Все герои этого забавного мультика вылеплены из пластилина и это делает мультфильм особенным. Главный герой – самый обыкновенный деревенский мужик, которого в канун Нового Года жена отправила в лес срубить елку. Тут-то с мужиком и случается ряд забавных и уморительных происшествий. А все потому что мужик то наш по натуре своей бездельник, да к тому же еще и жадный до невозможности. Знаменитая фраза “маловато будет” давно стала народной.
На создание мультфильма “Пластилиновая ворона” ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками Вся мастерская была в этом пластилине, пришлось даже делать пескоструйную очистку стен
Песня изначально должна была звучать в обычном темпе, однако на записи Татарский не проследил хронометраж звука, из-за чего вместо необходимых 5 минут для созданной анимации вышло 8 минут. Режиссер не знал, как быть, и пока не было решения, были записаны и голоса. В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливалась граммофонная запись выступления Ленина — скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссер поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на бобину катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего пленка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела свое знаменитое «мультяшное» звучание.
«На сдаче «Снега» у меня было предынфарктное состояние, – вспоминал Татарский. – Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: у вас всего один герой – русский мужик, и тот идиот!».
Имя Станислава Садальского, озвучивавшего шепелявого мужичка из “Прошлогоднего снега” не было указано в титрах. Незадолго до сдачи мультфильма актёр был задержан в ресторане гостиницы «Космос» с иностранной гражданкой, последовал донос председателю Гостелерадио С. Г. Лапину, и в качестве наказания за общение с иностранцами фамилию актёра убрали из титров.
Первоначально роль рассказчика планировалось отдать Лии Ахеджаковой. Ахеджакова даже озвучила мультфильм, но Татарскому не понравилось. В конце концов, обе роли — мужика и сказочника — были отданы Садальскому.
Объясняя композитору, какой должна быть финальная музыкальная тема, Татарский сказал: «Под эту мелодию нас будут хоронить!» Так и вышло: тема из мультфильма «Падал прошлогодний снег» звучала на похоронах режиссёра.
Фраза “Ох уж эти сказочники” — это эпиграф первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди», являющийся в свою очередь цитатой из рассказа князя В.Ф.Одоевского.
Из интервью А. Татарского:
“Я хотел снимать “Прошлогодний снег”, а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: “Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина”. Тут они напряглись: “Это что еще за мультфильм?” “Ну как, – говорю, – Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина – все обхохочутся”. Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: “А можно не про Ленина?” – “Я известный режиссер, хочу про Ленина.” Две недели ходил и требовал – хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, – делай что хочешь – только не про Ленина! И я сделал “Прошлогодний снег”.
Смена поколений у нас, с еврейским счастьем нашей страны, произошла в 90-е годы и совпала с полным развалом государства и полным развалом финансовой системы. Мы начинали делать фильм в одном государстве, а заканчивали – в другом, при другом учете денег и т.д. А анимация любит покой, это дело тонкое и уязвимое, музыка толстых, она не любит революций. Даже, если бы не было смены поколений, все равно 90-е ударили бы по мультипликации. Но именно в это время рухнули студии, и ушли на пенсию многие ведущие мастера. И в этот же момент происходит третий катаклизм – смена технологий. Заканчивается эпоха пленки, идет переход на компьютер с массой вытекающих отсюда сложностей. Каждый из этих факторов в отдельности мог бы дать под дых мультипликации. А у нас все эти три процесса идут одновременно.
…ведь мультипликация, чтобы вы поняли, всегда сначала делается руками, раньше на кальке, теперь – с появлением сканеров – просто на бумаге. И так во всем мире. То есть сам творческий процесс не изменился, как не изменился процесс написания романа с появлением пишущей машинки. Можно написать картину маслом, можно нарисовать ее на компьютере, – там ведь есть программа, которая имитирует масло очень ловко, да? – но это не означает, что тот, кто будет рисовать на компьютере, может позволить себе рисовать хуже, чем тот, кто пишет на холсте, это просто разные технологии. …Так что современные машины дали очень много возможностей, но на творчество это принципиально не влияет, потому что компьютер сам не делает ничего. Но это очень и очень полезная штука, причем самое главное для мультипликации – возможность бесконечного редактирования, ведь на пленке, если ты что-то сделал не так, надо переделывать заново с самого начала. А в компьютере можно улучшать бесконечно.
Художник-мультипликатор – это то же самое, что актер в игровом кино, только еще более сложная и уникальная профессия, поскольку актер играет сам своим телом, голосом, мозгами и так далее, а мультипликатор – все то же самое, только еще должен блестяще рисовать. Это намного сложнее. Если Ульянов или Баталов – среднее звено, то пусть называют средним… Я люблю приводить такой пример: если бы сейчас пришли петлюровцы, взяли бы режиссера мультипликации, режиссера из игрового кино и сказали бы «игровику»: ты должен сделать мультфильм! А от анимационного режиссера потребовали бы снять игровой фильм!.(Черт знает, какие планы в голове у этих петлюровцев?) Мультипликатор игровое кино как-нибудь, да снимет, а вот «игровик» – скорее всего обкакается. Это значительно более тонкая, ювелирная профессия, требующая уникальных знаний, которых у того, скорее всего, нет.
Наши ребята работают не только в “Пилоте”, но и за границей, в том числе в Голливуде – там целая команда наших “пилотов” трудится, причем успешно. Это и приятно, и больно. Я же в них вложил очень много сил, времени и знаний. Я за них, конечно, очень рад, но это в общем неправильно. Их я не осуждаю. Если собрать всех наших выпускников вместе – это будет лучшая студия мира. Надоело обогревать Вселенную. Мы их учим бесплатно, а потом они уезжают. Я же не уехал. А мне, наверное, одному из первых наших мультипликаторов предлагали всерьез Америку. Но мне туда не хотелось.
Замечено, что с какого-то возраста дети начинают стесняться, что они маленькие, стараются казаться взрослее. Так вот наше кино для тех, у кого нет комплекса быстрее вырасти.
И будет падать прошлогодний снег… (на смерть Александра Татарского)
Я делаю массу фильмов, это моя как бы беда, но и спасение, вы спросили, что я мало сделал за эти 12 лет – я столько фильмов сделал в голове, смоделировал, придумал… Это же – как стихи, их не обязательно публиковать, если я их придумал. У меня не было возможности, финансовой, технологической, их сделать, но я эти фильмы видел, такие хорошие! Поверьте мне…”