– Власть давно поняла, что нищими и малокультурными людьми очень легко управлять, – считает известный художник. – Бросаешь подачку – на время все довольны. Потом вторую, третью… Но часть чиновничества, ведущая такую политику, рубит сук, на котором сидит. Наш народ терпелив, однако до точки кипения лучше не доводить.
– Вы участвовали в работе Петербургского культурного форума, хотя раньше в одних залах с чиновниками и близкими к ним деятелями искусства вас видели редко. Изменили принципам?
– Высшая интеллигенция меня старательно не замечает, и на этот раз всё вышло случайно, постфактум. Узнали, что нахожусь в городе, и заодно пригласили. Я решил поучаствовать, хотя итог этой помпезной «тусовки», как и многих других, можно было предсказать заранее. Болтовни много, а реальных изменений к лучшему мало. Притом, что проблем не счесть. Идёт, например, откровенная атака на образование. А низкие зарплаты в глубинке начинающих артистов, библиотекарей, учителей граничат с преступлением.
– Вам-то грех жаловаться. В разных странах и городах, в том числе в Петербурге, стоят ваши памятники, в театрах идут спектакли, издаются книги. С большим успехом в Русском музее прошла выставка «Тротуары Парижа».
– Не всё так радужно. Большинство моих работ в городе в ужасном состоянии. Памятники «Жертвам политических репрессий» и «Архитекторам – первостроителям Петербурга» пострадали от дикости вандалов, многие элементы до сих пор не восстановлены. Я ходил в Смольный, предлагал отреставрировать, все – «за», кивают, но с места ничего не сдвинулось.
– Преступлением против истории вы назвали решение о переименовании Дня снятия блокады Ленинграда. Чем вызвана такая жёсткая оценка?
– Ко мне даже на улице подходили немало блокадников, их детей и с возмущением говорили, что их обижает такая «игра слов». В прежнем названии чиновникам не понравилось «снятие». Мол, снять блокаду может только тот, кто её организовал… Поэтому затеяли возню с формулировками, и сейчас официально праздник называется «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)». Фраза громоздкая, некорректная, но важнее другое. Получается, что немцы зажали город, но ленинградцы там жили, работали, а затем пришли советские войска и их освободили, как это было, например, в Киеве или Одессе. И теперь мы салютуем доблестной армии. Но это искажение исторических фактов, ведь в Ленинграде ситуация была совершенно иной. Это принижает и подвиг гражданского населения, обычных людей, которые выдержали ад, но не пали духом. И с точки зрения военных действий, то, что вынесли ленинградцы, можно приравнять к самым тяжёлым боям. Поэтому замена, одобренная депутатами, причиняет боль многим, кто прошёл блокаду. Считаю это преступлением перед их памятью.
– Вы как-то сказали, что война не принесла столько горя, сколько «новые русские». Не слишком ли сурово?
– Тогда было понятно, где «свой», а где «чужой». Сейчас с ходу и не скажешь, а разрушений не меньше. Расшатаны нравственные устои, «духовные скрепы». Настоящая трагедия общества – плохо работающие законы. Такое чувство, что в России их суровость распространяется преимущественно на тех, кто украл «кусок колбасы». Если же похитил миллиарды – уважаемый человек. И пусть на такого ворюгу заведено не одно уголовное дело, он по-прежнему живёт в роскошных апартаментах, на глазах у всей страны пьёт шампанское, раздаёт интервью, да ещё жалуется на следователей, которые мешают гулять. В сознании людей, которые смотрят на это, смещаются все ориентиры. Они видят – закон ничто, если есть деньги или приказ сверху. И так – во всех сферах. А сколько в Петербурге было случаев, когда понравившийся новым богачам исторический дом через некоторое время объявлялся аварийным и перестраивался под бизнес или развлечения! Хорошо, что сейчас с этим пытаются навести порядок.
– Градостроительных ошибок, может, и меньше, зато Петербург из культурной столицы постепенно превращается, как подметили острословы, в «православную станицу».
– Возвращаемся к «хармсовщине». Только вчера мы были ярыми атеистами, распевали «…кишкой последнего попа последнего царя удавим», а сегодня все вдруг падают ниц. Высшие чины, их свита стоят в храмах и смотрят по сторонам – с какой стороны крест класть, справа или слева.
У людей оказалась очень короткая память. Когда я был школьником, меня и таких же пацанов поставили на спецучёт, потому что мы тайком ходили на службу в храм. Нас вычислили, пристыдили, а для исправления обязали 2-3 раза в неделю под надзором смотреть антирелигиозные фильмы. Сейчас же всё наоборот. Надо этому сопротивляться. Здравомыслящие люди, интеллигенция должны понимать свою ответственность и выступать против таких перекосов.
– Может, правы те, кто утверждает, что у России особая судьба?
– Она, действительно, особая в том плане, что мало кому пришлось столько терпеть и страдать. Да ещё родная власть, хотя и говорит постоянно о величии народа – на деле хочет сделать из него толпу. Неслучайно сейчас лавиной, через телевидение, различные шоу, попсу расползаются пошлость и серость. Размножаются, как вши, а это очень опасно.
– Начался новый год и хочется верить в лучшее. Как думаете, сбудется?
– У меня надежда на молодёжь. Когда с ней встречаюсь, вижу, что многие небожители, находящиеся сегодня у руля, безнадёжно устарели. Опоздали и отстали от жизни, где миром правит компьютер.
У молодых другие мозги, психология, а патриотизм дополняется здоровым прагматизмом. Поэтому они не допустят, чтобы страна сползла в пропасть, снова отгородилась от мира и пошла другим путём. Здравый смысл победит – я в это верю.
Елена Данилевич. АиФ в Санкт-Петербурге