Римская империя, как единодушно утверждают историки всех времен и народов, пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Окончательный же раздел Римской империи ка две составные части – Западную и Восточную (Византийскую} – утвердил Феодосий Великий, распределил её между своими сыновьями в 395 году н.э.
При императоре Юстиниане (527-565) Восточная Римская империй достигла своего наибольшего расцвета. Юстиниан сделать попытку вернуть Италию, Северную Африку и даже Испанию, которые были захвачены варварами. Однако отвоеванные Византией земли позже не удалось удержать.
Тем не менее при Юстиниане I был создан свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. Честолюбивый император, стремясь возродить римскую мировую державу, решил подвести под это правовую основу. Собранными Юстинианом знатоками римского права были тщательно рассмотрены и римская правовая практика, и свидетельства о работе римских судов. Из обработанных материалов комиссия изъяла все отжившее, непригодное для использования в новых условиях.
В результате их работы появился правовой свод, так называемый Кодекс Юстиниана, в который вошло все лучшее из римского права, запечатленное в четких законах и правовых формулах.
Создатели этого свода вслед за римлянами утверждали, что только исполнение законов может сохранить порядок в государстве и в отношениях между людьми.
Этот свод римского права стал основой многих последующих систем права. Его нормы и определения используются и в современном праве.
Эталон на все времена
Кроме законов, Восточная Римская империя располагала и современной многочисленной армией. И стены византийских городов видели разные нашествия, – их сотрясали восстания плебса и религиозные конфликты, но от этого могущество империи не уменьшалось.
Одновременно у жителей империи были основания для гордости – страна была центром мировой торговли; изделия константинопольских ремесленников на века стали эталоном качества для всей Европы.
Помимо столицы, центрами ремесла и торговли были Эфес, Фессалоники, Трапезунд. Кузнецы, ткачи, ювелиры были объединены в корпорации.
Вот в эту благословенную и спокойную страну с территории Персии стали мигрировать цыгане. Принято считать, что первое упоминание о цыганах в Византии относится к 1054 году. Источник, на который ссылаются все цыгановеды, представляет собой созданное в Грузии “житие святого Георгия”.
Согласно этому источнику, византийский император Константин IX Мономах (1042-1054), дочь которого Мария стала женой киевского князя Всеволода Ярославовича и матерью Владимира Мономаха, отправился на охоту.
В истреблении диких зверей ему помогали “сарматы, потомки Симона-мага, именуемые атсингани, признанные колдуны и злодеи”. Эти люди помогли императору в охоте. Они разбросали повсюду заколдованное мясо, и животные, съевшие его, отравились.
Константин пожелал произвести опыт над своей собакой, и колдуны-атсингани заколдовали на его глазах кусок мяса. Присутствовавший при этом святой Георгий перекрестил мясо, и собака осталась жива.
Император, пораженный силой святого, предложил ему всегда оставаться при своей особе, дабы отныне не бояться отравления. К процитированному источнику необходим комментарий. В Византии действительно существовала религиозная секта, члены которой назывались “атсингани”. Официальная церковь считала их еретаками. Именно от греческого “атсингани”, опять же по слова цыганологов, произошло русское слово “цыган” (равно как немецкое Zigeuner, французское Tsigane, и проч.)
Упоминания в тексте имени Симона-мага не случайно и сделано не для красного слова. И подробный рассказ о Симоне-маге необходим для дальнейшего понимания того, как цыгане восприняли христианское учение, смешав его с прежними своими верованиями, вынесенными с Персии и Индии. В этом частично и кроются теоретические источники магии и колдовства, который приписываются цыганам.
Возвращаясь к сути вопроса, необходимо отметить, что христианская религия издавна отвергала “чужую” магию. Вместе с тем противоборство “христианской магии” и “языческого колдовства” проявилось уже во время самого зарождения христианской мифологии и морали.
Потомки Симона-мага
Речь здесь идет о легендарной исторической личности, о Симоне-маге. В “Деяниях апостолов” (гл.8) рассказывается, что Симон, самаритянин по происхождению, колдовал и изумлял народ своими чудесами. При этом “выдавал себя за кого-то великого”, и народ, веря ему, говорил: “Се есть великая сила Божия”. Когда же апостол Филипп стал проповедовать христианство, то Симон также принял крещение, то есть, по сути, покорился более могущественному волшебнику с его магией.
По традиционной христианской версии, Симон, увидев чудеса, творимые христианскими апостолами “силой духа святого”, захотел получить такую же силу, передаваемую “рукоположением”, и таким образом «выведать тайну», для чего предложил деньги.
После этого он был проклят апостолом Павлом: “Серебро твое с тобою да будет тебе в погибель… Итак, покайся же в этом зле своем и помолись Господу, быть может, отпущен тебе будет умысел сердца твоего”. С тех пор, однако, продажа церковных должностей (“рукоположения в сан”) называется “симонией”.
В апокрифических сочинениях Симон-маг обычно же изображается неудачным соперником Симона-Петра (апостола Петра, который по рождению был Симоном, однако назван Иисусом “Петром” – “камнем”). Это известный бродячий сюжет о “поединке волшебников”. Симон-маг пытается состязаться с Симоном-“Камнем” и терпит неудачу, также вступает в прение по основам христианского вероучения и опять терпит поражение.
Несмотря на такую незадачливость, рассказывается, что Симон-маг умеет входить и выходить целым и невредимым из огня, сбрасывать с себя цепи, менять свой облик, летать по воздуху и воскрешать мертвых.
Он был современником Христа и начал проповедовать примерно в то же время. Примечательно то, что Иисус Христос Нового Завета умел лишь “ходить по воде”, то есть “укротил” стихию воды, в то время как Симону-магу оказались “подвластны” огонь и воздух – другие стихии. И оба они могут воскрешать мертвых. Но сверхъестественные способности Симона-мага христианами неизменно объяснялись результатом дьявольского наущения.
Симон-маг собрал вокруг себя последователей, которые, образовали самостоятельную секту симониан, и вскоре объявился в Риме при императоре (по одним источникам – Нероне, то есть в 54-68 г. н.э., по другим – при Клавдии, немного раньше, с 41 по 54 год н.э.).
По версии “Римских деяний” там он, чтобы доказать свою власть над силами небесными, попытался взлететь и прыгнул с высокой башни. Покорные ему демоны подхватывают его, но апостол Петр заставляет их отступиться, и чародей разбивается о камни насмерть.
Настоящее время и обстоятельства смерти Симонама-га остаются неизвестными. Отдельные группы симониан продолжали существовать еще на протяжении двух или трех столетий, но они не пользовались уважением даже в гностических кругах из-за злоупотребления какими-то экстремальными формами колдовства.
«Великое Изъяснение»
Считается, что система Симона-мага была изложена им в трактате под названием Ароphasis Меgale («Великое Изъяснение»), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль “священного писания”. Из этого произведения сохранились существенные фрагменты в составе книги христианского писателя Ипполита Римского (2 век н.э.), полемизировавшего с различными еретическими “лжеучениями”.
По словам христианских авторов, Симон-маг утверждал, что послан в мир самим Господом, так как управлявшие Землей ангелы стали плохо справляться со своим делом, будучи поглощены непрестанной борьбой за первенство, а род человеческий пришел в окончательный упадок и одичание. Соответственно, спасти мир в состоянии лишь радикальная смена религиозной парадигмы, подготавливаемая и проповедуемая самим магом и его сподвижниками.
Руководствуются подобными же соображениями в течение всей христианской эпохи и по сей день, появляются и выступают все новые и новые ересиархи.
Чтобы его весть была услышана и принята всеми народами, Симон-маг якобы явился перед соотечественниками-самаритянами как Бог-Отец, перед членами первых иудео-христианских общим – как безвинно убитый и воскресший Бог-Сын, а перед язычниками – как Святой Дух, облекшийся плотью. Таким образом, он соединил в себе три ипостаси верховного христианского Божества.
В основе бытия, по учению Симона-мага, лежит огонь, имеющий как явную, так и тайную сущность. Из огня путем эманации произошли три брачные пары: ум и помышление, звук и имя, рассуждение и переживание. В отличие от апостолов Христа, Симон-маг считал церемониальную магию одним из кратчайших путей к постижению Бога.
Потому он и снискал себе славу могущественнейшего чародея своего времени.
Таким образом, уже сам термин, обозначающий кочевой народ и их “лжеучителя” Симона-мага, был первой ступенью к созданию негативного стереотипа, который преследует цыган до сих пор.
Дошедшие до нас исторические документы свидетельствуют, что цыгане в Византии жили и в центре империи, и на ее окраинах {то управляемых центральной властью, то выходящих из-под контроля). Везде они умели продать свои изделия и услуги.
Кочевой народ
Что касается их кочевого образа жизни, то это были просто поездки по очень ограниченной территории: ремесленники искали рынок для сбыта своих изделий, артистам требовалась публика для выступлений. Более того, цыгане были признаны настолько полезным населением, что в ряде мест их вожакам даются определенные привилегии. Интересны грамоты, которые цыгане получили в 1378 году на Пелопоннесе и в 1386 году на острове Крит.
Документы замечательны тем, что в них уже указан род занятий цыган – написано, что это мастера, занятые обработкой металлов. Византийские источники упоминают о таких профессиях цыган, как гадание и дрессировка животных.
В самых ранних источниках говорится о заклинании змей, далее акценты переносятся на вождение медведя. Очень интересно упоминание о том, что заклинатели змей попутно гадали – они обращались к людям из толпы: “Ты родился под хорошей звездой, а ты под плохой”. После такого вступления они начинали предсказывать судьбу.
Цыганки в ту эпоху ходили по домам, занимаясь гаданием. Известно также, что изготовление решет и сит было важнейшим занятием византийских цыган. И все же главным ремеслом было в ту эпоху кузнечество.
Кочевье же, как таковое, было вовсе не следствием врожденной “тяги к перемене мест”, оно диктовалось характером кормивших цыган занятий, а наличие документов (грамот о привилегиях) то образ жизни многих таборов был фактически полуоседлый.
И этому способствовало, как мы ранее указывали, в первую очередь подробно регламентированное в гражданском законодательстве поведения граждан Восточной Римской империи. Византийские законы не признавали образ жизни, ведущийся цыганами, преступным и не преследовали их только по национальному признаку.
«Удобное» нацменьшинство
В целом можно говорить о том, что цыгане были “удобным” национальным меньшинством на фоне воинственных варваров. Они не брались за оружие, не захватывали территории силой. Уже на территории Византии цыгане вступили в первые контакты с представителями Западной Европы. Это произошло во время начавшихся к тому времени первых крестовых походов.
В силу своего географического положения Византия стала местом сбора для рыцарей, отправляющихся пешим ходом в Палестину. А за ними и следовали кочевые племена цыган, проникнув, таким образом, в Палестину, Сирию, Египет, а затем и в страны Северной Африки.
Именно в этот период способные к языкам кочевники получили первые навыки общения с западноевропейцами. Во время следования крестоносцы грабили местное население; византийским дипломатам с трудом удавалось удерживать первые походы крестоносцев в рамках “официальной задачи”. Позднее, однако, рыцари сочли более выгодным напасть на своего христианского союзника.
Раскол веры и мира
После церковного раскола 1054 года православные византийца были для католиков еретиками. Тема церковного раскола сама по себе интересна любому человеку, исповедующего христианскую религию, но нас она будет интересовать и с точки зрения влияния этого вопроса на восприятия мира обращенных христиан – цыган. Поэтому также в целях понимания дальнейшего повествования считаю необходимым более подробно остановиться на этом вопросе.
В истории раскол христианской церкви 1054 года – это событие, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь и православную церковь с центром в Константинополе.
Фактически разногласия между Папой Римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054 года. Однако именно в 1054 Папа Римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053-м латинских церквей в Константинополе.
Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 г. в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх Кирулария предал анафеме легатов.
Раскол не преодолен до сих пор, хотя в 1965 г. взаимные проклятия были сняты но, по моему мнению, для широкого большинства наших современников точные причины и основания для раскола неизвестны. Но в таких идеолого-церковных распрях прошло 150 лет, и в 1204 году участники четвертого крестового похода (католики) вместо того, чтобы плыть в Палестину, осадили Константинополь, взяли его штурмом.
Упадок великого государства
Дальнейшие события были трагичны. В процессе борьбы католиков с православными христианами государство вступило в полосу упадка и кризиса.
Территория Византии стала сокращаться, условия жизни беднейших слоев, к которым относились и цыгане, резко ухудшатся. И тогда взоры вождей цыганского народа перед угрозой большой и затяжной войны обратились на Европу. Что скорее всего и явилось основной причиной первой волны миграции цыган или начала так называемого “Великого цыганского похода”.
Но вот на вопрос: “Какие цыгане в начале XV века отправились в Западную Европу?” современная цыганология предполагает, что это были обычные таборы. Правда, существует и альтернативное утверждение, что таборы, отправившиеся в “великий поход”, были необычны – это был конгломерат людей с авантюрной психологией.
Такой вывод не случаен. Мы уже описывали профессии цыган Византии. В целом это был трудовой люд: ремесленники, артисты или дрессировщики. Между тем летописи и документы европейских стран не фиксируют среди занятий пришельцев ремесел или выступлений с животными!
С самого начала и несколько последующих десятилетий эмигранты из Византии занимаются лишь попрошайничеством, гаданием и мелким воровством. Эта версия имеет право на жизнь, ибо честные труженики (как диктует их психологический склад) понадеялись, что приспособятся ко всему и остались в обжитых местах. Они не готовы был идти туда, откуда приходили латиняне-крестоносцы.
Православные цыгане
Подчеркнем еще раз – приверженность цыган к гаданию в Византии не повлекла за собой никаких репрессивных мер. Максимум, что исследователям удалось найти, это высказывания высшего духовенства, где прихожанам запрещалось впускать в свой дом гадалок.
Разумеется, это вовсе не анти-цыганский закон западноевропейского образца. Наказание, да и то не светское, а духовное (временное недопущение к причастию), грозило лишь клиентам предсказательниц – сими же цыганки могли заниматься своим ремеслом беспрепятственно. Таким образом, данные меры были проявлением обычной для церкви “борьбы с суевериями”.
Совершенно очевидно, что отсутствие репрессий и является доказательством того, что цыгане не доставляли властям особого беспокойства. Скажем более: сама немногочисленность упоминаний цыган в византийских источниках лишний раз доказывает, как удачно они вросли в новое для них общество.
Если бы ситуация развивалась иначе, это неизбежно сказалось бы на внутренней политике государства и наверняка было бы зафиксировано местными авторами (как фиксировалось все мало-мальски значимое по другим вопросам).
Таким образов, мы можем сделать вывод, что преступность в цыганской среде была не выше, чем у других народов восточной империи. Кроме того, цыгане приняли православие и стали с греками единоверцами.
Затем на историческую сцену выходит новая могущественная сила – Оттоманская империя. В 1453 году турки взяли византийскую столицу, и к 1500 году практически вся территория Греции, Болгарии, Трансильвании, Крымское ханство была под турецким контролем. Турки изгнали всех христиан из немногочисленных оставшихся торговых центров. Что явилось сильнейшим толчком к дальнейшей миграции цыган в поисках свободы и рынков сбыта своих товаров и услуг в страны Европы.
Цыгане, которые покидали Византию, рассчитывали использовать психологию католиков в свою пользу. Эти эмигранты шли не просто так: у их вожаков была заранее заготовлена обманная версия, предназначенная для правителей западноевропейских стран. Цыгане безошибочно определили, что струной, на которой можно играть, является религиозный фанатизм.
Автор: В.Бровко