Археологический материал свидетельствует о наличии в Межигорье минимум пяти памятников археологии – от трипольских времен до легендарного казацкого монастыря. Нужно продолжить исследования и объявить часть территории заповедником.
В Центре охраны и научных исследований управления культуры и туризма Киевской облгосадминистрации собраны необходимые исторические и архивные материалы, бесспорно доказывают существование в урочище "Межигорье" остатков бывшего казацкого Межигорского Спасо-Преображенского монастыря и поселений древнерусского времени.
Этих уникальных памятников достаточно для проведения полномасштабных археологических исследований. Но в связи с недавно закрытым характером территории не было определено границ археологических памятников и их охранных зон.
Сейчас территория Межигорского Спаса – монастыря Запорожской Сечи – свободная от застройки. Территория Межигорье взята под охрану. Можно начинать археологические работы – есть все шансы, что они принесут интересные результаты.
Историческая Правда попросила киевских археологов рассказать о том, что можно раскопать на территории Межигорья.
—————
Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, по легендам, существовал во времена Киевской Руси. Первые документальные упоминания о нем относятся к 1523.
Киевляне обратились к власти Великого княжества Литовского, под протекторатом которого тогда была Украина, с просьбой дать согласие на восстановление монастыря. В 1523 году великий князь Сигизмунд I предоставил грамоту киевскому воеводе А. Немировичу, по которой игумену Михаилу Щербине было разрешено возобновить запустелый монастырь и монастырскую общину.
Из надписи на Евангелии, подаренном в монастырь Андреем полоза в 1546, известно, что 1555 в Межигорье было три храма: св. Спаса, св. Николая и св. Апостолов Петра и Павла, а также заложена пещерная церковь на горе Пекарницький.
В начале XVII в. в монастыре построены были новые деревянные храмы Петра и Павла (1604), трапезная Никольская (1609), соборная Спасо-Преображенская (1611).
Вид этих зданий сохранился для потомков благодаря рисунку Абрама ван Вестерфельда – голландского художника, служивший при дворе литовского гетмана Януша Радзивилла во времяего похода против Хмельницкого в 1651 году.
![]() |
Рисунки Вестерфедьда, выполненные с натуры, имеют большое значение для изучения памятников деревянной архитектуры Украины XVII в. |
Официальные отношения с Запорожской Сечью были оформлены в 1683 году. Монастырь был обязан отправлять на Сечь иеромонахов для службы в военных церквах, молиться за казаков, содержать военный госпиталь для нищих и искалеченных казаков.
В свою очередь, запорожское казачество заботилось монастырем. При поддержке Запорожской Сечи монастырь становится все богаче и влиятельнее, уступая разве что Киево-Печерской лавре.
Межигорский Спас, вместе с Успенским монастырем в Трахтемирове [Сейчас в Каневском районе Черкасской области – ИП], выполнял роль тыловой базы Запорожье – здесь был госпиталь, склады снаряжения и оружия, связной центр и т.д..
В конце XVII века монастырь имел 18 сел и городков на обоих берегах Днепра, хутора, двор и дворы в Киеве, Переяславе, Остре, многочисленные пруды, мельницы, сенокосы, острова, медные рудники, огороды, виноградники и другое имущество.
Каждый запорожец считал необходимым хоть раз в жизни прийти в Межигорье – покаяться и помолиться. Часто казаки проживали в монастыре много месяцев и даже лет – по своему желанию или по приговору военного суда – на покаянии. Многие из запорожцев заканчивал свою жизнь в монастыре, приняв постриг.
Почти каждый из простых казаков, избежав смерти на войне, или оправившись от ран в монастырском госпитале, делал посильный вклад в храм божий, умирая, каждый казак отписывал на церковь или монастырь икону, медаль, слиток золота или серебра, деньги.
Первый пай военной добычи также шел на церковь:
Серебро, золото на три части делили:
Первую часть брали, на церкви возлагали:
На святого Межигорского Спаса,
На Трахтемировский монастырь,
На святую сечевую Покров [Церковь на территории Запорожской Сечи – ИП] давали –
Которые давним казацким средства строили,
Чтобы за них, вставая и ложась,
Милосердного Бога просили.
А вторую часть между собой делили,
А третью часть брали,
Камышами садились,
Пилы и гуляли.
Прекрасно описал киевский историк Николай Закревский "прощания с миром" запорожца, который решил стать межигорским монахом.
Козак дарил все свое имущество обители, надевал власяницу и отдавался молитвам и покаянию. Бывшие запорожцы становились, как правило, самыми строгими к себе монахами. Здесь они и заканчивали свою жизнь, знаходившы последний приют на монастырском кладбище.
С Межигорьем связаны имена выдающихся деятелей Украины: Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы, Семена Палия, Петра Калнышевского. На территории монастыря были похоронены гетмана Евстафия Гоголя – предка известного писателя.
С большой вероятностью, именно здесь нашел свой последний приют казацкий полковник Семен Палий. Он завещал похоронить себя в монастыре. Вместе с его портретом хранились в монастырской церкви Сошествия Св. Духа его сабля и полковничий серебряный жезл.
В 1786 году Межигорский монастырь подвергся секуляризацию и указом Екатерины Второй был ликвидирован. На то время в монастыре было пять церквей:
1. Кирпичный Спасо-Преображенский собор, построенный на средства патриарха Всея Руси Иоакима, постриженця этого монастыря, в 1676-1690 годах.
2. Кирпичная Петропавловска надвратная церковь, построенная на средства последнего кошевого атамана Петра Калнышевского известным киевским архитектором Иваном Григоровичем-Барским в 1772-1774 годах. Он же построил и корпус братских келий в 1764 году.
3. Деревянная церковь Сошествия Святого Духа (шестибанна), построенная в 20-х годах XVIII в.
4. Деревяьна трапезная Николаевская церковь, построенная после 1665, перестроена после пожара 1764.
5. Деревяьна церковь Благовещения Богородицы с "госпиталем", построенная после 1665, перестроена после пожара 1764.
6. Еще одна церковь – Святого Онуфрия существовала в пещере на горе Пекарницький, устроенная в 1555 году, восстановлена в 1723 году.
Весной 1787 Екатерина II решила посетить известную казацкую святыню, но накануне ее приезда монастырь сгорел. Пожар восприняли как протест против ликвидации Запорожской Сечи, а народное воображение приписала ее Екатерине II в. Так и Тарас Шевченко запечатлел эти события в поэме "Невольник":
…Как царица по Киеву нечос [Запорожское псевдо Григория Потемкина – ИП] ходила
И Межигорского Спаса ночью зажгла
И по Днепру в золотой галере гуляла,
На пожар то смотрела, исподтишка улыбалась.
Территорию бывшего монастыря Екатерина II подарила Киеву. Магистрат решил расположить там Винокуренный завод, но этому предотвратил киевский митрополит: "Под сенью Святого Спаса винокурню! Побойтесь Бога, православные!".
Ввиду наличия в окрестностях Киева высококачественных глин, территория монастыря была передана в 1798 году под фабрику фаянсовых изделий. Кирпичные монастырские церкви – Спасо-Преображенскую и Петропавловске – восстановили и приписали к Киево-Печерской лавры. Корпус братских келий устроили заводские потребностей.
Так началась другая, не менее славная история Межигорье. Сервизы Межигорской фабрики украшали императорские столы. На первой выставке российских мануфактурных изделий в 1829 году в Санкт-Петербурге произведения фабрики были признаны лучшими во всей Российской империи.
Европейские музеи и фарфоровые заводы покупали образцы межигорских изделий. Оригинальность декорирования посуды, кисти и листья винограда, цветы, рельефный орнамент, разноцветные глазури, отличала его от всех других фаянсовых изделий.
![]() |
Блюдо Киево-Межигорской фабрики в 1841 году. Фото: antiquecity.com.ua |
Производили на фабрике и посуда для повседневного обихода. Газеты писали о фабрике:
"Фабрика сия выделывает посуды весьма много и снабжает НЕ токмо Киевскую и прилегающие к ней губернии, но и некоторые города Галиции …
Поелику в губерниях, прилегающей к Санкт-Петербургу, не имеется еще таких заведений, на которых фаянсовая посуда выделывалась бы в таком совершенстве, как на киевской фабрике, то Министерство внутренних дел … приняло такие меры, чтоб некоторая часть посуды была уделено на продаже в Санкт-Петербург ".
Разноцветные поливы и мельчайшего рельефный орнамент по всей поверхности изделий – это особенность, так выделяет межигорские образцы, возникла на фабрике не случайно.
В составе межигорских глин, которые использовали для производства фаянсовой массы, большой процент окислов железа. И как бы не чистили и не измучивали глину перед производством, маленькие рыжие крапинки могли проявиться на готовом изделии и испортить вид посуды. Чтобы спрятать возможные недостатки и применяли цветные поливы и плотный орнамент.
Сохранились до нашего времени имена мастеров, создававших своими руками славу украинской керамики. Из документов фабрики, которые хранятся в Государственном историческом архиве Украины, известные нам их имена – мастера Илья и Иван Ермоленко, модельер и скульптор Семен Шевченко с учениками, друкувальникы и обпалювальникы Артем Истинный, Александр Коломиец, Андрей Тищенко, Елисей Коломоец, Иван Корнийченко, Андрей Старенький, Гордей Бабенко, Тимофей Самойленко, Федор Барсук, Григорий Молчун.
Талантливый гравер и художник Дмитрий Иванович Степанов (1800-1856 гг), воспитанник Петербургской Академии Художеств, долгое время работал на фабрике. Он дружил с Шевченко. Возможно, именно к нему приезжал в Межигорье в 1843 году Тарас Григорьевич.
Степанов подготовил в школе при фабрике плеяду художников-граверов из мальчиков крестьян: Кирилла Яцына, Василия Коломийца, Михаила Веремийця, Ерофея Каримова, Макара Сусенко, Кузьмы Корнейченка, Ивана Шупика, Исаакия Комсаренка и других.
Несмотря на качественные изделия, производство на фабрике было убыточным. И после нескольких передач частным лицам в 1874 году фабрика была закрыта.
В конце 1880-х годов XIX в. империя готовилась к празднованию 900-летия принятия христианства. К этой дате решили восстановить древнюю святыню – Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, чтобы "ожила в народе слава Межигорье и стала обитель школой трудолюбия и благочестия".
Сначала монастырь передали Троицкой обители, а в 1894 году он отошел в подчинение Покровского женского монастыря. Монахини восстановили монастырские здания, подправили настенная роспись церквей, иконы и иконостас. В монастырских зданиях начали работать небольшая больница, гостиница. Девушки Покровской монастырской школы летом отдыхали в Межигорье.
Сотни паломников приезжали в Межигорье поклониться казацким святыням. Еженедельно от киевской пристани ходил в Межигорье пароход, увозя желающих отдохнуть на живописных днепровских склонах.
![]() |
Начало XX века. Фото: vyshhorod-ua.livejournal.com |
Но не долго существовал монастырь. Согласно декрету об отделении церкви от государства все достояние Межигорского монастыря переходило в собственность большевистского государства.
Монахини, пытаясь спасти монастырские здания и имущество, создали в 1922 году совхоз в монастырском дворе. Так действовали монахи по многим монастырям бывшей империи, но тщетно.
![]() |
1920-е годы |
Некоторое время в монастырских зданиях действовал детский дом Киевского комитета помощи детям при американской администрации.
На III Всеукраинском съезде Советов было принято открыть в Межигорье керамическую школу-мастерскую. Школа была открыта в 1920 году, в 1922 году преобразована в техникум, а в 1928 году – в институт.
Здесь работали и преподавали известные украинские метке, ученики М. Л. Бойчука – Василий Сидляр, Оксана Павленко, Павел Иванченко, Иван Падалка. Почти все они были репрессированы в 1937 году.
![]() |
Иван Падалка, декоративная тарелка "Пролетарий Мамай", 1923 год. Фото: day.kiev.ua |
Многие известные специалисты вышли из стен Керамического техникума, они создавали славу украинской керамики. Но это тема отдельного рассказа.
С начала XIX века выдающиеся историки уделяли исследованию казацкого Межигорского монастыря большое внимание. М. Берлинский, М. Максимович, М. Закревский, М. Петров посвятили казацком монастырю много научных трудов.
В годы борьбы Советской власти с церквями Ф.Эрнст вывоз из монастыря перед его разрушением – и этим сохранил для потомков – уникальные портреты основателей монастыря, провел замеры и сделал фотографии монастырских зданий.
В 30-е годы ХХ века после строительства Днепрогэса возник план строительства Днепрогэса-II в районе Вышгорода. Целью была индустриализация Киевского Полесья.
В связи с этим была создана экспедиция, на которую возлагалось изучение всех памятников истории и культуры: археологии, этнографии, искусства, палеонтологии по берегам Днепра от Вышгорода до Чернобыля. Возглавил экспедицию Федор Козубовский, директор Института материальной культуры. Начальником Вышгородского отряда был назначен Таддей Молчановский.
После сталинских репрессий 1937 осталось немного документов этой экспедиции. Один из них – дневник Вышгородской экспедиции Федора Козубовского за 1934 год, хранится в архиве Института археологии НАН Украины.
Сначала экспедиция прибыла в Межигорье, но встретила плохой прием в дирекции дома отдыха для писателей, который здесь был создан в 1933 году. Только четыре дня прожили ученые в Межигорье, а потом переехали в Вышгород.
В Межигорье экспедиция расположилась в церкви св. Петра и Павла (ее закрыли для верующих в 1925 году), где экскурсовод дома отдыха, бывший Новопетровское учитель Иван Сидорович Марчук собрал небольшой музей. Экспонатами были находки из Вышгородского городища.
Марчук сопровождал ученых в их исследованиях окрестностей Межигорье. Козубовский записал в своем дневнике 12.07.1934 г.:
"Нами от у самого дома отдыха его окрестности:
И. Ур. "Хутор" к западу от дома отдыха, окруженное со всех сторон оврагом и крутым склоном плато размером до 2-х га. По краям плато и с востока к нему валообразные повышения. На картофельном поле находили очень много фрагментов славянской керамики XI-XIII века, фрагменты орнаментированных изделий, пласта великокняжеской кирпича, и рядом кирпич, изразцы поздних времен.
ИИ. Виноградная гора – те же изделия, что и с урочища "Хутор".
ИИИ. Над берегом круг пристани в обрыве есть пещера. Пещера эта служила давно еще как "затвор" для монахов Межигорского монастыря ".
В дневнике содержится схематический план монастыря, на котором показаны и урочище "Хутор", и оборонительные сооружения XVIII в. на горе Виноградной, и пещера на горе Пекарницький.
29 июня 1934 Козубовский пишет в дневнике: "На предыдущем совещании принято взять под защиту и охрану весь комплекс сооружений Межигорье, и в дальнейшем отдельные участки его сделать заповедными".
К сожалению, этого так и не произошло. 13 апреля 1935 Политбюро ЦК КПБУ приняло всю усадьбу Межигорского монастыря передать для строительства правительственных дач, а уже 22 марта этого же года члены политбюро санкционировали выделение из государственного бюджета 300 тыс. руб. на разрушение церквей и помещений Межигорье.
Не все здания Межигорского монастыря были разрушены во время строительства правительственных дач. Сохранилось Спасо-Преображенский собор. Это стало известно из архивных документов, хранящихся в Государственном архиве Киевской области.
В 1947 году в перечень памятников архитектуры Киевской области, охраняемых государством под № 14 указано: "Межигорье, Киевский район – Собор Преображенский, каменный, республиканского значения, сооружений в 1690 г.". Документ подписан начальником областного отдела по делам архитектуры.
Существует постановление исполкома Киевского областного Совета депутатов трудящихся № 192 от 8 февраля 1949 "О мерах по улучшению охраны памятников культуры на территории Киевской области", где, согласно постановлению Совета Министров УССР от 30 декабря 1948 по № 3076 принимаются меры к улучшению охраны памятников культуры и к этому добавляется перечень памятников архитектуры Киевской области, где под № 25 читаем:
"Межигорье, Киевский район, Киевской области – Монастырь Преображенский. Усадьба и кирпичная церковь, дата сооружения 1637 г. [Ошибка]".
Гордость казацкого монастыря – величественный каменный Спасо-Преображенский собор сохранился (хотя и без верхов) и во время уничтожения монастырских зданий 1935 года и во время Великой Отечественной войны.
По свидетельствам местного населения, разрушения собора следует отнести на конец 1980-х годов. Указывают, даже место на берегу Днепра, куда, в намеренно выкопанную траншею, свозили кирпич от стен разрушенного храма.
17 лет собирал свидетельства людей, которые видели разрушения монастыря, заведующий отделом рукописей ЦНБ АН УССР Николай Петрович Визирь.
Еще 10 лет понадобилось для того, чтобы убедить органы власти в необходимости проведения археологических исследований в Межигорье, на территории тогдашних правительственных дач.
Тогда на страницах газет появилось много статей, по возможности нахождения на территории бывшего монастыря остатков библиотеки Ярослава Мудрого. Основанием этого утверждения М. П. Визир считал
а) легенды, о существовании монастыря во времена Киевской Руси;
б) фразу из письма патриарха Иоакима – "… В приращение к наследству Ярослава", которой он сопровождал переданы в монастырь книги;
в) воспоминания людей, видевших какие-то книжки при уничтожении церковных помещений и строительстве правительственных дач в 1935 году.
Скорее, остатков библиотеки Ярослава Мудрого на территории монастыря не было. В описаниях монастырского имущества 1777 года, где были перечислены все книги монастырской библиотеки, нет упоминания о книгах, датированные ранее XVII века. Кроме старинных, в монастырской библиотеке были и рукописные фолианты, но также XVII века.
Однако легенда о существовании Ярославовой библиотеки все-таки сделала доброе дело.
На волне независимости 1990 году была создана правительственная комиссия, во главе которой стала М. А. Орлик – заместитель Председателя Совета Министров СССР. Археологические исследования проводил Институт археологии НАН Украины, начальником экспедиции был назначен Виктор Харламов.
Редакция еженедельника "Андреевский спуск" учредила специальный "Межигорский фонд" для финансовой поддержки исследований. Но все оказалось напрасным.
В связи с закрытым характером правительственных дач экспедиция имела ограниченные возможности в выборе объектов исследований – исследовали там, где позволяли, а не там, где было необходимо. А потом экспедиция и вовсе прекратила существование в связи с изменениями в составе правительства.
Несмотря на то, что исследователям не было предоставлено планов территории монастыря XVIII-XIX вв., Землеройных машин и геологического оборудования – как планировалось при создании экспедиции – определенные работы были проведены.
Из доклада В.Харламова в научном обществе охраны памятников истории и культуры в 1993 году узнаем:
"… В результате археологических работ 1990 была открыта площадь около 500 м.кв. Обнаруженные остатки стен и фундаментов каменных монументальных сооружений XVII-XX вв., А также остатки подземных ходов и помещений …. в 1992 году. .. удалось найти и локализовать древнее кладбище ".
Отчет об археологических исследованиях 1990 малоинформативен и не содержит планов местности, а отчет за 1992 год отсутствует.
Автору удалось найти одного из участников экспедиции 1990 года и нанести на современный план территории правительственных дач места, где экспедиция В. Харламова проводила раскопки.
Один из раскопок перерезал фундаменты корпуса обжиговых печей фаянсовой фабрики, и, возможно, часть погреба, еще монастырского. Остатков библиотеки Ярослава Мудрого экспедиция не нашла.
Ссылаясь на свидетельства людей, работавших в Межигорье в 1935 году и видели в подвалах какие-то рукописные книги, можно сделать вывод, что В. Харламову разрешили проводить раскопки с северной стороны территории монастыря, а не там, где очевидцы видели подвал с книгами & ndash ; у пруда в южной части монастырской усадьбы.
В. Харламов высказывал предположение, что "Вопрос о нахождении книг древнерусского великокняжеского периода можно еще поставить под сомнение .. наличие книг позднего периода основан на реальной основе". Книги, могли остаться на этой территории, принадлежавшие, вероятно, библиотеке женского Покровского монастыря, которому было передано Межигорье в 1894 году.
Где в 1992 году В. Харламов зафиксировал монастырское кладбище, выяснить пока не удалось, отчета от 1992 года не осталось. Известно лишь, что в начале ХХ века на паперти Спасо-Преображенского собора можно было увидеть старинный надгробие – остаток запорожских захоронений, и у храма – захоронения последнего архимандрита Гавриила Гуляницкого.
В 2007 году, несмотря на проведение на территории бывшего монастыря активных строительных работ, директор Института археологии НАН Украины, академик НАНУ Толочко П., директор Национальной библиотеки им. Вернадского, академик НАНУ Онищенко А. и заместитель директора по научной работе Института газа НАНУ, доктор физико-математических наук Жовтянский В. направили Президенту Украины Ющенко В.А. обращение с предложением создать условия для проведения археологических исследований с использованием современных электрофизических методов. К сожалению, обращение не принесло желаемого результата.
Сегодня территория бывшего казацкого Спасо-Преображенского монастыря представляет собой уникальный памятник историко-археологического характера.
Письма, о необходимости сохранения остатков казацкого монастыря, были направлены в конце 2004 года Председателю Верховной Рады Украины В. Литвину, в Кабинет Министров Украины, к депутатам Верховной Рады Украины В. Ющенко, Л. Танюку, П. Мовчана, В. Яворивскому, Председателю Украинского общества охраны памятников П. Толочко, Председателю Украинского комитета ИКОМОС ЮНЕСКО В. Абазова.
Письмом была предупреждена Вышгородская районная администрация. Необходимые материалы были направлены в Государственную службу по вопросам национального культурного наследия.
В июле 2005 года состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросу истории Межигорского монастыря при Киевской облгосадминистрации, где было решено провести комплексное археологическое исследование территории Межигорья.
В ноябре 2007 года к президенту Украины Виктору Ющенко обратились директор Института археологии НАН Украины П. Толочко, директор Национальной библиотеки Украины Вернадского А. Онищенко и заместитель директора по научной работе Института газа НАН Украины В. Жовтянский с целью привлечь внимание к проблеме общенационального значения – обязательного проведения археологических исследований на территории Межигорья.
В январе 2008 года Министерство культуры и туризма Украины считало необходимым перед образованием на территории монастыря Национального заповедника осуществить комплексное исследование его территории с привлечением ведущих специалистов НАН Украины, определить на их основе перечень объектов для включения в состав заповедника, между их охранных зон, режимы использования земель.
Кабинет Министров Украины (письмо за № 2862/3/1-08 от 07.02.2008) предлагал осуществить комплексное исследование территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье.
Однако Вышгородская районная администрация 12.12.2007 года предоставил разрешение под № 7-25/3280 на передачу в аренду на 49 лет земельного участка площадью около 130 га на территории Новопетровского сельского совета Вышгородского района обществу с ограниченной ответственностью "Танталит". Остатки бывшего Спасо-Преображенского монастыря в урочище Межигорье находятся именно на этой территории.
Представитель ООО "Танталит" отказался подписывать охранный договор с органом охраны культурного наследия Киевской области, поэтому ему было отказано в получении согласования на передачу в аренду упомянутой территории. По неофициальной информации, такое согласование предоставила ООО "Танталит" Государственная служба по вопросам национального культурного наследия.
После открытия территории Межигорья 22 февраля 2014 территорию монастыря посетила комиссия: А. В. Бреяк (зав.отделом краеведения Киевского областного центра охраны и научных исследований памятников культурного наследия управления культуры и туризма Киевской облгосадминистрации), Б. А. Моця (к.и.н, зам.начальника управления охраны недвижимого культурного наследия Департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины – начальник отдела сохранения и использования памятников и территорий, связанных с охраной недвижимого культурного наследия), В. Г. . Ивакин (к.и.н., старший научный сотрудник Института археологии НАН Украины).
Члены комиссии показали, что на сегодня территория Спасо-Преображенского Межигорского монастыря свободна от застройки.
В результате археологических исследований 1924, 1934 и 1990-93 годов на территории Межигорья обнаружено пять памятников археологии:
1) Спасо-Преображенский Межигорский монастырь XVI-XVIII вв.
2) Древние укрепления в ур. Пекарский гора, располагались над монастырем. В двух местах зафиксированы остатки валов, но датировать их сооружение не удалось;
3) Поселение в ур. Хутор – здесь собраны фрагменты керамики Х-ХIII вв .. Здесь исследователи вспоминают укрепления, возможно – остатки напольного вала городища. Связь древнерусского поселения с укреплениями требует уточнения, поскольку на поселении обнаружено и позднесредневековые материалы;
4) Многослойная памятник в урочище Виноградная гора, которая располагалось севернее монастыря. Найдены фрагменты древнерусской и позднесредневековой керамики. Зафиксировано многоугольное укрепления, которое исследователи считали остатками батареи XVIII века.;
5) Пещерный комплекс Межигорской обители.
![]() |
Археологическая карта Межгорье 1. Многослойная достопримечательность: 2. Земляной вал XVIII века. ("Батарея"). 3. Многослойная достопримечательность в ур. Хутор: 4. Поселение позднетрипольских времени. 5. Многослойная достопримечательность: |
27 февраля 2014 комиссия, составленная из научных сотрудников Института археологии НАН Украины (В. Ивакин, В. Козюба, А. Чмиль, Н. Хамайко, М. Квитницкий) и Киевского областного центра охраны и научных исследований памятников культурного наследия управления культуры и туризма Киевской облгосадминистрации (Ю.Толкачов) провела визуальное обследование вышеуказанных памятников и собрала многочисленный подъемный археологический материал.
![]() |
Карта УП |
Найденные фрагменты керамических изделий эпохи трипольской культуры, древнерусского государства и позднесредневекового времени. Эти факты подтверждают уникальную роль территории Межигорья для истории украинского народа.
Необходимо провести предварительные археологические исследования всех вышеприведенных памятников. По результатам проведенных археологических исследований будет составлен учетную документацию на нововыявленную памятник истории и культуры – остатки бывшего казацкого Межигорского Спасо-Преображенского монастыря и памятники разных времен Х-XIX вв., которые находятся на Межигорских горах.
На базе вышеуказанных достопримечательностей считается возможным создание филиала Вышгородского историко-культурного заповедника – "Спасо-Преображенский Межигорский монастырь".