На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы

17 июня 1969 года на подмостках Бродвея состоялась премьера первого эротического шоу в истории «О! Калькутта!». Разумеется, постановка сразу же вызвала бурную полемику в обществе, ведь прежде на большой сцене зритель не мог лицезреть абсолютно нагих представителей как мужского, так и женского пола.

Другие бродвейские мюзиклы, ставшие объектами споров и скандалов, но при этом не утратившие своей популярности, в подборке Diletant.ru.

«Нет повести печальнее на свете…»

Задумав адаптировать знаменитую трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» для музыкального театра, хореограф и режиссер Джером Роббинс, композитор Леонард Бернстайн и драматург Артур Лорентс собирались сделать современных Ромео и Джульетту юношей-евреем и итальянкой-католичкой, разделенных социальными и религиозными предрассудками. Мюзикл должен был называться «Истсайдская история». Из-за других планов проект был отложен, а затем и вообще похоронен. Вернувшись через шесть лет к своему замыслу, Бернстайн решил передоверить написание текстов песен почти неизвестному тогда либреттисту Стивену Сондхайму.
К тому времени вражда католиков и евреев потеряла актуальность, газеты были полны историй о бандах молодых латиноамериканцев. Лорентс и Бернстайн убедили Роббинса перенести действие в восточную часть Манхеттена и построить сюжет на соперничестве потомков белых эмигрантов — поляков, итальянцев, немцев — и выходцев из Пуэрто-Рико.

На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы
Тони убивает Бернардо. Сцена из бродвейской постановки «Вестсайдской истории», 1957 год

К 1956 году на руках у авторов был по-настоящему новаторский, полный реализма и глубокой драматургии материал. Незадолго до начала репетиций выяснилось, что инвесторы не готовы к экспериментам — никто не желал давать на постановку ни пенни. На помощь пришли продюсеры Гарольд Принс и Роберт Гриффит. Они помогли преодолеть финансовые трудности, справились с капризами Роббинса и сделали все, чтобы ни один день из двух месяцев, выделенных на репетиции, не прошел зря.

Премьера «Вестсайдской истории» состоялась 26 сентября 1957 года в театре «Winter Garden». Всего спектакль был показан 732 раза. В главных ролях были заняты Кэрол Лоренс, Ларри Керт и Чита Ривера. В целом отзывы прессы были положительными. Однако когда пришло время вручения «Тони», шоу, в котором умирали два героя в конце первого действия и один в конце второго — проиграло почти во всех основных номинациях жизнерадостному и сентиментальному мюзиклу Мередита Уиллсона «Продавец музыки», кроме одной — «Лучшая хореография». Партитура Леонарда Бернстайна, в которой классическая музыка тесно переплеталась с джазовыми и латиноамериканскими ритмами, осталась недооцененной. Лишь в 1961 году, после выхода экранизации Роберта Уайза, мюзикл обрел статус культового.

PR-ход Дэвида Меррика

В 1961 году театральный продюсер Дэвид Меррик выпустил на Бродвее мюзикл «Метро для спящих». Представление получило не самые лестные отзывы, что сподвигло продюсера на хитроумный рекламный трюк. Меррик нашел в телефонной книге Нью-Йорка полных тезок семерых самых влиятельных театральных критиков города: Ховарда Таубмана, Уолтера Керра, Джона Чепмена, Джона Маклейна, Ричарда Уоттса, Нормана Нейдела и Роберта Коулмана, пригласил их на мюзикл и обеспечил себе право на использование их фото и отзывов.

На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы
Отзывы «критиков» о мюзикле «Метро для спящих» в «New York Herald Tribune»

Затем Меррик подал объявление в газеты, в котором были имена «критиков» и их «профессиональные отзывы», конечно, положительные. Хотя его реклама была опубликована только в одном выпуске «New York Herald Tribune», эффекта от такой акции хватило на продолжение показов мюзикла в течение еще почти шести месяцев (205 спектаклей).

Первое эротическое шоу в истории

17 июня 1969 года на подмостках Бродвея состоялась премьера мюзикла «О! Калькутта!». Эротическое ревю на либретто британского музыкального критика Кеннета Тайнона состояло из двух актов и финальной части. В большинстве сцен шоу — созданных, кроме прочих, Сэмюэлом Беккеттом, Джоном Ленноном и Жюлем Фейффером — актеры играли и танцевали совершенно обнаженными.

Разумеется, мюзикл сразу же вызвал бурную полемику в обществе, ведь прежде на большой сцене зритель не мог лицезреть абсолютно нагих представителей мужского и женского пола. Но, несмотря на критику, «О! Калькутта!» имела настоящий успех: постановка ревю осуществлялась 13 лет подряд, что на некоторое время сделало ее самой «долгоиграющей» пьесой на Бродвее.

На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы
Реклама ревю «О! Калькутта!» на Бродвее, 1981 год

«Иисус Христос — суперзвезда» и реакция церкви

12 октября 1971 года, в день премьеры рок-мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда», Бродвейский театр был окружен пикетами протестующих против показа спектакля. Несмотря на это, премьера состоялась и прошла весьма успешно. По крайней мере, зрители были в восторге, чего нельзя сказать о критиках. Рецензии выходили большей частью разгромные, причем наиболее популярным было обвинение авторов в антисемитизме.

На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы
Пол Николас в роли Иисуса в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда», 1972 год

Представители церкви, в свою очередь, были недовольны религиозными взглядами Уэббера и Райса, далекими от канонических. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течет, приближается XXI век, и, думаю, все больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос, полагаю, остается открытым», — говорил автор либретто.
«Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, — отвечал преподобный Э. Л. Бинум. — Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину должно держаться подальше от их антихристианского произведения».

Английское происхождение Сары Брайтман

«Призрак Оперы» — мюзикл, созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру — по праву считается одним из выдающихся достижений британского музыкального театра 80-х годов XX века. Премьера спектакля состоялась 9 октября 1986 года в «Театре Ее Величества», в присутствии членов королевской семьи.

Романтическая история с печальным финалом мгновенно завоевала весь мир. Разумеется, не обошлось без критики, особенно в адрес Сары Брайтман, но это мало повлияло на сборы. В 1988 году спектакль прибыл на Бродвей.

На подмостках Бродвея: «мюзикальные» скандалы
Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд. Сцена из мюзикла «Призрак Оперы», 1986 год

В связи с постановкой мюзикла в Америке разразился скандал: профсоюз американских актеров «Эквити» был против участия в нем Сары Брайтман, утверждая, что за пределами Великобритании вокалистку никто не знает, и что по правилам профсоюза Кристину должна играть американская актриса. На это Ллойд Уэббер заявил, что в таком случае Бродвей «Призрака» не увидит. А ведь предварительная продажа билетов к тому моменту уже составила 22 миллиона долларов! Это стало бы финансовым ударом по бродвейской сцене. Наконец ситуация разрешилась: Саре Брайтман позволили исполнять роль в течение шести месяцев, а взамен две неизвестные американские актрисы отправились играть в Лондон.

Оцените статью
Тайны и Загадки истории