![Дж. А. Аткинсон. Качели. 1800-е Дж. А. Аткинсон. Качели. 1800-е](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_1.jpg)
Дж. А. Аткинсон. Качели. 1800-е
Традиции совместного коллективного проведения досуга незамужних девушек и холостых парней существовали на Руси издавна. Варианты занятий регламентировались неписаными правилами. В ходе совместных игр и гуляний молодые люди выбирали себе пару для будущей семейной жизни. И. Шангина в книге «Русские девушки» описывает разные виды молодежных гуляний и правила их проведения.
![И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_1_1.jpg)
И. Кокере. Игра *Скакать на доске*. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1810-е
![И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812 И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_2_1.jpg)
И. Кокере. Русская пляска. Гравюра с рисунка Е. М. Корнеева, 1812
Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия, считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением.
![Деревенская пляска Деревенская пляска](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_3_1.jpg)
Деревенская пляска
В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.
![E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_4_1.jpg)
E. В. Честняков. Хоровод, 1920-e
![Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в. Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в.](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_5_1.jpg)
Дж. А. Аткинсон. Хоровод. Начало XIX в.
![Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907 Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_6_1.jpg)
Б. М. Кустодиев. Праздник в деревне. Эскиз к картине, 1907
Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. Само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей.
![Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_7_1.jpg)
Деревенская молодежь на гулянье. Центральная Россия
![На гулянье. Центральная Россия На гулянье. Центральная Россия](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_8_1.jpg)
На гулянье. Центральная Россия
Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.
![А. Степанов. Хоровод А. Степанов. Хоровод](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_9_1.jpg)
А. Степанов. Хоровод
![А. Саврасов. Хоровод в селе А. Саврасов. Хоровод в селе](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_10_1.jpg)
А. Саврасов. Хоровод в селе
Девушки и парни прохаживались по улице большими группами, в которые объединялась молодежь только одного села, или парами. Если гуляли группой, то девушки, взявшись за руки, становились в шеренги по пять-шесть человек, как позволяла ширина улицы, и неторопливо двигались вперед «частой походочкой». В первых рядах шли «славницы» или девушки, только что принятые в молодежную группу. В последних оказывались девушки, не пользовавшиеся успехом у парней. За девушками шли рядами нарядно одетые парни. Всю процессию возглавлял гармонист.
![К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_11_1.jpg)
К. Трутовский. Хоровод в Курской губернии
Пройдя по улицам деревни, молодежь переходила к хороводам, пляскам, качелям, играм. Особенной популярностью пользовались так называемые игровые хороводы, в которых с помощью пантомимы или диалогов разыгрывалось содержание исполнявшейся песни. В старинных плясках демонстрировалась красота движений, грация, женственность, смущение перед зрителями – то есть те качества, которые считались приличествующими будущим невестам.
![Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804 Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804](https://tayni.su/wp-content/uploads/2016/03/istorija-i-arheologija-molodoe-vremja-kak_12_1.jpg)
Дж. А. Аткинсон. Русский народный танец *Голубец*, 1804
Лучших девушек определяли согласно четким канонам: критерии женской красоты на Руси, или Кто такие славутницы
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Tweet
Нравится
Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте: