В кино обычно в самый последний, решающий момент появляется главный герой и всех спасает. Очень редко, когда фильм заканчивается трагически. В реальности, увы, все наоборот, и случаев с печальным концом намного больше. Особенно, если речь идет об авиакатастрофах. Но сегодня мы хотим вспомнить истории с хэппи-эндом, которые обошлись без человеческих жертв.
Посадка Ту-124 на Неву, 1963 год
Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин — Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Мостовой. Самолет вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково». Спустя некоторое время после взлета члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолет в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде (тогда он назывался «Шоссейная»). Лайнер последовал к месту назначения на малой высоте. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолет, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.
Посадка Ту-124 на Неву получилась на удивление мягкой: все 45 пассажиров и 7 членов экипажа остались в живых
К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать его на высоте около 500 м, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрого расхода топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси.
В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда топлива оставалось около 750 л, достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролет через город. Однако через короткое время заглох и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Чеченев перед приводнением грамотно приподнял нос самолета и не допустил заныривания в воду.

Ту-124 в водах Невы, 1963 год
Самолет, снижаясь, пролетел на 4 м выше моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка получилась на удивление мягкой: все 45 пассажиров и 7 членов экипажа остались в живых. Летчиков, по традиции, немедленно взяли под руки сотрудники КГБ. Однако вскоре всех пришлось отпустить в связи с интересом мировых СМИ к этой невероятной посадке и героям, чьи действия спасли пять десятков человек из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации.
Джакартский инцидент, 1982 год
…Стюардесса протянула стаканчик с кофе и, как бы невзначай, взглянула в иллюминатор. Увиденное за бортом не оставило сомнений: опасения пилотов не напрасны. От обоих двигателей исходило странное свечение, подобное вспышкам стробоскопов. Вскоре в салоне появился удушающий запах серы и дыма. Командир Эрик Муди был вынужден сделать одно из самых наивных заявлений в истории гражданской авиации: «Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас на борту возникла небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства».
Джакартский инцидент привел к тому, что информация об извержении вулканов стала оперативно передаваться авиационным службам
Никто из находившихся в тот момент на борту 248 пассажиров и 15 членов экипажа не подозревал, что Boeing 747 пролетел через облако вулканического пепла, выброшенного внезапно проснувшимся вулканом Галунггунг (Индонезия). Мельчайшие абразивные частицы забили двигатели и повредили обшивку фюзеляжа, поставив рейс BA 009 по маршруту Лондон — Окленд на грань катастрофы.

Извержение вулкана Галунггунг, 1982 год

Рейс 009 летит через облако вулканического пепла (компьютерная реконструкция)
Огромный лайнер планировал над ночным океаном. Прямо по курсу вырастала горная гряда на южном побережье острова Ява. Экипажу предстояло решить — хватит ли у них высоты для того, чтобы перелететь преграду и совершить вынужденную посадку в аэропорту Джакарты, или стоит сразу сажать лайнер на воду. Пока КВС совместно с индонезийским диспетчером подсчитывали оставшееся расстояние и аэродинамическое качество самолета, второй пилот и бортинженер не прекращали попыток перезапустить двигатели. И, о чудо! Четвертый мотор чихнул, выплевывая из себя вулканическую пемзу, дернулся и мерно засвистел. Постепенно удалось ввести в строй еще два двигателя — тяги хватило, чтобы дотянуть до аэропорта, но на посадочной глиссаде возникла другая проблема: лобовое стекло было иссечено абразивными частицами и полностью потеряло прозрачность. Положение осложнило отсутствие автоматического привода на посадку в аэропорту Джакарты. В результате, британцам все-таки удалось благополучно приземлить самолет, глядя через два крошечных сохранивших прозрачность участка на лобовом стекле. Никто из находившихся на борту людей не пострадал.
«Планер Гимли», 1983 год
«Планер Гимли» — такое неофициальное название одного из самолетов Boeing 767 авиакомпании «Air Canada», полученное им после необычного авиационного происшествия, произошедшего 23 июля 1983 года. 132-тонный авиалайнер с остановившимися моторами аккуратно спланировал с высоты 12000 м и благополучно приземлился на заброшенной авиабазе Гимли, где в этот момент проводились автогонки. Ситуацию осложняла нехватка электроэнергии, вследствие чего отключились многие пилотажные приборы. А давление в гидросистеме стало настолько низким, что пилоты едва могли шевелить элеронами и рулями.
Причиной авиапроисшествия 1983 года стала ошибка наземных служб аэропорта в Оттаве, перепутавших килограммы и фунты
Причина инцидента — ошибка наземных служб аэропорта в Оттаве, перепутавших килограммы и фунты. В результате в баки самолета вместо требуемых 20 тонн поступило менее 5 тонн керосина. Положение спасло лишь наличие в кабине опытного КВС Роберта Пирсона (на досуге — планериста-любителя) и второго пилота, бывшего военного летчика Мориса Квинтала, который знал о существовании закрытой военной базы Гимли.

Аварийная посадка Boeing 767 на заброшенной авиабазе Гимли, 1983 год
Чудо на Гудзоне, 2009 год
Днем 15 января 2009 года из аэропорта Ла Гуардия вылетел Airbus А320−214 со 150 пассажирами на борту, направлявшимися по маршруту Нью-Йорк — Сиэтл. Спустя 90 секунд после взлета самолет врезался в стаю птиц — бортовой самописец зафиксировал удары и изменение в режиме работы двигателей. Оба двигателя мгновенно «обрезало». В этот момент самолет успел набрать высоту 975 метров. Под крылом стелилась плотная жилая застройка 10-миллионного мегаполиса.
Главным героем «чуда на Гудзоне» стал Чесли Салленбергер — бывший военный летчик, когда-то пилотировавший «Фантом»
Возвращение назад в Ла Гуардию было исключено. Запаса высоты и скорости хватало лишь на 1,5 минуты полета. КВС мгновенно принял решение — направляемся к реке! Пилотам удалось развернуть самолет, взлетавший на север, на юг, спланировать над Гудзоном, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена, при этом, не разрушив тяжелое заправленное судно.

Аварийная посадка Airbus А320 на Гудзон, 2009 год
После посадки Airbus А320−214 остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на плоскости крыльев. Все люди, находившиеся на борту, были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к аварийному воздушному судну. 78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой).
Посадка в тайге, 2010 год
7 сентября 2010 года в глухой сибирской глуши приземлился Ту-154М авиакомпании «Алроса», следовавший по маршруту Якутия — Москва. Через 3,5 часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания: отключилось большинство приборов, остановились топливные насосы, стало невозможным управление механизацией крыла. В расходном баке в фюзеляже оставался оперативный запас топлива (3300 кг), которого хватало лишь на 30 минут полета. Снизившись на высоту 3000 м, пилоты начали визуальный поиск подходящей площадки для посадки 80-тонного судна. В качестве авиагоризонта использовался обычный стакан с водой.
Пилоты, посадившие в тайге Ту-154, стали Героями России
И вот впереди показалась бетонная полоса аэропорта Ижма. Короткая, всего 1350 метров, в два раза меньше, чем необходимо для нормальной эксплуатации Ту-154М. В прошлом здесь приземлялись самолеты 3 — 4 классов (Як-40, Ан-2), но с 2003 года полоса была окончательно заброшена и использовалась лишь как вертолетная площадка. Сюда и предстояло сажать аварийный самолет. Ввиду невозможности выпустить закрылки и предкрылки, посадочная скорость воздушного судна превышала расчетное значение почти на 100 км/ч. Пилоты смогли посадить плохо управляемый самолет на «три точки», но остановиться на полосе оказалось невозможно: Ту-154М выкатился в мелкий ельник на 160 м за торец ВПП. Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал.

Посадка Ту-154 в тайге, 2010 год
Командиру воздушного судна Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову было присвоено звание Героев России. Остальные члены легендарного экипажа (бортпроводники, штурман и бортинженер) были награждены Орденами Мужества.








