4 марта 1877 (20 февраля по ст. ст.) В Большом театре прошла премьера балета 36–летнего Петра ЧАЙКОВСКОГО «Лебединое озеро».
Написать музыку для балета «Озеро лебедей» композитору заказала дирекция Большого весной 1875 года. Композитор тогда признался: «Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыке». Через полгода он написал два действия, а в апреле 1876 года завершил балет полностью.Удивительно, но авторство предложенного композитору либретто мы можем только предполагать. Полагают, что это был приглашенный в Большой из Австрии балетмейстер Юлиус РЕЙЗИНГЕР, что заодно объясняет сюжет, основанный на немецком сказочном фольклоре. С первой же репетиции работа с балетмейстером, танцорами и танцовщицами шла легко и успешно: все в театре были в восторге от сочиненной музыки.
Премьеры пришлось ждать почти год. Она прошла в бенефис балерины Пелагеи КАРПАКОВОЙ. Постановка оказалась не совсем удачной, но работу композитора заметили все. Это было отмечено рецензентом: «Того же, что особенно прельщает в балетах — красивых танцев, обилия картин и всевозможных превращений, — в «Лебедином озере» вовсе нет. В нем только три декорации. В постановке танцев г. Рейзингер проявил замечательное умение устраивать какие–то гимнастические упражнения. Во всяком случае, лучшим в этом балете остается музыка г. Чайковского». У зрителей балет пользовался успехом, и он шел на сцене Большого шесть сезонов. Композитору поначалу тоже казалось, что он мог добиться большего. Но прошло какое–то время, и в его дневнике появилась запись: «Лебединое озеро. Минута абсолютного счастья. Но только минута». Сокровищницу мирового балетного репертуара через 13–15 лет пополнят его новые сочинения — «Спящая красавица» и «Щелкунчик».