18 ноября считается днем рождения самого знаменитого мышонка в истории. Но реальная биография Микки Мауса не совпадает с легендами
Парижский Диснейленд. Loren Javier
Конечно, время наибольшей популярности Микки Мауса давно миновало. Он скорей символ корпорации, нежели актуальный персонаж. Впрочем, он и по сей лень присутствует, в каком-то смысле, во всех картинах, производимых под лейблом Disney. Речь о так называемом «феномене скрытого Микки»: пусть на долю секунды, но на экране непременно появится тень, кактус или еще какая-то композиция очень характерной формы… И это символично: что бы ни делал Disney – отовсюду торчат уши Микки Мауса.
«Все это было начато одной мышью», – говорил про созданную им империю Уолт Дисней в последние годы жизни. Это не преувеличение: именно мультфильмы про Микки Мауса сделали его создателю имя и принесли его компании, до тех пор далеко не преуспевавшей, первые серьезные деньги. Доходы с них позволили перейти к съемкам полнометражных анимационных фильмов и вообще — развиваться дальше.
Но что бы студия Disney ни делала впоследствии, образ Микки остался для компании самым дорогим – в прямом смысле слова. Более того, это вообще самый ценный образ в мировом кинематографе: его стоимость в настоящий момент превышает три миллиарда долларов.
Неудивительно, что корпорация Walt Disney столь упорно добивалась принятия в 1998 году Copyright Term Extension Act (CTEA), который продлил сроки охраны авторских прав еще на 20 лет. Если бы не «закон об охране Микки Мауса», как острословы окрестили CTEA, Микки к настоящему времени уже стал бы «общественным достоянием».
Нью-Йорк, парад на День благодарения, 1934 год. William J. Crawford
Почему именно Микки, а не любой другой персонаж Диснея стал столь популярным? Дело отнюдь не в достоинствах образа и не в особенностях сюжета. Ничего выдающегося в них не было; так, вариации на тему сверхпопулярного в те годы «Кота Феликса».
Секрет чрезвычайно прост: вышедший на экраны 18 ноября 1928 года «Пароходик Вилли» с Микки Маусом в главной «роли» стал первым звуковым мультфильмом в истории. Этого было достаточно, чтобы собрать рекордную кассу, а публика навсегда запомнила и полюбила героя. А ведь первое его появление в мультфильме Plane Crazy, вышедшем на экраны чуть раньше, 15 апреля, никакого ажиотажа не вызвало…
Именно поэтому официальным днем рождения Микки Мауса корпорация Disney объявила дату премьерного показа «Пароходика Вилли».
Вопреки расхожему мнению, придумал Микки Мауса вовсе не Уолт Дисней. Это сделал его друг и ближайший сподвижник Аб Айверкс (они вместе начинали заниматься анимацией в Чикаго начала 1920-х), который и был главной творческой единицей на заре существования компании.
Дисней лишь одобрил образ мышонка – и окрестил его. И то лишь со второй попытки: поначалу он хотел назвать мышонка Мортимером, но его жена столь дурацкое имя забраковала. Впрочем, бережливый Уолт все же использовал его несколько лет спустя, назвав так соперника Микки в борьбе за сердце Минни Маус в одной из следующих частей мультсериала.
Он не очень-то хотел снимать эти самые продолжения — несмотря на финансовый успех, Дисней на первых порах не очень-то жаловал Микки, и не стремился развивать этот проект. Так, лишь в 1935 году он согласился сериал про Микки перевести в цвет – намного позже, чем остальные мультфильмы компании.
И все же Дисней был в первую очередь бизнесменом, а не художником. Спрос диктует предложение — и если публика хочет новые мультфильмы про Микки, она должна их получать…
2012 год: Микки оседлал Люка Скайуокера. Lukey
Пусть невольно, но Дисней «отомстил» публике, заставившей его смириться и даже полюбить своего героя. Потому что именно с сериала про Микки Мауса творчество в анимации стало превращаться в конвейер. Именно на нем Дисней придумал способ быстро и дешево клепать серийную продукцию. Так, когда по сюжету очередного фильма надо было изобразить, скажем, драку Микки и Плуто, художники брали эпизод из одного из предыдущих выпусков, внося в него небольшие коррективы и, разумеется, меняя фон…
«Наследники» Диснея пошли еще дальше. Сейчас сама корпорация «Дисней» выпускает только полнометражные мультфильмы, а сериалы (в том числе и начатый в 1950-х годах и периодически меняющий лишь название телесериал про Микки Мауса и его друзей) отдает на «аутсорсинг». Они производятся там же, где и продукция всех остальных транснациональных корпораций – в Юго-Восточной Азии
Стаc Артемов