Если вы не были в Эрмитаже, вы не были в Петербурге — пожалуй, так может сказать вам любой житель российской культурной столицы. Расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, Государственный Эрмитаж неизменно привлекает туристов из России и мира. Около трех миллионов экспонатов, около трех миллионов посетителей в год. Diletant.ru решил вспомнить историю одного из знаменитейших музеев России.
Место уединения
Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году как личная коллекция Екатерины II. В тот год она получила из Берлина около 300 картин знаменитых художников, таких как Рембрандт, Рубенс, Йорданс, ван Дейк, ван Бален и других. В основном это были работы голландско-фламандской школы из личных коллекций Йохана Эрнста Гоцковского, который таким образом уплатил свой долг князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.
Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году как личная коллекция Екатерины II
Сегодня из этих трехсот картин в Эрмитаже хранится около ста. В переводе с французского «эрмитаж» означает «место уединения». Сейчас он, конечно, таковым быть перестал — попробуй уединись среди потока восторженных туристов! Но поначалу название соответствовало содержанию — коллекция картин хранилась в Малом Эрмитаже и взглянуть на нее мог лишь избранный кружок приближенных Екатерины.
Из начальных трехсот картин переданных Екатерине II, в Эрмитаже сегодня хранится около ста

Здание малого Эрмитажа сегодня
Наследие Екатерины II — около 4000 полотен
Постепенно Екатерина приобретала все новые и новые полотна для своего собрания. Часть из них (около 600 картин) была куплена в Дрездене, что составляло коллекцию графа Брюля. Затем в 1772 году в Париже собрание Эрмитажа пополнилось коллекцией барона Кроза, в которой преобладали картины французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров. Так в «место уединения» попали работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Пуссена. Несколько картин Ван Дейка и Пуссена были приобретены у британского премьер-министра Уолпола.
В 1796 году Екатерина оставила в наследство около 4000 полотен
В Брюсселе были куплены несколько тысяч рисунков из коллекции Концебля. Некоторые античные скульптуры и бюсты уступил Эрмитажу английский банкир Лайд-Браун, благодаря ему же музей получает знаменитую скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». При этом Екатерина приобретала не только картины, но и книги. Например, известная поклонница Вольтера и Дидро, она купила их библиотеки. В 1796 году Екатерина оставила в наследство около 4000 полотен. Ее коллекция была так велика, что в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа, который мог бы вместить огромное собрание произведений искусства.

Скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик»
Знаменитый внуки знаменитой бабушки
Сын Екатерины II, Павел I, любителем искусства не был, но ее внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей знаменитой бабушки. Они несколько изменили стратегию пополнения коллекции — вместо того, чтобы покупать целые собрания, они начали покупать отдельные полотна тех художников, которыми Эрмитаж еще не мог похвастаться.
Именно Александр I и Николай I стали наполнять Эрмитаж отдельными полотнами художников
Так были приобретены знаменитый «Лютнист» Караваджо" и «Поклонение волхвов» Боттичелли. В 1852 году Николай Iоткрывает музей для широкой публики, и им же была куплена картина Рафаэля «Мадонна Альба», которая, к сожалению, в 1931 году была продана советскими властями в Вашингтон, где теперь и хранится.

«Мадонна Альба» кисти Рафаэля
Произведения русских живописцев начали покупаться Эрмитажем в больших количествах лишь во второй половине XIX в.
Происходило это благодаря Андрею Ивановичу Сомову, который был старшим хранителем Эрмитажа. Правда, затем часть работ русских художников была передана в Русский музей. В это же время некоторые картины, которые императоры покупали как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были определены искусствоведами как работы их учеников.
Жизнь после Революции
Постреволюционное время — неоднозначный период в истории Эрмитажа. С одной стороны, в музей поступили национализированные коллекции Академии художеств, благодаря чему Эрмитаж обогатился картинами Ботичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа. Некоторые предметы интерьера музей получил из Зимнего дворца, а также сокровища Великих Монголов. В 1948 году в Москве закрывается Музей нового западного искусства, и в Эрмитаж попадают работы импрессионистов — Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо.

Картина Матисса «Танец», выставляется в Эрмитаже
С другой стороны, музей понес огромные потери. Бриллиантовая комната Зимнего Дворца была перевезена в Москву, где послужила основой для Алмазного Фонда. Часть полотен старых мастеров была передана московскому Музею изобразительных искусств. В 1929—1934 годах 48 шедевров живописи навсегда покинули Россию из-за распродаж, устроенных советской властью. В их числе были работы Рубенса, Ботичелли, Хальса, а также единственное эрмитажное полотно Ван Эйка.
В 1929—1934 годах 48 шедевров живописи навсегда покинули Россию из-за распродаж, устроенных советской властью
Трофейное искусство
Как известно, во время войны около двух миллионов экспонатов Эрмитажа были эвакуированы на Урал, а подвалы самого здания были превращены в бомбоубежища. По счастью, с окончанием войны все экспонаты вернулись в музей, и лишь некоторые из них требовали реставрации. Тогда же коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым трофейным искусством — культурными ценностями Германии и ее бывших военных союзников, выступившими в качестве реституции, то есть компенсации за культурные ценности, уничтоженные и разграбленные во время войны. Тогда в Эрмитаж были перевезены Пергамский алтарь, некоторые экспонаты Египетского музея, а также знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В 1958 году советские власти возвратили это в Берлин.

Пергамский алтарь, сейчас расположен в Берлине, в Пергамском музее
После падения «железного занавеса» выяснилось, что в запасниках Эрмитажа хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, в том числе картины Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрека. В 2006 году в музее разразился скандал — выяснилось, что одна из сотрудниц музея вместе со своими родственниками вынесла из музея около 200 небольших экспонатов, но вернуть их удалось уже не все.
Эрмитажный комплекс
Государственный Эрмитаж — это не одно здание, а целый музейный комплекс из пяти зданий. Самый известный из них, конечно, Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади. Построенный под руководством итальянского архитектора Растрелли в 1754—1762 годах, дворец является шедевром архитектуры в стиле елизаветинского барокко.
Государственный Эрмитаж — это целый музейный комплекс из пяти зданий, самый известный из которых, Зимний дворец
К нему примыкают Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажные театр, построенный на месте бывшего Зимнего дворца Петра I по проекту архитектора Кваренги. Кроме того, во владении Эрмитажа находятся Меншиковский дворец, Восточное крыло Главного штаба, музей Императорского фарфорового завода и Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».

Екатерина Астафьева








