Лия Ахеджакова

9 июля 1938 года в Днепропетровске родилась Лия Ахеджакова. Ее отец был главным режиссером Майкопского драматического театра, а мама работала там актрисой. Так что театральная среда была для нее родной.

В послевоенное время спектакли шли каждый день, без выходных – ведь людям, пережившим ужасы войны, нужен был театр, чтобы порадоваться и увидеть сказку. Каждый вечер часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город. Актерам приходилось играть в холодных клубах, продуваемых насквозь. В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла в спектакле «Коварство и любовь». Ахеджакова вспоминала о маме: «Какая же это актерская самоотверженность – в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью». Так что героическое отношение к профессии актриса переняла у матери.

В первый раз Лия приехала в Москву, потому что хотела стать журналистом. Но на собеседовании от волнения забыла даже собственное имя, и в МГУ не попала. Потом она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности, которая нравилась ей куда больше, чем учеба. В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп. Второе покорение Москвы произошло позже, но тогда Ахеджакова уже уверенно избрала актерскую профессию – поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году.

Одновременно с учебой Ахеджакова стала работать в Московском ТЮЗе – ее внешность располагала к детским ролям. Актриса вспоминает: «Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт. Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе. Но оказалось, что виды на меня были другие. Глядели на меня узкопрофессионально: травести и баста!»

Театральная карьера Ахеджаковой началась в спектакле Театра юного зрителя с роли… поросенка. «Я играла эту роль третьим составом, пока исполнительница роли Наф-Нафа была беременной. Потом переиграла всех трех поросят, пока все актрисы рожали. Кого я только не играла! Даже Ноги курицы, когда мы с подругой изображали избушку Бабы Яги», – вспоминала актриса.

Там же, в Театре юного зрителя, она познакомилась с первым мужем – актером Валерием Носиком. Позже Носик стал выпивать, а потом завел роман с актрисой Терниковой. И Ахеджакова ушла от мужа, оставив ему квартиру, купленную на деньги своего отца.

Второй брак, с художником-графиком Борисом Кочейшвили, тоже не принес счастья, несмотря на то, что Ахеджакова очень помогала мужу. Она способствовала тому, чтобы он получил мастерскую – это крайне важно для художника. Но не сложилось. «Это она на экране кажется слабой, а в жизни, когда женщина начинает делать карьеру, – это страшно! – рассказывал позже о Лии второй муж Кочейшвили. – Посудите сами, в ее возрасте люди уже на завалинке сидят и семечки лузгают, а она все куда-то мчится. В общем, мы с Ахеджаковой не общаемся…» Но Лию Меджидовну это мало волнует – она человек, который торопится жить и успеть как можно больше. Может быть, поэтому в ее жизни всегда открываются новые счастливые страницы.

После двух неудачных браков Ахеджакова не собиралась снова выходить замуж, больше десяти лет жила одна. Но в 2001 году, в 63 года снова пошла под венец! С третьим супругом она познакомилась на одной вечеринке. Владимир Персиянинов профессиональный фоторепортер. Он и сейчас занят фотовыставками, но основная его забота – жена. Он стал ее личным агентом, менеджером и помощником в общественных делах. А главное, смог дать актрисе то, о чем она всегда мечтала – гармонию и ощущение защищенности.

«Я рад, что Лия наконец-то нашла своего человека… – признался отец актрисы. – Просто нет ни одной зацепки, чтобы в чем-то упрекнуть Володю. У них все хорошо!» Рядом с Владимиром Ахеджакова расцвела и помолодела. Выглядит она великолепно – энергична и подтянута, глаза горят.

Всенародная любовь пришла к актрисе сразу после съемок в комедиях Эльдара Рязанова. Именно ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой. Уже первая роль – Тани в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» – понравилась зрителям и была отмечена критиками. Потом была секретарша Верочка в «Служебном романе» (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. В фильме «Гараж» проявилось, что Лия Меджидовна не только комедийная актриса, но обладает еще и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее дар проявился и в трагикомедии Рязанова «Небеса обетованные», где она сыграла нищенку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила «Нику 91» в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

При этом актриса признается, что часто подвергалась нападкам критики, но это никогда не мешало ей работать с усиленным рвением. «Успех вообще невозможно гарантировать, – говорит Ахеджакова. – Это такая неуловимая вещь, такая метафизика… Может быть, успех надо заслужить, выстрадать всей своей предыдущей жизнью до этого спектакля, до этого фильма, до этой работы?»

Лия живет просто в бешеном темпе: съемки в кино, спектакли в театре, поездки с антрепризой по стране, участие в политических акциях. Актриса отличается активной гражданской позицией, дает интервью по политическим вопросам, выступала против суда над Ходорковским, критикует действия власти…

Она не устает помогать всем, кто бы не обратился к ней за помощью – от заслуженных артисток до монахинь. Ее зовут, когда нужно достать лекарство, помочь с квартирой, больницей и многим другим. И всегда она – в гуще событий, неизменно бодра, иронична, язвительна.

На разговоры о том, что у нее, дескать, «скверный характер», актриса отвечает: «Это не характер, а иммунитет». Ее боятся режиссеры – кроме нескольких, сумевших найти с ней общий язык. Когда Рязанов впервые пригласил Ахеджакову в свой фильм «Ирония судьбы», та посчитала, что крошечная роль мала для нее. Но Рязанов сравнил талант Лии с трагикомедийностью Чаплина и завоевал ее сердце. Любимому Рязанову она готова простить все. Так, в его фильме «Андерсен» она сыграла гадалку, предсказавшую писателю, что у него не будет женщин, а Эльдар Александрович полностью вырезал ее роль, потому что отснял больше положенного материала, но это никак не повлияло на их тёплую дружбу. Актриса отказалась играть в продолжении «Иронии судьбы» у Бекмамбетова, заявив, что на ее сердце «лейбл «Рязанов».

Зато у режиссера Кирилла Серебренникова ее не смутило, что в его фильме «Изображая жертву» много ненормативной лексики. «Мне бы их проблемы! Как будто нет других тем для обсуждений!» – ответила актриса борцам за чистоту языка.

А уж если Ахеджакова с кем-то рвет по принципиальным соображениям, то навсегда. Когда-то она играла в «Современнике» у Виктюка в «Квартире Коломбины». Но после успеха постановки испортила отношения с многими членами худсовета и с режиссером, не простив ему звездности. И все же актриса умеет прощать мелкие недопонимания. Валентин Гафт написал на нее эпиграмму: «Актриса Лия Ахеджакова всегда играет одинаково». Когда актриса обиделась, пояснил: «Всегда играет одинаково хорошо!» И сочинил новую: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова. Великолепно! В самом деле всегда играет на пределе».

Цитата: «Такие дни бывают – просто ужас. А бывает – ни с того, ни с сего вдруг твой голос прекрасно звучит, и ты будто взлетаешь, и какие-то вещи делаешь легко. Это значит Бог рукой водил, ангел спустился».

http://www.km.ru/stil/2013/05/22/persony-i-ikh-istori..

Лия Ахеджакова

Оцените статью
Тайны и Загадки истории