноссе глиняных табличках, где придворные писцы записывали порядок проведения работ и принятия административных решений, в частности, в производстве парфюмерных масел, золотых и бронзовых сосудов, колесниц и текстильных изделий, а также в сфере распределения товаров: шерсти, овец и зерна. Кроме того, Эванс нашел в Кноссе глиняные таблички, написанные более ранним и до сих пор не расшифрованным критским линейным письмом А.

Первый минойский дворец в Кноссе, построенный около 2000 г. до н. э., просуществовал до 1700 г. до н. э. и был разрушен в результате чудовищного землетрясения. Это событие завершает этап, который в археологии принято называть периодом Поздних дворцов. Новый дворец (вернее, дворцовый комплекс) был воздвигнут на руинах старого. Строительство стало предвестником золотого века минойской культуры, или периодом Новых дворцов. Великий дворец, или дворец Миноса, стал главным достижением минойской культуры и центром самого могущественного города Крита. Величественный комплекс из дерева и камня, насчитывавший, по-видимому, не менее 1400 комнат, выполнял функции административного и религиозного центра. Планировка Кносского дворца повторяет другие постройки такого типа, в те времена существовавшие на Крите, в частности в Фесте — городе, расположенном к югу от центральной части острова. Однако кносский комплекс несомненно был главным. Минойские дворцы традиционно представляли собой четыре крыла вокруг центральной прямоугольной площадки — сердца комплекса. Каждая секция Кносского дворца выполняла особые функции. В западной части находились некрополи, ряд церемониальных комнат и узкие кладовые, заставленные пифосами — кувшинами большой емкости. Искусно декорированный тронный зал также располагался в этой части комплекса. Здесь перед рядом скамеек находилось каменное сиденье, встроенное в стену, которое Артур Эванс назвал царским троном. Так возникло название помещения, которое быстро прижилось. На задворках западного крыла комплекса располагался Западный двор. Он представлял собой искусно вымощенный внешний вход во дворец. Некогда строения здесь были четырехэтажными, но до сегодняшнего дня сохранились лишь три этажа. Именно в этой части комплекса находился квартал, в котором, по-видимому, жила минойская элита, находились мастерские, некрополи и одно из наиболее впечатляющих достижений минойской архитектуры — монументальная лестница. В других частях дворца — огромные апартаменты с водой, текущей по терракотовым трубам, и, возможно, первыми образцами туалетов со сливом.

Самыми неожиданными находками в Кноссе стали фрески — роскошная живопись по штукатурке на стенах, а иногда даже на полах и потолках зданий. На фресках изображались принцы, прекрасные девушки, рыба, цветы и странные игры, в которых молодые люди прыгали через огромных быков. Поначалу настенная живопись была представлена фрагментарно, зачастую без значительной части элементов, но позднее Эвансу и художнику Питу де Йонгу удалось восстановить фрески и собрать фрагменты в единое целое. Впоследствии о тщательности проведения реконструкционных работ велось немало споров, но сегодня нет сомнений в том, что многие фрески имеют религиозное и ритуальное назначение.

В период расцвета минойской цивилизации — в 1700— 1450 гг. до н. э. в Кноссе и прилегающих поселениях, по мнению исследователей, проживало не менее 100 000 человек. За это время центры минойской цивилизации пережили два больших землетрясения, самое разрушительное из которых произошло, вероятно, в середине XVII в. до н. э. (хотя некоторые исследователи называют даты не позднее 1450 г. до н. э.). Мощнейшее извержение вулкана на острове Тира (современный Санторин) архипелага Киклады в 62 милях от Крита, по силе превышающее атомный взрыв в Хиросиме, раскололо остров Тиру на три части. В середине XV в. до н. э. из-за ослабления сети торговых путей и разрушений, которые несли за собой частые землетрясения в материковой Греции, минойская цивилизация начала приходить в упадок.

Вероятно, планировка дворца Миноса с множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому некоторые исследователи считают, что именно это дало толчок для создания легенды о Минотавре и Тесее. Суть мифа состоит в том, что в Афинах Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его сына. Она заключалась в том, чтобы из Афин на Крит каждый год доставлялись семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру — ужасному полубыку-получеловеку, чудовищу, запертому в спроектированном великим архитектором Дедалом лабиринте. Потрясенный, Тесей добровольно становится «частью» ежегодного пожертвования и убивает Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет означать, что Тесей остался цел и невредим. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему убить Минотавра.

Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого герой смог найти дорогу из лабиринта после того, как убил чудовище. Вдвоем они отправилась обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там Ариадну. Убитый горем, он забыл об обещании, данном отцу, и не заменил черные паруса. Царь Эгей, думая, что сын погиб, бросился со скалы в море.

Кносс связывали с Тесеем и Минотавром и значительно позже, когда минойская культура прекратила существование. Подтверждают эту версию деньги, в частности серебряная монета из Кносса, датируемая 500—413 гг. до н. э. На ней с одной стороны изображен бегущий Минотавр, а с обратной — лабиринт. На другой монете встречаем голову Ариадны на фоне лабиринта. Особенно популярны изображения Минотавра и лабиринта были в римский период. Кносский лабиринт запечатлен на многих мозаичных рисунках того времени. Несомненно, наиболее впечатляющим из них является рисунок V в., найденный на римской вилле недалеко от современного Зальцбурга (на западе Австрии). Впрочем, некоторые исследователи считают, что легенда о Минотавре не имеет отношения к архитектуре Кносского дворца. Они обращают внимание на различия лабиринта, состоящего из одного прохода от центра, и лабиринта со множеством ходов. Вероятно, речь идет о лабиринте с одним проходом, который является символом таинств жизни и смерти. Эта версия связана с религиозным ритуалом, в котором Минотавр, ожидающий в центре лабиринта, олицетворяет собой некую тайну, хранящуюся в сердце каждого из нас.

История об афинских юношах и девушках, которых отправляли в Кносс, чтобы принести в жертву Минотавру, всегда считалась просто мифом. Однако археологические находки отчасти подтверждают эту жуткую легенду. В 1979 г. в фундаменте северного крыла Кносского дворцового комплекса были обнаружены 337 человеческих костей. Установлено, что это кости по крайней мере четырех человек, причем детей. При Дальнейшем изучении были выявлены ужасающие подробности: на 79 из них остались отметины, сделанные острым клинком. Специалист по костям Льюис Бинфорд утверждает, что следы оставлены при отделении плоти. Руководствуясь предположением, согласно которому снятие мяса с костей было частью похоронной церемонии (отделялась не вся плоть, а только крупные куски), профессор классической археологии бристольского университета Питер Уоррен, который участвовал в раскопках, пришел к заключению, что дети, по-видимому, были принесены в жертву и даже съедены.

Всего в 4,3 мили к югу от Кносса в состоящем из четырех залов святилище Анемоспилия (первые раскопки здесь были проведены Дж. Сакелларикасом в 1979 г.) была обнаружена еще одна находка, свидетельствующая о принесении человеческих жертв. При осмотре западного зала дворца археологи нашли три скелета. Первый принадлежал 18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Возле алтаря когда-то находилась колонна, вокруг основания которой располагался сток, по-видимому, предназначенный для того, чтобы в него стекала кровь жертвы. Исследование костей погибшего молодого человека показало, что он умер от потери крови. В юго-западном углу комнаты были найдены останки 28-летней женщины, распластавшейся на полу, а возле алтаря — скелет длиной 5 футов 9 дюймов, принадлежащий мужчине в возрасте до 40 лет. Руки этого человека были подняты так, словно он пытался защититься, а ноги сломаны упавшей каменной кладкой. В здании был найден еще один скелет, поврежденный настолько, что идентифицировать его не представляется возможным. Храм был уничтожен огнем около 1600 г. до н. э., возникшим, вероятно, в результате землетрясения. Очевидно, эти трое человек погибли под обломками крыши и каменной кладки наружных стен, а юноша к тому моменту скорее всего был мертв.

Археологические данные подтверждают, что человеческие жертвы не были широко распространенным явлением на территории минойского Крита. Приведенные примеры были скорее исключениями и объяснялись отчаянными попытками ублажить богов в тяжелые времена, вероятно во время сейсмической активности. А тот факт, что и в северном крыле в Кноссе, и в храме Анемоспилия в жертву приносились дети, юноши и девушки, вновь напоминает о семерых парнях и семи девушках, которых из Афин якобы везли в жертву Минотавру. Возможно, легенда о Кносском лабиринте возникла в связи с тем, что пришлось прибегнуть к практике человеческих жертвоприношений в периоды нестабильности, когда под угрозой оказывалась безопасность целой общины.

Б.Хотон

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий