Мифология Египта в еврейских манускриптах

Мифология Египта в еврейских манускриптахПастушки и египетский чиновник

Плутарх в «Застольных беседах» (Кн. 4, в. VI) однозначно идентифицирует бога иудеев с Дионисом – бога виноделия, оргий и религиозного экстаза, в римской традиции известным как Бахус или… Либер.

В греческой мифологии известный и как Вакх, это был первоначально фракийский бог, культ которого греками был перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции виноделия этот культ укоренился прочно. По преданию Вакх являлся сыном дочери фиванской царя Семелы и Зевса.

Сложно сказать однозначно, о чем говорит утраченная (уничтоженная?) часть «Застольных бесед», но получется, что Вакх ( Либер) – «фиванец, рожденным Семелой» или… семит? Если вспомнить не о греческих Фивах, а о Фивах в Египте, то город (др.-егип. Уасет, греч. Thebes) известен с III тысячелетия до н.э., а наивысшего расцвета достиг с начала Нового царства в эпоху XVIII династии (16—14 вв. до н. э.), что совпадает с временем первого упоминания о Фивах в Греции. Фивы стали политическим и религиозным центром Египта, границы которой на юге вдавались на территорию совр. Судана, а на западе доходили до Ливии. Фивы являлись центром культа бога Амона, мифология о котором перекликается со сборными мифологемами иудаизма – культа «бежавших из плена египетского».

Согласно иудейской мифологии Ветх.Завета, ставшего сборником преданий множества народов, проживавших на Ближнем Востоке, Исход произошел в XV в. до н.э. Так «сыны Израиля» вышли из Египта за 480 лет (~ 5 веков) до начала «строительства Храма Соломона» в Иерусалиме (3Цар.6:1), возведение которого условно принято относить к X в. до н.э.

Однако с т.з. исторической школы Исход мог иметь место в 13 в. до н.э, поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха) впервые появляется имя Израиль. В пользу поздней датировки говорит и тот факт, что «израильтяне» вышли из Египта через Красное море потому, что сухопутное сообщение с Ханааном было перекрыто филистимлянами (Быт.13:17), которые появляются не раньше XIII в. до н.э.

Культ иудаизма мог выделится из монотеистичного культа Атона, который взял свои корни из поклонению древнеегипетскому богу Солнца, затем царю богов и покровитель власти фараонов Амону.

Первоначально Амон — местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из божеств гермопольской Огдоады, – 8-ми изначальных богов города Гермополя (Хемену). В Огдоаду входили 4 пары космических божеств, из которых возник мир. Боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. Амон состоял в паре Амонет, считаясь сокрытыми богами или воплощением «ничто», воплощением воздуха и ветра. Мифологическая проработка образа Амона скудна. Супругой его фигурировала Уасрет (позднееМут). Амонет была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела (перекликается со скрытым культом Шахины в иудаизме и каббале). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду («святая троица»). Амона также связывали с Мином.

В Первый переходный период появляются первые упоминания об Амоне не просто как о самостоятельном божестве, а как о демиурге и верховном боге. В русле синкретизма он был отождествлён с древним гелиопольским солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов и старшего божестваЭннеады.

Эхнатон, он же Соломон?

Фараон Аменхотееп IV (позднее назвавший себя Эхнатоном), из XVIII династии, живший в 1375—1325 гг. до н. э., правивший ориентировочно в 1351-1334 годах до н. э., стал инициатором невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои древнеегипетской цивилизации. Объяснением могло быть то, что происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, предположительно имея семитское происхождение, по правилам престонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Находившийся под сильным влиянием своей матери и пытаясь укрепить свою власть, Аменхотеп IV опирался на неродовитых служилых людей, так называемых немху («сироты»), выступил против жречества, в первую очередь против жречества главного бога Амона-Ра.

Как и его отец, в нарушение традиции женился не на старшей дочери царствовавшего до него фараона (египетский престол формально передавался по женской линии, ассоциируется с иудаизмом), а на своей двоюродной сестре (дочери Эйе, брата своей матери) — Нефертити, впоследствии принимавшей активное участие в его преобразованиях. Для усиления власти над жрецами, в противовес фиванскому богу Амону, Аменхотеп постепенно стал выдвигать монотеистического культ ранее малоизвестного бога Атона (Йати), «олицетворяющего солнечный диск».

Крайне болезненный по виду, провозгласив себя первосвященником нового бога, Аменхотеп на 3-м году своего правления начал строить в Фивах в его честь храм. На 4-м году началась отделка стен нового храма. Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом. Около 1356 до н. э. Атон окончательно провозглашается единственным богом, а через 3 года начинаются преследования почитания всех других культов, прекращается строительство храмов, искореняются сами слова «бог» и «боги» (напоминает иудейскую традицию запрета использования слова «Бог»).

На 6-м году правления Аменхотеп переносит столицу страны из Фив, центра жречества Амона, в основанный им город Ахетатон («Небосклон Солнца», совр. Тель эль-Амарна в Ср.Египте) и клянется вместе с Нефертити никогда не покидать столицы, «священной обители Атона». Его центром стал грандиозный храм – величайшее сооружение древности, длиной около 800 м, а шириной — 300 м (не напоминает «Первый храм»?).

Фараон меняет свое имя на Эхнатон («Полезный Атону»). Свое имя он начинает писать, добавляя прозвище ankh-en-maat – «живущий в правде» (почти, как Лев Натанович Щаранский) и провозглашает себя абсолютным божеством, вечным существом, спасающим от вечной гибели.

Вскоре запрещается культ «фиванской триады» – Амона, его жены Мут и их сына Хонсу. При этом Эхнатон уничтожает имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушает связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. Египетские чиновники вслед за фараоном переиначивали свои имена, удаляя из них имя Амона.

Атон именуется не иначе как «властитель», его имя, подобно царскому, заключается в картуши. Солнечный диск Атона стал считаться небесной «иконой» самого царя. Поэтому меняется и само изображение Атона. Прежний образ человека с головой сокола, увенчанной солнечным кругом, заменился новым — круг с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей, которые оканчиваются ладонями со знаками «анх» — символом жизни, силы и благодати, которые он протягивает обращенным к нему в молитве.

Для поклонения Атону строятся многочисленные храмы, представляющие собой большие открытые дворы с пилонами — отныне молитвы человека возносятся к самому богу, между ними не существует преград в виде жрецов. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона сына Эхнатона, Тутанхамона. Он появился уже от брака Эхнатона на своей родной сестре, чье имя не было установлено. Судьба Нефертити, родившей фараону не менее четырех девочек, младшая из которых – Анхесенпаатон – стала супругой Тутанхамона, после появления новой жены Эхнатона, неизвестна. От новой супруги у фараона было (предположительно) 2 сына.

На 17-м году правления Эхнатона (последнем, по источникам), его близкий родственник (сын или зять) – Сменхкара, женатый на старшей дочери Эхнатона, – был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему мл. брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено впростой могиле, как и тело их матери Тейе, покончившей жизнь самоубийством. После этого в Фивах недолго правил Эйе в качестве 13-го и последнего фараона XVIII династии. Династия угасла, имена последних ее представителей уничтожались Хорембом – первым фараоном XIX династии, но, впрочем, еще при Тутанхомоне произошло возражение культа прежних богов и репрессий по отношению к почитателям Атона – т.е. к «этнатоновской элите».Выходцы из которой, очевидно, и стали закладывать основы «древнего иудаизма».

Учитывая, что все «факты» иудейской мифологии начисто отсутствует в египетских хрониках, и отбросить при этом условности образования мифологии Ветхого завета, Эхнатон вполне мог послужить прообразом того самого «могучего царя Соломона» – «Шломо, построившего Первый храм» – «при постройке которого помогали ангелы», ради которого и повел Моисей «народ Израиля» на «землю обетованную». Почему – рассмотрим в следующей главе.

Моисей и монотеизм

Нужно отметить, что предположение об иудеях, как выходцах из «этнатоновской элиты» выдвигал и Зигмунд Фрейд в своей работе «Моисей и монотеизм» называя Моисея одним из высокопоставленных египтянином периода правления Эхнатона. Предполагаемое имя Моисея в древнеегипетских источниках Осарсиф. Упоминается египетским историком эллинистического периода Манефоном в несохранившемся труде «История Египта», который цитирует Иосиф Флавий в сочинении «Против Апиона».

Сочинение Манефона сообщает о том, что прообразом библейского Моисея был Осарсеф (ряд исследователей отмечают сходство с именем Иосиф) — жрец храма Осириса в Гелиополе времён Аменхотепа. Этого жреца избрали своим предводителем «те, кто имели скверну на теле… прокажённыеи другие нечистые» (И. Флавий. «Против Апиона»). Во сне фараон получил указание изгнать Осарсефа и его сторонников из Египта. Те удалились в Ханаан, где вступили в союз с местными жителями, наводнили Египет, в свою очередь, изгнав из страны и Аменхотепа, и его сына «Рампсеса, также известного под именем Сет». Иго Осарсефа и «прокажённых» продлилось в Египте 13 лет, — до тех пор, пока фараон не вернулся и не восстановил прежние порядки. Историю о «евреях» как о больных, некогда изгнанных из Египета, повторяет также Тацит.

Вполне возможно, что за фигурой Осарсефа скрываются исторические воспоминания о правлении Эхнатона (вычеркнутого из официальных анналов), о вторжении в Египет пастухов-гиксосов, основателей XV и XVI династий. Обе династии существовали одновременно и были современниками XVII династии фиванских фараонов. Около 1600 до н. э. Камос, последний фараон XVII фиванской династии, ценой невероятных усилий сумел изгнать ненавистных чужеземцев. Вопреки советам он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису — своему опорному пункту на границе с Палестиной. Камоса наследовал его брат Яхмос I (основатель XVIII династии). После трехлетней осады он захватил и разрушил Аврис, изгнав гиксосов в Азию. Но обслуживающая их «челядь» в Египте осталась.

Фигуру Осарсефа еще возможно связать с тираническим правлением визиря – сирийца Ирсу. По воле неизвестного фараона он был наделен властью и вынудил весь Египет выплачивать ему дань. Чтобы грабить имущество сельского населения, «сириец» «объединил своих соплеменников, они относились к богам, как к людям, не правились жертвоприношения в храмах» (Папирус Гарриса). В его биографии есть явные сходства с библейским Иосифом. Ян Ассман считает вероятным, что Осарсеф (Иосиф?) есть коллективная фигура, соединившая обрывки разрозненных исторических воспоминаний[1].

Фрейд пишет, что после уничтожения XVIII династии и падения популярности монотеистической религии Атона, Моисей, ради сохранения своего привилегированного положения и поддержания веры в единого бога Солнца, возглавляет «оппозицию», состоящую из прежней «эхнатоновской элиты» из немху («сирот», «прокаженных ханаан» или представителей остатков «челяди пастухов-гинкосов»?). Введя среди них традиционный обряд обрезания, принятый у традиционной элиты Египта по гигиеническим соображениям, осуществляет беспрепятственный «исход» секты атонитов-немхус территории Египта.

Далее Фрейд высказывает предположение, что Моисей был убит в результате бунта, а его религию в течение нескольких последующих поколений поддерживала лишь приближённая к нему группа людей. В дальнейшем, испытывая чувство вины за убийство вождя, последователи атонизма иудеи привносят этико-религиозные элементы в предшествующий ему культ бога синайского вулкана — Яхве и развивают идею Мессии. Имя Атона приобретает звучание Адонай (ивр.אדני‎, «Господь»).

Яхве Иегович Ишкуров

«Когда в середине I тысячелетия н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай. Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовашее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова)»
И.Ш.Шифман, «Во что верили древние евреи?», Атеистические чтения: Сборник. – М., Политиздат, 1988. – 343 с., ил. (С.182-183)

В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для арамейского «древнееврейского» типичным является ударение на последний слог, то есть Яхве́. Словарь Брокгауза и Ефрона, и другие словари сообщают, что правильнее произносить русское написание «Иегова» как Его́ва. По старым правилам буква «и» в начале слов перед гласными употреблялась вместо нынешней «й». Написание слова осталось старым, а произношение было забыто (в связи с 70-летием официального атеизма).

Как мы уже говорили, в период перехода к монотеизму Яхве имел супругу – что до сих пор имеет отражение в культе Шахины. По элефантинским папирусам ею являлась Анат[2] (перекликается с Амонет и Мут – египетская пара из 8 «изначальных богов гермопольской Огдоады») по другим источникам – Ашера[3].

В В.Завете упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия (Иеремия 7:17-18, 44:17). Археологические частый находки статуэток Ашеры также говорят о широком распространении её культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н.э. Однако, среди исследователей наблюдается путаница между именами богинь Ашеры (жены бога Эла) и Ашторет (Иштар-Астарты), которые различаются в угаритской мифологии.

Яхве, он же Йеху, он же Посейдон, он же Баал, требующих человеческих жертвоприношений

Яхве (Йехи, Эл или его сын Эль, Эа, Ил, Илу, Элохим, Аллах) – верховный бог сутиев -амореев, отожествлялся с богами — шумерским Ишкуром и аккадским Ададом. Почитался и некоторыми народами Ханаана, в частности, отождествляется с Илу – верховным богом г.Угарита. Священным животным Эля считался бык, как символ плодородия и мудрости, у палестинских пастухов ассоциировался с золотым тельцом. Эль изображался в виде милосердного старца, отличительными чертами которого являются пассивность и бездействие[4].

Почитание Яхве было распространено среди «первобытных иудеев» и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именемЙево и в городе Библос под именем Йехи (Йихави)[5]. Отвечал за морскую стихию и считался покровителем Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баале, быке-силаче, верховном хозяине и боге грозы, требующим человеческих жертвоприношений. Почитался Баал в финикийском Карфагене (Ганнибал означает «любимец Баала», от него же происходит и имя Балтазар). Баал женат на своей сестре Анат. В греческой миф. известна под именем Артемида. Баал являлся сыном угаритского Илу. Имя «Илу» перешло в иврит в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнего местного союза племён и покровителем Эдома. Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу.

В общей западносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа. Общая путаница в родственных мифологиях в том, что согласно других легенд Эа был противником грозного Энлиля (в Библии названого Яхве), наславшегоВсемирный Потоп. Такая путаница типична для родственных, но не совпадающих мифологий, ср. Уран/Зевс у греков и Дьяус/Индра у индоариев.

Яхве (Ягве) – у южных палестинских племен являлся дух божества синайского вулкана Хорив.

Теософы (Парацельс, де Сен-Мартен, Сен-Жермен, Блаватская) и ряд их последователей отождествляют Яхве с Сетом, египетским богом, который имеет длинные уши, красную гриву и красные глаза, хотя зооморфные изображения его могут разниться и он представал в виде различных животных, включая змею. Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Гору/Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (отказ иудеев употреблять свинину).

При XVI династии «царей-пастухов», захвативших Египет кочевников-гиксосов, пришедших с Синая, Сет был отождествлён с их богом Ваалом/Баалом, местом его культа как главного бога стала их новая столица Аварис.

Сет первоначально почитался как «защитник солнца-Ра», покровитель царской власти, его имя входило в имена ряда фараонов. Являясь покровителем ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти, позже был демонизирован, став антагонистом Хору и персонификацией мирового зла. Т.е. сатаной. При этом Хор и Сет могли сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Очевидно, это в иудаизме это божество трансформировалось в «херувимов». Изображения крылатых существ в целом оказались широко распространены в религиозной символике. Два крылатых существа были помещены по обе стороны трона царя Библа Хирама, крылатые быки стояли у входа в вавилонские и ассирийские дворцы и храмы; они были также изображены на алтарях для воскурений, найденных в Мегиддо и Та‘анахе; крылатые сфинксы и грифоны часто встречаются в иконографии.

На иврите слово כְּרֻבִים‎, круви́м или керуви́м, уже имеет форму множественного числа, в остальных языках трансформировалось в единственное. В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад (в греч. мифологии – аналог 3-головой собаки, охраняющей вход в Ад). В Торе херувимов описывают и как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс.17:11).

С именем Яхве связана и Астарт, которая в Финикии почиталась как главное женское божество, «Божественная мать», дающая жизнь, мать-природа, имеющая 10 тыс. имён. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Представлялась в виде женщины с рогами, символизирующую полумесяц осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца – перекликается с египетским Атоном), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося вГадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях. Астарта оплакивает потерю своего супруга — Таммуза, который также был её сыном. Астарта держит в руках крестообразный жезл, обычный крест, и плачет стоя на лунном серпе. Христианская дева Мария очень часто представляется таким же образом, стоящей на луне, окружённой звёздами и оплакивающей своего сына. У финикийцев Астарта была связана сВенерой, и рассматривалась ими, как вечерняя и утренняя путеводительница. Как вечерняя звезда, она олицетворяла Венеру, а как утренняя называлась Анунит или Люцифер.

Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты — Урании, изображаемую в окружении львов и лебедей.

Арамейские тексты из Верх. Египта показывают Астарту-Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия)

[1] Jan Assmann, Andrew Jenkins, «The mind of Egypt: history and meaning in the time of the Pharaohs» p.227
[2] «Элефантинские папирусы», Bezalel Porten, with J.J. Farber, C.J. Martin, G. Vittman, editors. 1996. The Elephantine Papyri in English: Three Millennia of Cross-Cultural Continuity and Change, Brill Academic, 1996
[3] William G. Dever, «Did God Have a Wife?», Eerdmans, 2005, Thomas L. Thompson, Salma Khadra Jayyusi «Jerusalem in ancient history and tradition», p. 139. T.& T.Clark Ltd; illustrated edition, 2004
[4] Немировский, А.И. «Мифы и легенды Древнего Востока», 2000, 544 с
[5] Циркин Ю.Б. «Мифы Финикии и Угарита», М.: АСТ, 2003.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории
Добавить комментарий