Место уединения: история Эрмитажа

Если вы не были в Эрмитаже, вы не были в Петербурге — пожалуй, так может сказать вам любой житель российской культурной столицы. Расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади, Государственный Эрмитаж неизменно привлекает туристов из России и мира. Около трех миллионов экспонатов, около трех миллионов посетителей в год. Diletant.ru решил вспомнить историю одного из знаменитейших музеев России.


Место уединения

Считается, что Эрмитаж возник в 1764 году как личная коллекция Екатерины II. В тот год она получила из Берлина около 300 картин знаменитых художников, таких как Рембрандт, Рубенс, Йорданс, ван Дейк, ван Бален и других. В основном это были работы голландско-фламандской школы из личных коллекций Йохана Эрнста Гоцковского, который таким образом уплатил свой долг князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.

Сегодня из этих трехсот картин в Эрмитаже хранится около ста. В переводе с французского «эрмитаж» означает «место уединения». Сейчас он, конечно, таковым быть перестал — попробуй уединись среди потока восторженных туристов! Но поначалу название соответствовало содержанию — коллекция картин хранилась в Малом Эрмитаже и взглянуть на нее мог лишь избранный кружок приближенных Екатерины.

Место уединения: история Эрмитажа

Здание малого Эрмитажа сегодня


Наследие Екатерины II — около 4000 полотен

Постепенно Екатерина приобретала все новые и новые полотна для своего собрания. Часть из них (около 600 картин) была куплена в Дрездене, что составляло коллекцию графа Брюля. Затем в 1772 году в Париже собрание Эрмитажа пополнилось коллекцией барона Кроза, в которой преобладали картины французских, итальянских, голландских и фламандских мастеров. Так в «место уединения» попали работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и Пуссена. Несколько картин Ван Дейка и Пуссена были приобретены у британского премьер-министра Уолпола.

В Брюсселе были куплены несколько тысяч рисунков из коллекции Концебля. Некоторые античные скульптуры и бюсты уступил Эрмитажу английский банкир Лайд-Браун, благодаря ему же музей получает знаменитую скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». При этом Екатерина приобретала не только картины, но и книги. Например, известная поклонница Вольтера и Дидро, она купила их библиотеки. В 1796 году Екатерина оставила в наследство около 4000 полотен. Ее коллекция была так велика, что в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа, который мог бы вместить огромное собрание произведений искусства.

Место уединения: история Эрмитажа

Скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик»


Знаменитый внуки знаменитой бабушки

Сын Екатерины II, Павел I, любителем искусства не был, но ее внуки, Александр I и Николай I, продолжили дело своей знаменитой бабушки. Они несколько изменили стратегию пополнения коллекции — вместо того, чтобы покупать целые собрания, они начали покупать отдельные полотна тех художников, которыми Эрмитаж еще не мог похвастаться.

Так были приобретены знаменитый «Лютнист» Караваджо" и «Поклонение волхвов» Боттичелли. В 1852 году Николай Iоткрывает музей для широкой публики, и им же была куплена картина Рафаэля «Мадонна Альба», которая, к сожалению, в 1931 году была продана советскими властями в Вашингтон, где теперь и хранится.

Место уединения: история Эрмитажа

«Мадонна Альба» кисти Рафаэля



Происходило это благодаря Андрею Ивановичу Сомову, который был старшим хранителем Эрмитажа. Правда, затем часть работ русских художников была передана в Русский музей. В это же время некоторые картины, которые императоры покупали как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были определены искусствоведами как работы их учеников.

Жизнь после Революции

Постреволюционное время — неоднозначный период в истории Эрмитажа. С одной стороны, в музей поступили национализированные коллекции Академии художеств, благодаря чему Эрмитаж обогатился картинами Ботичелли, Корреджо, Рембрандта, Делакруа. Некоторые предметы интерьера музей получил из Зимнего дворца, а также сокровища Великих Монголов. В 1948 году в Москве закрывается Музей нового западного искусства, и в Эрмитаж попадают работы импрессионистов — Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо.

Место уединения: история Эрмитажа

Картина Матисса «Танец», выставляется в Эрмитаже

С другой стороны, музей понес огромные потери. Бриллиантовая комната Зимнего Дворца была перевезена в Москву, где послужила основой для Алмазного Фонда. Часть полотен старых мастеров была передана московскому Музею изобразительных искусств. В 1929—1934 годах 48 шедевров живописи навсегда покинули Россию из-за распродаж, устроенных советской властью. В их числе были работы Рубенса, Ботичелли, Хальса, а также единственное эрмитажное полотно Ван Эйка.

Трофейное искусство

Как известно, во время войны около двух миллионов экспонатов Эрмитажа были эвакуированы на Урал, а подвалы самого здания были превращены в бомбоубежища. По счастью, с окончанием войны все экспонаты вернулись в музей, и лишь некоторые из них требовали реставрации. Тогда же коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым трофейным искусством — культурными ценностями Германии и ее бывших военных союзников, выступившими в качестве реституции, то есть компенсации за культурные ценности, уничтоженные и разграбленные во время войны. Тогда в Эрмитаж были перевезены Пергамский алтарь, некоторые экспонаты Египетского музея, а также знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В 1958 году советские власти возвратили это в Берлин.

Место уединения: история Эрмитажа

Пергамский алтарь, сейчас расположен в Берлине, в Пергамском музее

После падения «железного занавеса» выяснилось, что в запасниках Эрмитажа хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, в том числе картины Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрека. В 2006 году в музее разразился скандал — выяснилось, что одна из сотрудниц музея вместе со своими родственниками вынесла из музея около 200 небольших экспонатов, но вернуть их удалось уже не все.


Эрмитажный комплекс

Государственный Эрмитаж — это не одно здание, а целый музейный комплекс из пяти зданий. Самый известный из них, конечно, Зимний дворец, расположенный на Дворцовой площади. Построенный под руководством итальянского архитектора Растрелли в 1754—1762 годах, дворец является шедевром архитектуры в стиле елизаветинского барокко.

К нему примыкают Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажные театр, построенный на месте бывшего Зимнего дворца Петра I по проекту архитектора Кваренги. Кроме того, во владении Эрмитажа находятся Меншиковский дворец, Восточное крыло Главного штаба, музей Императорского фарфорового завода и Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».

Место уединения: история Эрмитажа

Екатерина Астафьева

Оцените статью
Тайны и Загадки истории